Русский как неродной

«Общественный контроль» изучил, как проходит социальная адаптация мигрантов к школе

Пока общество обсуждало проблемы ксенофобии и мультикультурализма, а государство пыталось упорядочить потоки трудовых переселенцев из Средней Азии, появилась новая проблема: адаптация мигрантов к школе. Ведь здесь, в России, обретают новую родину дети переселенцев из ближнего зарубежья. И не у каждого из них получается принять национальную русскую культуру. «Общественный контроль» побывал на одном из уроков русского языка, которые проводят для приезжих петербургские волонтёры. Во многом именно благодаря их работе происходит социальная адаптация мигрантов.

Выборы как катализатор социальной адаптации мигрантов

Многие трудяги из стран ближайшего зарубежья приезжают вместе с жёнами и маленькими детьми. Об интеграции младшего поколения в российское общество речи не идёт: дети не могут общаться со сверстниками, учиться – они элементарно не владеют русским языком. Об адаптации мигрантов к школе и вовсе говорить не приходится.

Власти пока лишь закрывают глаза, делая слабые и зачастую карикатурные попытки внедрения программ типа «Толерантности». Зато общество начинает самоорганизовываться – в лице двух энтузиастов и пары десятков волонтёров, которые хотят научить детей чужестранцев «второму родному» и, таким образом, поспособствовать социальной адаптации мигрантов.

– С Ириной Беляевой мы познакомились на президентских выборах – были наблюдателями на одном участке, – вспоминает Даниил Любаров, один из инициаторов проекта по обучению детей мигрантов русскому языку и знакомству с культурой. – В ходе разговора пришли к выводу, что в школы стали массово приходить ученики, для которых русский язык неродной. И наша система образования оказалась не готова – этих детей не могут полноценно обучать, ведь они зачастую не говорят по-русски. Мы решили, что нужно «перехватывать» детей до того времени, когда они пойдут в школу.

Три ингредиента адаптации мигрантов к школе

Чтобы учить маленьких детей, нужно место, волонтёры и собственно дети. С этими задачами организаторы справились довольно быстро: в течение месяца раздавали листовки, клеили объявления, искали волонтёров и договаривались о помещениях. Первые занятия начались два месяца назад, тогда откликнулись всего четыре семьи, заинтересованных в адаптации мигрантов к школе, а сейчас в проекте около 40 детей, задействованы десятки волонтёров.

– Кроме учителей у нас есть те, кто разносит листовки, развешивает объявления, помогает координировать процесс, – перечисляет Даниил Любаров. – Многие вопросы решаются онлайн – в группе «ВКонтакте».

Участники проекта за социальную адаптацию мигрантов не получают зарплату. Они научились реагировать на нападки в духе «откуда дровишки?» и спокойно объясняют: не всё в мире вращается вокруг денег. Занятия бесплатны, гранты никто не отрабатывает, обналичкой «чёрной» кассы не занимается и за спонсорские деньги не отчитывается. Все расходы – карандаши да значки, а помещения предоставляют различные организации.

– Это же дети, наши читатели, как можно было отказать! – восклицает Валентина Ивановна Ситникова, заведующая библиотекой «Адмиралтейская», где с июля начались занятия в рамках проекта. – К тому же в нашем районе довольно много мест проживания мигрантов, и эта идея особенно актуальна.

Социальная адаптация мигрантов к школе благодаря студентам-волонтёрам

Все ребятишки, которые ходят в группу Адмиралтейского района, немного знакомы с русским языком, но разговорить некоторых очень трудно. В таких случаях особенно актуальна адаптация мигрантов к школе или в процессе обучения. Они, как дикие зверьки, смотрят на учителя и начинают рыдать, если родители пытаются уйти.

На занятиях ученики смотрят мультфильмы, лепят, рисуют, танцуют и играют. Группу ведут 2-3 педагога, в основном это студенты. Екатерина Алимова, например, пятикурсница РГПУ, будущий лингвист. В волонтёры проекта она записалась на собрании наблюдателей Санкт-Петербурга. Друзья Екатерины на её работу смотрят по-разному.

– Некоторые считают, что мы способствуем нелегальной миграции, – удивляется Екатерина. – Но меня не интересует регистрация детей, я просто хочу, чтобы они разговаривали на нашем языке и знакомились с русской культурой.

Помимо занятий русским языком дети вместе с волонтёрами посещают музеи, ботанический сад, зоопарк – так у них будет гораздо больше шансов полюбить Санкт-Петербург, да и социальная адаптация мигрантов в нашем городе пойдёт быстрее, уверены организаторы проекта.

Власть как бюрократический спрут

Государство своё отношение к проекту пока никак не проявило, хотя налицо дефицит адаптационных программ для мигрантов. Возможно, это и к лучшему, ведь где появляется власть, там пропадает свобода и инициативность. Творчество заменяют отчёты, качество – количество. 

По образному определению Даниила Любарова, власть – это гигантский спрут, который спускает с головы команды и бюджеты, а в ответ наверх ему идут отчёты. И этот спрут может существовать сам по себе, по сути, реальных дел не совершая, потому что гораздо проще отчитаться о социальной адаптации мигрантов, чем научить чему-нибудь хотя бы одного ребёнка. Пока же чиновники говорят мигрантам: на вас тратится наш бюджет.

– Если мы, граждане, не замечаем, как работают инспекторы, чиновники, полиция, не обращаем внимания на бездействие спрута, то мы обречены, – уверен Любаров. – Когда же мы дёргаем щупальца и организуем движение, появляется надежда, что можно хоть что-нибудь сделать. Наше движение – это контроль власти, помощь стране и участие в делах государства. Гражданское общество готово быть социально ответственным. Поэтому мы обучаем детей приезжих, ведь как ни крути, в том числе и в них наше будущее, и от адаптации мигрантов к школе, от того, как хорошо мигранты изучат великий и могучий, зависит, насколько наше общее будущее будет комфортным.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама