Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Достоевский-style

 На Дне Достоевского, который прошел в минувшие выходные в Петербурге, W выяснял, как русский писатель XIX века стал модным брендом XXI века

У памятника Федору Михайловичу в субботу яблоку негде было упасть. Празднование Дня Достоевского давно стало доброй традицией в Петербурге. Читаются в библиотеках и арт-пространствах его произведения, проводятся лекции всезнающих «достоевсковедов». А на Владимирской площади и возле его последней квартиры обязательно устраивают целое представление.

ДОСТОЕВСКИЙ капслоком

Шагу нельзя было ступить, чтобы не услышать: «А потом их повели на Семеновский плац, чтобы расстрелять…», «Музей Достоевского был открыт только в семидесятых годах…», «Федор Михайлович любил работать по ночам…». В этот раз экскурсии по местам Достоевского проводились бесплатно и для всех желающих (каковых оказалось предостаточно). А вдоль всего Кузнечного переулка стояли огромные черно-белые картонные персонажи книг Достоевского.

Компанию памятнику писателя составили его ожившие персонажи: Сонечка, Раскольников, старуха-процентщица… Рядом за небольшую сумму денег можно было попасть в нутро крокодила из Пассажа. Он был тряпичный, и делать в нем, как показала практика, было нечего.

Прямо под балконом квартиры Федора Михайловича развернулась сцена. И на ней тоже появлялись персонажи его книг. Смешные, трагичные, жалкие, вдохновляющие. Под конец перфоманса на сцене сам автор встречался со своими героями, жал им руки, целовал в щеки. И все бы ничего, если бы не пафосный бас ведущего в финале: «Да здравствует великий писатель Федор Михайлович Достоевский! Да здравствует великая русская литература!». Кричал он так, что руки так и тянутся напечатать эти слова капслоком. Толпа, однако, послушно вторила «Ура!», не чувствуя профанации.

Достоевский-брошка и Достоевский-сумка

Имя Достоевского давно стало брендом. На том же празднике стояло несколько лотков с сувенирами. Значки с портретами писателя, плакаты, флажки и даже сумки. Особенно весело было, когда почитатели творчества Федора Михайловича покупали значки с надписью «Идиотъ», цепляли их на грудь и гордо ходили по Кузнечному переулку.

И после праздника имя писателя продолжает приносить прибыль тем, кто умеет на нем заработать. Например, в одном из петербургских магазинов продаются брошки с портретом Достоевского. Стильные, можно даже сказать, элегантные. И рядом - экосумки с цитатой из «Преступления и наказания». Сотрудница магазина Анна считает, что в этом нет никакой профанации.

- Достоевский, действительно, стал одним из символов Петербурга. Мне кажется, что это из-за того, что он описал город именно таким, какой он есть на самом деле. Мы тут «профанируем» на всем, на чем можно, - улыбается Анна. - И сумки, и брошки… Хотя брошки есть и с другими писателями. Знаете, как Кафка хорошо идет! А вот книги Достоевского продаются сегодня плохо. Как и вся классика. Потому что она доступна в интернете.

- А я не считаю, что Достоевский - это бренд, - не соглашается с коллегой Лиза, тоже сотрудница магазина. - Бродский, по-моему, сейчас гораздо больший бренд. Вы видели открытки с Достоевским? Нет. А с Бродским очень много.

«Семга по-достоевски»

Открыток с Федором Михайловичем, может быть, и нет. Зато Иосиф Александрович не может похвастаться тем, что его именем назван… суп.

В центре Петербурга есть отель, названный в честь писателя, а на его седьмом этаже - бар «Раскольников». Там встречает бармен Тамара, которая сразу признается в том, что книги читать не любит.

Сам бар о романе «Преступление и наказание» ничем не напоминает. Не удивительно, ведь все-таки это место, где люди едят и выпивают: не комильфо здесь убитых старушек вспоминать. Зато меню…

- У нас есть суп «Достоевский», остренький такой, - перечисляет Тамара. - Есть семга «по-достоевски», есть два коктейля: «Раскольников» и «Достоевский».

- А в чем их различие?  

- Ну… Один желтенький, один синенький.

Весь остальной отель тоже ничем на Достоевского не похож. Зато есть два конференц-зала: «Пушкин» и «Толстой». А на пятом этаже - ресторан «Достоевский» с примерно таким же меню, как и в баре выше.

- В этом, я считаю, нет ничего страшного, - говорит его администратор Ольга. - Это просто стиль отеля. Поэтому так называются блюда.

Зачем нужен тренд Достоевского?

С единым стилем, которого придерживаются в дорогом отеле, все понятно. Но что, интересно, вдохновило некого датского пивовара создать пиво «Раскольников»? Вот это, действительно, интересно!

Пару месяцев назад один из пивных магазинов города продавал такое пиво. По словам сотрудника магазина, оно было темное и очень крепкое, восемь градусов. Любую старушку вырубит. Произведено было в ограниченном количестве на петербургской пивоварне датским мастером пивных дел. Пришла ли ему эта идея на Кузнечном переулке или за бокалом коктейля (желтенького или синенького) - уже не узнать. Пивовар давно уехал, а пива «Раскольников» удалось отведать только счастливчикам.

Брошки, экосумки и пиво создают тренд вокруг имени писателя и вокруг тех, кто читает его книги. Это такой мостик, по которому классика входит в жизнь современного человека. Не зря в группе Дня Достоевского ВКонтакте на аватарке изображен Федор Михайлович в джинсах, модной жилетке и со стильным портфелем в руке. Так что не стоит серчать на датских пивоваров и изготовителей экосумок. А суп «Достоевский» или воздушные шарики с его лицом - это банальное отсутствие вкуса, болезнь нашего времени, но это уже совсем другая история.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Светлана, педагог, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии