Долгая дорога на Лейпциг

Александр Аксаков для ОК-информ Александр Аксаков для ОК-информ
или Проблемы строительного образования в Петербурге

В 2013 году в городе Лейпциге, что в Германии, пройдёт WorldSkills –  крупнейший и известнейший во всём мире конкурс профессионального мастерства для молодых представителей рабочих профессий. Это мероприятие сравнимо по масштабам с Олимпийскими играми. Бюджет четырёхдневных соревнований – 40 млн евро. В 2011 году в лондонских Skills участвовали 58 стран, а в 2013 году к ним присоединится и Россия. Она вступила в сообщество 17 мая в Сеуле. Но это присказка. А вот и сказ: WorldSkills – конкурс не столько индивидуального мастерства (хотя и его, конечно, тоже), сколько национальных систем подготовки специалистов. Проще говоря, побеждают страны, в которых лучше умеют учить. И тут возникает резонный вопрос: насколько отечественная система среднего профессионального образования может конкурировать с мировыми, хотя бы в сфере строительства? Пытаясь найти на него ответ, «Общественный контроль» выяснил в разговорах с экспертами, что кроличья нора куда глубже, а проблемы с профобразованием в России вообще, и в Петербурге в частности, просто чудовищные.

Специалист и не подумает преподавать

Как рассказал «Общественному контролю» вице-президент Федерации образования строителей Борис Буданов, потребность в квалифицированных строителях в Петербурге – около 200 тысяч человек. При этом заведения начального и среднего профобразования выпускают всего 2000 специалистов в год. Максимум. Но не всё так просто. Проблема – не только в нехватке учебных заведений и не только в нежелании молодёжи получать среднее образование.

– Учебные заведения, готовящие строителей, у нас оторваны от жизни, – считает Борис Буданов. – Их требования далеки от реальных требований рынка. Раньше преподаватели-почасовики были профессионалами-практиками и хорошо зарабатывали. Сегодня никто из серьёзных специалистов и не подумает идти в образовательную систему. 

А многие из работающих преподавателей и не заинтересованы в повышении квалификации, поскольку зарабатывают лёгкие деньги на экзаменах, намекнул Буданов.

К тому же при подсчёте своих успехов учебные заведения смотрят, сколько выпускников начали работать по специальности сразу после выпуска. Никого не интересует, будут ли они всё ещё работать через год, два или три. 

Проектировщики есть, а строить-то некому

Вот и по словам Дмитрия Чернейко, председателя комитета по труду и занятости населения администрации Петербурга, наблюдается хронический дефицит кадров. По данным комитета, в прошлом году вузы выпустили 91 тысячу человек, а заведения среднего профессионального образования – всего 15 тысяч, заведения начального профобразования и вовсе – 8 тысяч. 

В общем, инженеров хватает, а кто будет строить? Неквалифицированные мигранты – тоже не вариант.

– Петербург всегда строился руками приглашённых рабочих, но они должны быть каменщиками и арматурщиками, а не сборщиками винограда, –  поделился с «Общественным контролем» мнением президент Федерации образования строителей и бывший ректор СПбГАСУ (ЛИСИ) Юрий Панибратов. – Чтобы здания были безопасны, их должны строить профессионалы.

Опыт работы можно приравнять к образованию

В российском строительном образовании даже нет общих стандартов (минимальных требований к профессии по квалификации и компетенции). 

Как уточнила Галина Борисова, директор Северо-Западного агентства международных программ и эксперт Европейского фонда профобразования ЕС, профстандарты позволяют ввести валидацию. В отличие от сертификации, то есть диплома об окончании учебного заведения, валидация учитывает и неформальную учёбу. То есть работник может и самостоятельно приобрести все навыки и знания, прописанные в профстандарте. И, пройдя специальные экзамены, он получит право работать наравне с дипломированными специалистами.

Но прежде чем такие стандарты разрабатывать, нужно понять, на каких предприятиях и какие специалисты востребованы. Подобных данных сейчас попросту нет. Но в Федерации образования строителей их собирают и к осени планируют сформулировать профстандарты.

Но печальнее всего, что всё вышесказанное – лишь вершина айсберга. При столь нездоровой системе образования какие-то успехи на WorldSkills наши ребята смогут продемонстрировать разве что благодаря выдающимся личным качествам. 

Радует же то, что в отличие от Олимпиады, на WorldSkills никто не скрывает свои программы подготовки, а победители всегда делятся знаниями и методиками с проигравшими.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама