Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +21 погода в Петербурге
Доллар 62.87
Евро 70.79
Юань 9.14

Каждый третий ребенок у психолога - со школьными проблемами

 Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Фото: Ирина Якушкина/OK-inform Первое сентября, вопреки заклинаниям взрослых, далеко не для всех является праздником знаний. Психологи рассказали, почему не все дети любят учиться, как источником стресса становится ЕГЭ и что со всем эти делать детям, родителям и педагогам

Психолог СПб ГБУЗ «Городской консультативно-диагностический центр “Ювента”» Татьяна Кононова в интервью ОК-информ рассказала, как родителям вместе с детьми научиться любить школу, справляться с проблемами и что делать, если малыш уже в первом классе испытывает стресс от школы, а в старших - в ужасе от призрака ЕГЭ.

Период адаптации первоклассника - полгода

- Татьяна Алексеевна, 8-летняя дочка знакомых перед 1 сентября рисует мрачноватые картинки о школе: перечеркнутую классную доску, злые детские лица, не самых симпатичных учителей. В первом классе училась девочка хорошо, в школе ее вроде никто не обижает. Откуда тогда такая реакция на школу и что делать, если уже в начальной школе ребенку плохо и скучно?

- Если говорить о первоклассниках или второклассниках, то я не знаю ни одного малыша, у которого не была бы сформирована познавательная деятельность. Ребенок от природы склонен к изучению, познанию. Любого ребенка можно замотивировать на новые знания, это заложено в детях. Как правило, детский бунт «не хочу, не пойду» встречается не так уж часто. Если, конечно, школа гостеприимна и там нет конфликта. Но такие рисунки и явное нежелание идти в школу могут означать, что среда не очень благожелательна к этому ребенку.

- И как родителям выйти из этой ситуации?

- Для начала - понять, в чем причина нежелания идти в школу. Бывает, все идет из семьи, когда родители стараются еще до школы напичкать ребенка избыточными знаниями и в первом классе ему элементарно скучно. Во всем должна быть мера, ровный переход от игр к учебе, нельзя резко стартовать ни в чем. Я очень тепло отношусь к учителям начальной школы, они почти всегда находят творческий игровой подход к малышам. Можно поговорить с учителем и вместе решить эту проблему. Бывает и другой вариант - когда родители сами не очень благожелательны к школе и начинают готовить ребенка заранее: «Вот опять эти уроки, эти задания, двойки, нам не выспаться…». И у ребенка закладывается мысль, что школа - это ужас, и настрой совсем не лучший.

- А как правильно мотивировать?

- Надо убеждать, что новые возможности, знания - это здорово! То есть рассматривать школу не с позиции стресса. Да, возникнет много новых вопросов - но вопросов, а не стрессов. Родители должны помогать школе, создавать позитивный настрой. Мы сами готовим почву нелюбви к школе, если нет мотивации и интереса. И у ребенка складывается впечатление, что дома хорошо, а в школе будет плохо. Ребенок идет в неразрывной связке с родителями лет до 12, и надо не упустить это время. Мы все любим своих детей, все хотим как лучше, но часто используем не те инструменты.

- Да, но все вроде бы нормальные разумные люди, все это понимают. И у них такие же нормальные дети. Родители вроде бы правильно детей мотивируют, но ребенок приходит из школы несчастный, с обкусанными ногтями, и говорит, что больше - никогда! Или покорно идет на уроки, но очевидно испытывает стресс. Что с этим делать?

- Такое напряжение, тревожность нарастает, когда не совпадают оценки самого себя, своих родителей с оценкой окружающих, учителей. Получается давление с нескольких сторон: с одной стороны, давят стандарты, требования, причем формальные, без поблажки на что-то, без учета индивидуальных особенностей. С другой стороны, у родителей иные требования и подход. И когда эти требования идут вразрез, ребенку очень сложно, и он видит единственный выход - не идти в школу. Начинает врать, прогуливать, а то и на самом деле заболевает.

- Что делать в такой ситуации? Менять школу?

- Возможно, и менять школу.

- А надо заставлять делать уроки, насколько тщательно контролировать этот процесс?

- Внешние факторы переносятся на внутренний план через 2-3 года. Первое время родители ни в коем случае не должны делать домашнюю работу сами, но быть контролирующим органом нужно. Если ребенок не сделал, пусть сам и исправляет. В любом случае, если у ребенка не будет правильной мотивации, то все бесполезно.

Как понять, что со школьником что-то не так?

- На что обращать внимание в поведении ребенка, чтобы понять, что в школе что-то не так?

- Если говорить о младшей школе, то период адаптации длится полгода. Поведение характерно как в посттравматическом стрессе: перепады настроения, острые эмоциональные реакции. Мы повысили голос - ребенок тут же начал плакать. Первые пару месяцев в школе на это можно закрывать глаза, но если это продолжается, надо разбираться. Еще плохой сон. Озвученное нежелание идти в школу. Лабильность настроения и агрессия по отношению к домашним. Ребенок огрызается, сам не понимая этого, он еще не может отследить свои реакции и переносит это на родителей. Еще частая защитная реакция - дневной сон, организму надо хоть как-то переключаться, и ребенок спит. Также защитой может быть увлечение какими-то играми, которые раньше ребенка не интересовали, теми занятиями, которые казались неактуальны, но вдруг стали востребованы. Это объясняется тем, что ребенок интуитивно отвлекается на то, что приносит ему удовольствие, новые эмоции и подпитку.

- Это с малышами. А как мотивировать детей постарше?

- С подростками сложнее. Мотивировать можно через интерес к учебе. Где его взять? Понять увлечения подростка и через них прийти к выбору. Ищите, что выгодно. И помните, что промежуточный вариант тоже очень важен. Перевел песню с иностранного языка, сделал удачный опыт - уже хвалите. Главное - заинтересовать хотя бы чем-то, а там этот углубленный интерес перейдет и на другие предметы. Подростку нужно постоянное подкрепление, поддержка, причем мальчики в этом нуждаются даже больше, чем девочки. Да, он будет отмахиваться, что ты, мол, меня хвалишь только потому, что я - твой сын. Но внутренняя улыбка все равно будет. Тут в который раз мы говорим: с подростком надо общаться. В этом возрасте у него могут быть проблемы со сверстниками или уединение, он будет врать, прогуливать, избегать общения в школе и самой школы.

- Следует ли поддаваться на постоянные ссылки на «больную голову» или «живот»?

- Универсального ответа нет. Ко мне на прием недавно приходила девочка с мамой. Мама говорит, что чем ближе 1 сентября, тем больше у дочки повышается тревожность, вплоть до истерики, и начинает болеть живот. Девочка умоляет маму положить ее на обследование желудочно-кишечного тракта, лишь бы не идти в школу. Вот что делать - верить этому или нет? Конечно, верить. Но это проблему полностью не решит. Если видите, что подросток врет или даже не врет, а действительно сам себе это внушает и сам верит, то все равно надо искать причину, сесть стул к стулу и говорить. Подростки идут на это очень сложно, но это необходимо делать. Разговоры нужны, как бы подросток ни закрывался. Если он рычит в ответ на ваши просьбы поговорить, это еще не значит, что он не хочет. Просто он в данный момент не готов. Обстановка в семье должна располагать к потребности выговориться. Еще мне всегда нравится связь с учителем, ему зачастую лучше, чем родителям, видно какое-то неблагополучие в школе. Это не обязательно классный руководитель, это может быть любой учитель, с кем у ребенка есть контакт. И часто оказывается, что причина совсем банальна. Например, папа видел, что сын-старшеклассник не хочет в школу, думал, что у парня глобальные проблемы с выбором, долго пытал сына о перспективах, о том, почему ему так трудно дается поход в школу. И только в процессе разговора мальчик вдруг выдал: «Какие, на фиг, перспективы - мне бы двойку по физике исправить!»

- Много к вам подростков приходит с такими школьными проблемами?

- Много. Дети до 10 лет в поле нашего зрения не попадают, поскольку «Ювента» принимает детей с 10 лет. Но среди младших подростков проблемы со школой - у каждого третьего.

ЕГЭ как инструмент управления

- Младшие школьники привыкают к новой обстановке. А что тревожит старшеклассников, помимо их привычных возрастных проблем?

- ЕГЭ и ОГЭ - они создают высочайший уровень тревожности и являются инструментами для управления поведением школьников. И этим инструментом пользуются направо и налево и педагоги, и родители, что не дает детям насладиться учебой. Приходится смещать акценты, убеждая ребенка, что он работает на себя, а не на ЕГЭ, что ЕГЭ - это всего лишь инструмент для постройки своего будущего. Подростки это понимают, когда видят, что их ни с кем не сравнивают, а объясняют, что речь идет только о них самих. И результат будет, когда уйдет тревожность и зависимость от результата.

- Неужели ЕГЭ так тяжело воспринимается школьниками?

- Действительно тяжело. Не сам конкретный предмет, а информационное поле вокруг него. Мы с коллегами часто общаемся на эту тему, и все соглашаются: появляются и нервные анорексии, и расстройства адаптации. Надо настраивать не на результат, надо приручать свои страхи. В конце концов, ЕГЭ можно пересдать, ребенку надо это объяснить. И тогда негативное влияние снизится. Надо убрать давление родителей и учителей, дать шанс иметь запасной вариант.

- Количество невротиков «благодаря» ЕГЭ увеличивается?

- Безусловно, и это связано с определенными стандартами, в которые надо вписаться, соответствовать ожиданиям. Ребенок постоянно в стрессе, отсюда - развитие невротических состояний. Кроме того, сейчас трудно прогнозировать будущее, это тоже создает эмоциональное напряжение.

- Когда-то одна мудрая учительница сказала родителям на школьном собрании, чтобы те не внушали своим детям, что школа - это второй дом. Потому что дом у каждого один. Она права?

- Абсолютно права. Дом - это родители, это место, где за тебя кто-то берет ответственность. Это то, что комфортно и надежно. В школе тоже может быть комфортно, но это - не семья. Воспитательная и образовательная роли должны разделяться. То, что прощают дома, в школе может стать фатальным, и ожидания детей не оправдаются. Это может привести к очень большим проблемам.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Комментарии
Яндекс.Метрика