Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +1 погода в Петербурге
Доллар 59.63
Евро 70.36
Юань 8.99

Школьные учебники: кошмар на улице Знаний

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Восьмилетняя школьница Алиса прочла в учебнике по литературному чтению для второго класса сказку про лису, повесившую свой глаз на куст наблюдать, чтобы шубу ее не унесли, и зарыдала от страха… Видимо, неслучайно итогом завершившегося в сентябре дискуссионного клуба Минобрнауки России, участники которого обсуждали качество школьных учебников, стали более 47 500 замечаний и предложений 45 319 педагогов из разных регионов страны. В причинах кошмаров разбирался корреспондент ОК-информ

Вы хорек?

Популярные в совковом прошлом «черные» стишки, скажем, про «косточки в ряд, трамвай переехал отряд октябрят», отдыхают по сравнению с перлами современных учебников.

Вслед за второклассницей Алисой ужаснулась дочитавшая до конца страшную сказку ее мама Наталья: «Видят сороки, на кусточке лисий глаз висит, блестит, во все стороны смотрит. Понравился сорокам лисий глаз, схватили его и унесли. Выспалась лиса, проснулась, шубку надела, хвост прицепила, стала глаз свой искать, а глаза-то и нет. Вот, - думает лиса, - какой глупый глаз, - его сторожить повесили, а он и себя не устерег…»

Но особенно испугалась Алисина мама, когда прочитала вопросы, на которые дочке велел ответить учебник, на обложке которого крупно написано, что он «академический школьный»: «Какие поступки лисы говорят о ее находчивости, смекалке? Понравилось ли тебе, как лиса разговаривала со своими лапами и хвостом?..»

На следующий день Наталья сверила свои впечатления с тем, что думают о таком содержательном тексте родители одноклассников ее дочки.

«Успокоили» Наташу тем, что по телевизору дети и не такое видят, а еще посыпались страшные примеры из школьных учебников - не только для второклассников.

Поразили так называемые «вопросы для самопроверки» из учебника для пятиклассников: «1. Как выглядит хорек? 2. Как выглядит военная агрессия? 3. Вы агрессивны? 4. Вы хорек?» За детей как-то стало обидно.

А вот задачка по математике: «Отец на 6 лет старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына».

Или вот вопросы из школьных учебников на знание генетических особенностей разных живых существ: «Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по две ноздри?» Жуть, да и только!

Этот страшный зверь - ФГОС

Отчаявшись что-либо понять, Наталья вступила в диалог с учительницей, у которой, к слову, солидный опыт преподавания в школе. Та объяснила, что «честь мундира» в системе образования превыше всего, поэтому учителя, как правило, открыто не ропщут. Скорее, предпочитают игнорировать самые бредовые задания, заменяя их на другие.

«Вот такая задача, - припомнила педагог. - Два мальчика, Дима и Миша, отправились в булочную. По дороге они нашли 20 рублей. Сколько бы денег нашел один Дима, если бы отправился в булочную? По федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), такие задачки развивают логическое мышление. Но мне, если честно, жалко детей…»

По словам учительницы, «разумные учителя за то, чтобы вообще не было вариативности учебников в начальной школе, поскольку именно в этот период закладываются базовые знания, гражданственность, доброта, милосердие».

«Учебники по ФГОС на подобные вопросы не отвечают, у ребят сумбур в голове (это в лучшем случае), а то и воспитывают чувство разобщенности и агрессии. Исчезает мотивация, интерес к учебе, - считает она. - Учителю, особенно молодому, начинающему свою педагогическую деятельность, необходима качественная методическая помощь. Здесь должно быть разнообразие методического материала, чтобы учитель мог проанализировать, выбрать тот материал, который требуется для развития (и коррекции) детей именно его класса».

Педагог уверена, что вариативность возможна только в старшей школе, когда подростки выбирают специальность. Им необходимы учебники для углубленного изучения предмета.

«Но в отличие от телевизионных страшилок, доступ к которым разумные родители ограничивают, учебники - данность, считаться с которой приходится всем: ученикам, учителям и родителям, - добавляет разделяющий это мнение специалист в области возрастной психологии, доктор психологических наук Аркадий Смолин. - Содержащиеся в них “ужасы” обязательны к изучению, но, ясное дело, умный учитель действительно умеет ловко обходить выносящие мозг задания, предлагая альтернативу в рамках заданной темы».

Гибкость для маневра

В конце первого учебного месяца - сентября, стало известно, что силами Минобрнауки подготовлены новые стандарты качества школьных учебников. Имеются предложения по более тщательной экспертизе и разработке базовой линейки учебников, рекомендуемых учителям к использованию в школах.

Глава ведомства Ольга Васильева на заседании комитета Совфеда по науке, образованию и культуре напомнила о поручении Владимира Путина еще до начала учебного года этим заняться. «В чем новшество: остается общественная и научная экспертиза, но Минобрнауки оставляет за собой право обратиться к любому экспертному органу или любому эксперту, если покажется, что в учебнике есть какие-то спорные моменты», - объяснила она.

В Минобрнауки отмечают, что в российских школах руководствуются Федеральным перечнем учебников, утвержденным в 2014 году с учетом ряда поправок и дополнений, вносимых на протяжении последних трех лет. В него включены 1 377 учебников, среди которых 82 - по русскому языку, 81 - по литературе и столько же - по английскому языку.

К слову, Илья Демаков - 30-летний преподаватель истории и обществознания петербургской гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга, только что признанный лучшим учителем России говорит, что очень сложно работать в условиях огромной вариативности учебников. «Было 1 400 пособий только по истории! Сейчас - три, и это дает определенную гибкость для маневра учителю», - объяснил он в блиц-интервью ОК-информ и заодно сообщил, что очевидна необходимость единообразия учебников.

Единое образовательное пространство

По данным онлайн опроса Счетной палаты РФ, две трети россиян (70,4%) считают, что знаний, полученных в школе, недостаточно для поступления в высшее учебное заведение. Примерно столько же респондентов - 70,8% - оплачивают дополнительные занятия с репетитором. Больше всего претензий - к качеству преподавания иностранного языка и математики. Смущает респондентов и обилие учебных пособий.

По данным исследования общественного мнения, опубликованного 12 сентября на сайте ВЦИОМ, 70% взрослых россиян считают, что по каждому предмету в школе должен быть основной (базовый) учебник для всей страны при сохранении пособий для углубленного изучения.

В Москве и Санкт-Петербурге инициативу поддерживают еще активнее - 75%, в городах-миллионниках - 78%.

Но при этом россияне подчеркивают необходимость разработки базовых учебников по таким предметам, как русский язык (его отметили 57% опрошенных), математика (55%), история (43%), литература (41%). Около 84% россиян убеждены, что в стране должно быть сформировано единое образовательное пространство, включающее утверждение государственного образовательного стандарта для школьников по всей России.

По мнению опрошенных, единый минимальный образовательный стандарт для школьников в России позволит создать равные условия для всех, при этом единый базовый уровень знаний даст и равные условия при поступлении в вуз.

Пока Минобрнауки определяется с экспертизой и обобщает полученные из регионов претензии и вопросы, мы продолжаем пугаться. Правда, с лисой из сказки в одном из вариантов учебника для второклассников все не так плохо: «Сорвала самую спелую черничину и вставила себе вместо глаза. Смотрит - кругом черно. Не понравилось…» Бруснику вставляла - красно, льдинку - растаяла. Спросили звери: «Что плачешь?» - «Есть хочу…» Дали ей звери поесть, тут и сказки конец: «Теперь лиса всегда досыта наедается. Потому что хитрая». Видимо, как авторы учебников, получившие за сомнительные издания гонорар.

Топ-5: советы старого учителя

Пока перемен не произошло, учителя со стажем предложили топ-5 советов менее опытным коллегам.

1. Предлагаемый учебником текст всегда можно заменить другим - более здравым и менее агрессивным.

2. С задачками еще проще - можно не менять цифры, просто скорректировать место действия и условие.

3. Нужно больше экспериментировать на уроках (правда, не отступая от заданной темы).

4. Нужно больше общаться с родителями - честно объяснять, каким изданиям, авторам и страницам следует доверять.

5. Следует как можно активнее знакомиться с учебной литературой для того, чтобы объяснять ученикам, что рамки одного - даже самого «умного» учебника для настоящих знаний тесны.

Фото из архива OK-inform.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика