На пороге взрослости

фото предоставлены Игорем Персиановым фото предоставлены Игорем Персиановым
«Общественный контроль» публикует письмо читателя, замдиректора гимназии № 157, лауреата городского конкурса педагогических достижений и победителя нацпроекта «Образование» Игоря Персианова

Напомним, на минувших выходных в Петербурге отгремел праздник для выпускников «Алые паруса». По его итогам наша интернет-газета опубликовала материал с фоторепортажем «Принц опоздал к Ассоль» . Одного из читателей текст натолкнул на интересные размышления о нынешнем поколении выпускников. Вот письмо, которое в «Общественный контроль» написал учитель истории высшей категории, кандидат педагогических наук, заместитель директора гимназии № 157 по воспитательной работе, лауреат городского конкурса педагогических достижений и победитель национального проекта «Образование» Игорь Александрович Персианов.

В ночь с 23 на 24 июня выпускники петербургских школ встречали «Алые паруса». Проливной дождь готов был испортить праздник, но молодые петербуржцы проявили завидную стойкость.

Позади остались экзамены, которые нынешние петербургские выпускники сдали лучше, чем прошлогодние, и успешнее, чем в целом по России. Итоговая аттестация уже не вызывает паники ни среди учеников, ни среди учителей. Скорее, самая «тревожная» категория – это родители старшеклассников. Они готовы платить репетиторам, рассчитывая на лучшую, чем в школе, подготовку и (или) «натаскивание» на ЕГЭ. Их опасения подогреваются информацией о публикациях ответов ЕГЭ в социальных сетях, о непомерно высоких результатах в других, по преимуществу южных, регионах, о списываниях из Интернета…

Сегодня школу оканчивают те, для кого советское прошлое – отдалённая история, а «лихие девяностые» – смутный образ далёкого детства. Взросление выпускников 2012 года происходило на фоне товарного изобилия, свободы границ, идеологического плюрализма, когда социальное расслоение приняло более респектабельные (в сравнении с 90-ми) формы.

Подготовка к грядущим экзаменам происходила на фоне нарастающих проблем в Евросоюзе, перманентного кризиса в Греции, гражданской войны в Сирии, роста протестного движения в России. Массовые акции протеста против фальсификации итогов выборов, коррупционные скандалы, и в целом восприятие коррупции и необоснованных привилегий как непременных атрибутов власти – таковы внешние условия гражданского становления молодёжи.

Активно используя возможности дня сегодняшнего, часть школьников, по моим наблюдениям, идеализирует жизнь в Советском Союзе, которая представляется им более честной и осмысленной. Новое поколение не умеет ценить относительную свободу, товарное изобилие, открытость границ, широкие возможности для выбора сферы деятельности, поскольку не имеет опыта жизни в советской системе.

Взросление сегодняшних школьников происходит в контексте повсеместного распространения сотовой связи. В их жизнь прочно вошёл Интернет. Значительная часть молодёжи «зависает» в социальных сетях, заменяя или дополняя непосредственное общение виртуальным. Это, как ни странно, повышает роль школы, которая оказывается чуть ли не единственным каналом организованного воздействия «мира взрослых» на подростков.

Особое внимание к выбору жизненной стратегии сужает поле для занятий «для души», возможно, влияет на представления о дружбе и товариществе. В современности мало поэзии и много прозы. Материальные атрибуты успеха, ценности «гламурного» образа жизни активно навязываются рекламой, глянцевыми журналами и телевидением.

Какие жизненные выводы сделали для себя выпускники на фоне противоречивых событий и явлений современности? Вопрос непростой и, скорее, риторический… Но можно утверждать, что ученики, по сравнению с тем временем, когда большинство педагогов начинали свою профессиональную деятельность, существенно изменились. Изменились как субъективно (в оценке учителей), так и объективно. Это подтверждают исследования, например – «Выпускник петербургской школы», проводившееся кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО под руководством профессора Вершловского.

О современных выпускниках можно сделать несколько выводов.

– Для выпускников современной школы в большей степени характерна установка на индивидуализм.

– Отношение к учёбе выпускников последних лет характеризуется большей избирательностью и прагматизмом (выпускники 2000-х чётче представляют, что хотят, и поэтому уверенно делят предметы на «нужные» и «ненужные»).

– Интересы выпускников 2000-х имеют более узкую направленность, продиктованы представлениями о том вузе, куда планируют поступить, и предполагаемой профессией.

– Интерес к точным и техническим дисциплинам понизился. Те, кто проявляют особые склонности к этим предметам, выбирают профильные учебные заведения на более ранних этапах школьной жизни.

– Общекультурный уровень стал ниже. Это, возможно, связано с тем, что у родителей теперь меньше времени для занятий с детьми и для саморазвития – все загружены работой.

– Значение школы в глазах выпускников понизилось, так как школа не представляется ведущим источником знаний.

– Выпускники 2000-х ведут себя более раскованно, для них существует меньше условностей.

Очевидно, что эти изменения должна учитывать в своей работе школа – как на уровне учителя, так и на уровне государственной политики в сфере образования. Сегодня воспитание школьников не может просто копировать опыт и риторику прошлого, как это часто происходит на практике.

 

С уважением, И. А. Персианов

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама