«Лиговская шпана» и гопники из петербургских трущоб «Лиговская шпана» и гопники из петербургских трущоб спецпроект
Санкт-Петербург +4 погода в Петербурге
Доллар 57.57
Евро 67.93
Юань 8.69

Учителей заставят быть «компетентными»

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Ленинградская область стала одним из 13 российских регионов, где этой осенью проводят эксперимент по оценке профессионализма учителей. Между тем тысячи педагогов уже пишут письма в Минобразования, требуя урезонить чиновников

В сентябре - октябре 2017 года 13 регионов России (Ленинградская, Московская, Волгоградская, Рязанская, Ярославская, Курганская, Томская области, Кабардино-Балкария, Адыгея, Ингушетия, Чечня, Татарстан и Хабаровский край) стали опытной площадкой для апробации «национальной системы учительского роста, методики уровневой компетенции учителя», организованной Рособрнадзором.

Оскорбительные методики

Педагоги выразили решительный протест и написали открытое письмо министру образования Ольге Васильевой с требованием заставить ее подчиненных «хоть немного думать». Учителя сочли себя оскорбленными, раскритиковали предложенные методики оценки, вполне справедливо ссылаясь на то, что об их компетентности говорит диплом о высшем образовании, профессионализм регулярно подтверждается аттестациями и открытыми уроками, а отмечается званиями и регалиями. Под письмом - подписи народных и заслуженных учителей России, преподавателей с многолетним стажем и совсем молодых педагогов.

В Ленинградской области «к доске» пошли 400 учителей. Чиновники уверяют, что речь идет об исключительной добровольности участия в эксперименте.

Совсем не кролики и вовсе не мыши

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов привел на пресс-конференцию «тяжелую артиллерию»: завкафедрой филологического образования Ленинградского областного института развития образования Елену Соколову, зампредседателя территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Андрея Кашаева, сопредседателя облсовета руководителей образовательных учреждений Ленобласти, директора школы № 2 из Всеволожска Оксану Расторгину и сопредседателя ассоциации молодых учителей России Дениса Рочева.

Каждый 10-й учитель русского и математики не компетентен, и в РГПУ имени А.И. Герцена была разработана система оценки профессионального уровня педагогов.

«Сегодня есть нарекания к нынешней системе аттестации учителей. Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы создать новую модель аттестации педагогов, повысить квалификацию, помочь учительскому росту», - сказал Сергей Тарасов.

Он специально сделал акцент на том, что не следует называть нынешнюю апробацию экспериментом - видимо, услышав это слово, учителя чувствуют себя особенно неуютно и напоминают себе милых подопытных ушастых зверюшек.

«Это именно апробация, федеральный проект, он важен потому, что есть возможность перед экспериментом в масштабах всей страны апробировать сильные и слабые стороны проекта. Чтобы не получилось, что нам его навязали», - настаивал Сергей Тарасов.

Видеотрансляции уроков

Оценка компетенций будет проходить в несколько этапов: диагностическая работа (тестирование, решение методических задач с развернутым ответом и решение профессиональной задачи), заполнение опросника, направленного на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей, а также предоставление видеотрансляции в режиме онлайн или видеозаписи урока.

«Первое впечатление у учителей положительное… Уже сегодня мы видели онлайн трансляцию, и мы гордимся нашими учителями… мы готовы передавать свой опыт, который зачастую скромно замалчивается. Первые шаги - да, это сложно, но это же творчество!» - как заклинание твердили учителя.

Присутствующие заверяли журналистов, что все происходит не только спокойно и без волнений, но даже с нескрываемой радостью.  Слова и призывы «нужно, интересно, необходимо, замечательно, перспективно, поднимая планку выше и выше, ради комфорта педагогов, ради будущих учеников, во имя качества знаний» звучали как на первосентябрьской линейке.

Учителя нуждаются не в советах, а в условиях

Мнение самих учителей прозвучало в открытом письме министру, опубликованном в журнале «Стандарты образования». Письмо эмоциональное, весьма объемное, поэтому мы берем наиболее важные отрывки из него.

Учителя раскритиковали методики оценки, ссылаясь на то, что об их компетентности говорит диплом о высшем образовании, профессионализм подтверждается аттестациями и отмечается званиями.

«Учительская общественность ознакомилась с моделью и выражает вам глубокую благодарность за такое внимание к вопросам организации неусыпного контроля наших “компетенций” (ранее это, правда, называлось профессиональным уровнем)… Особую благодарность просим передать тем региональным руководителям, которые с не меньшим усилием воли также сумели заставить себя забыть о Законе и таки направили своих учителей на апробацию данной модели», - говорится в обращении.

Учителя напоминают, что особенно «удачно» выбрано время для эксперимента - начало учебного года: «…в самый раз озаботиться съемкой двадцати (!!!) уроков и сдачей всевозможных проверочных работ. Естественно, действовать будем по принципу - между работой и проверкой всегда выбираем последнее. Мы, конечно, привыкли, но знаете: одно дело проверяться, а совсем другое – “оцениваться”».

Учителя считают «апогеем безумства и полнейшей безответственности» и «проявлением откровенного хамства» желание авторов программы увидеть по 20 отснятых уроков от каждого оцениваемого учителя. Ведь их вряд ли кто-то всерьез будет смотреть. К тому же, судя по набору заданий теста, педагогов будут проверять не на предмет профессионального роста – станут оценивать их знания, полученные в школе и вузе, что также возмутительно.

И в конце - настоящий крик души: «Уважаемая Ольга Юрьевна! Пожалуйста, прикажите вашим подчиненным хоть немножечко думать. Думать, прежде чем говорить, и тем более думать, прежде чем что-то делать. Прикажите им сначала много читать, прежде чем что-либо писать. Прикажите им видеть и уважать нас, учителей, и детей, которые сидят в наших классах. Надеемся, что они послушаются Вас. Еще было бы очень неплохо заставить их выучить и осознать то, что это не мы для них, а они должны существовать и действовать для нас. Это выражается в одной фразе: “Люди, занимающиеся педагогической работой, нуждаются не в советах, а в условиях”».

Больше всего учителей раздражает высокая внеучебная нагрузка, в том числе большие объемы документации и отчетности. Показатель загруженности «бумагомаранием» опередил даже традиционное недовольство зарплатой.

Под письмом - более 1,5 тысячи подписей учителей с разных концов страны, с регалиями и без, молодых и почтенных, педагогов в седьмом поколении и новичков в профессии.

Комментарии в режиме онлайн:

«Интересно, сколько наших налогов ушло на разработку этого бреда по заказу… чиновников? Пора пригрозить всеобщей забастовкой учителей». «Хватит издеваться над учителями. Создайте надлежащие условия в школах, обеспечьте учителей качественными УМК, электронными ресурсами, средствами обучения, нормальной зарплатой на ставку. А после этого мы будем говорить о возможности качественно и регулярно повышать уровень профессионализма учителя». «Дайте заняться работой с детьми! Данная модель - еще один из способов отвлечь педагогов от своего непосредственного дела - обучения и воспитания детей. Министры и ученые, займитесь лучше изучением реального состояния дел в регионах и исправлением ошибок местных властей».

«В Ленобласти с образованием все хорошо, но мы хотим еще лучше»

ОК-информ попросил областных руководителей образования высказать свое мнение о реакции коллег.

По данным исследования НИУ «Высшая школа экономики» и соцопроса «Левада-центра», в 2016 году доля учителей, которым «все нравится» в их работе в школе, резко снизилась по сравнению с 2015 годом (42% и 22% соответственно).

«У нас тут тоже находятся учителя - победители различных профессиональных конкурсов и званий. Мы приветствуем разные точки зрения, но хотелось бы, чтобы обсуждение шло профессионально, а не эмоционально… В любой профессии должен быть маркер компетенции, и ничего плохого в том, чтобы раз в несколько лет задействовать такой маркер, нет. Это же не для публичного порицания, а возможность увидеть свои пробелы в чем-то… Мы - только за эксперимент, и спасибо, что он есть. Мы не пытаемся ввести учителей в шоковую ситуацию. Наоборот - будет такая ситуация, в которой комфортно работать!» - почти единодушно отчитались спикеры.

ОК-информ поинтересовался у Сергея Тарасова, насколько сейчас комфортно работается областным учителям, а если комфортно, то надо ли искать добра от добра? «Почти 88% родителей школьников Ленинградской области, участвуя в федеральном опросе, ответили, что оценивают уровень преподавания и профессионализма педагогов как очень высокий. Это очень хороший уровень, но мы хотим идти еще дальше», - ответил председатель комитета общего и профессионального образования Ленобласти.

Он также сообщил, что учителям живется неплохо: средняя зарплата учителя в 47-м регионе составляет 38 тысяч рублей. В области 350 школ, в которых обучаются 147 тысяч ребят. Их учат 10 тысяч учителей-предметников, а всего в системе образования региона задействовано 50 тысяч работников.

Однако, по данным исследования НИУ «Высшая школа экономики» и соцопроса «Левада-центра», в 2016 году доля учителей, которым «все нравится» в их работе в школе, резко снизилась по сравнению с 2015 годом (42% и 22% соответственно). Это значение в опросе-2016 оказалось самым низким за период с 2012 года.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика