Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 74.36
Евро 90.41
Юань 1.15

Петербург не ценит университеты как потенциальный двигатель экономики

 Фото: Юлия Бодю/OK-inform Фото: Юлия Бодю/OK-inform Современная, основанная на знаниях экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества между предпринимателями, наукой и высшей школой

Плодотворное взаимодействие между университетами и городами имели важнейшее значение для всей европейской цивилизации еще в средние века. Сейчас, с развитием глобальных городов и глобальных университетов, такое взаимодействие становится все более актуальным. Сотрудничество между высшей школой и предпринимательством может стать надежным мостом между обществом в широком смысле слова, бизнесом и властью. Оно даст толчок к развитию новых направлений в экономике и для отдельных стран, и для различных политико-экономических союзов - к таким выводам пришли участники конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС» в ходе обсуждения докладов специалистов, приехавших в Петербург с разных континентов.

Организаторами конференции выступили Высшая школа экономики в Петербурге, университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Ельцина - при поддержке Министерства образования и науки РФ. О роли университетов в процессе глобализации, о влиянии вузов на урбанистику OK-inform рассказал Сергей Кадочников, доктор экономических наук, профессор, директор НИУ ВШЭ в Петербурге.   

- Сергей Михайлович, тема конференции на первый взгляд кажется банальной - разве нужно сегодня кого-то убеждать в том, как важно для развития любой страны, системы, для отдельного человека высшее образование?

- Это только на первый взгляд. К сожалению, нам еще нередко приходится объяснять представителям бизнеса и власти, что для них высшая школа - главная опора. Сейчас мир в значительной степени развивается за счет урбанизации - экономическая активность концентрируется главным образом в крупных городах, бизнес старается перебраться туда. И возникает вопрос - как сделать город привлекательным не только для бизнеса, но и для людей, способных этот бизнес облагородить не только внешне, но и креативностью, талантами. Самый простой путь - сделать в этом городе университет. Потому что университет объективно притягивает молодежь, вокруг него будет рождаться все остальное. То есть мы предлагаем способ внести изменения в бизнес через университеты.

- Но ведь университеты еще играют и колоссальную урбанистическую роль. Грубо говоря, поставьте посреди чистого поля университет, и вокруг него возникнет города. А в одном из докладов конференции прозвучала цифра - 4% в доходную часть бюджета Петербурга вносят всего лишь 5 питерских университетов!

- Да, именно так! Но, к сожалению, часто большие города недооценивают роль университетов в своем развитии. Даже в Петербурге: когда начинают обсуждать, за счет чего живет наш город, сразу вспоминают  Адмиралтейские верфи, заводы. Это понятно, и это прекрасно - действительно, большая доля валового продукта создается за счет крупных производств…

- Но даже Адмиралтейским верфям нужны обученные кадры!

- Конечно! Но не только - университеты могут быть важной частью городской экономики. Ведь вокруг университетов возникают разные бизнесы: кто-то кормит студентов, кто-то создает и обслуживает инфраструктуру. И это тоже экономика. В этом смысле экономика услуг, сферы услуг - она рождается вокруг молодого человека в первую очередь: у молодежи колоссальные потребности и стремление к прогрессу. Значит, университет может создавать новый тип экономики. Именно университеты привлекают в города новых людей - у нас в Петербурге почти 70% студентов - приезжие.

- Кстати, объясните этот парадокс: в город приезжает столько молодежи, а город - старый, у нас огромные процент пожилых людей, пенсионеров. Куда же потом девается эта обученная молодежь? Мы их теряем?

- Согласен, есть такой парадокс. Уезжают, кстати, в том числе и в Москву. Значит, у нас что-то не то происходит с предпринимательскими возможностями, значит, молодых специалистам здесь не хватает места для реализации. Если говорить о предпринимательском духе, Петербург - не лидер в нашей стране. Это отдельная серьезная тема: как не только обучить детей, приехавших к нам со всей страны, но и не потерять потом их таланты и способности.

- Что могут сделать сами университеты, чтобы дать возможность своим выпускникам реализоваться здесь же, в Петербурге?

- Сейчас появилась и развивается новая для города тема - бизнес вокруг университета, потому что появились юридические способы создавать небольшие компании, учредителем которых может стать университет. Это легально, и это поощряется -  перед университетами даже ставятся такие задачи.

- Как российское, петербургское образование взаимодействует со странами?

- У нас уже есть существенные образовательные проекты с Китаем, они исчисляются миллионами долларов. К сожалению, пока нет таких проектов с Бразилией. Но образование должно и может играть ключевую роль в выстраивании долгосрочных, прочных экономических взаимоотношений. Потому что для них нужны те, кто доверяет друг другу, кто знает друг друга с молодости. Если, например, мой ребенок поехал учиться в Бразилию, проучился там несколько лет, оброс контактами, знакомствами, он потом будет их использовать в бизнесе: он скорее подпишет договор с теми, кого хорошо знал в молодости, с кем учился, кому доверяет. То есть университеты и в этом смысле - надежная платформа бизнеса.  

- Какое место среди этих стран занимает российское, петербургское образование?

- Сейчас появились даже отдельные рейтинги университетов стран внутри БРИКС. И наши российские университеты входят в топ-100 и даже в топ-50 в этих рейтингах. Хотя доминирует здесь Китай, нам еще предстоит показать себя. Потому что Китай уже лет двадцать ориентируется на США, молодая профессура китайских университетов в основном приехала из Штатов, изменив лицо китайских вузов - они вкладывали большие инвестиции в привлечение к преподаванию китайцев, выученных в США, получивших степени PhD в американских вузах, защитивших там диссертации. Нам еще предстоит создать платформу, чтобы работать друг с другом.

- Вы надеетесь, что наши молодые ребята, получившие образование в США, Англии, других европейских странах вернутся в Россию, чтобы поднимать нашу экономику и высшую школу?

- Если мы посылаем 5 человек - нет, но если мы посылаем 100, по закону больших чисел - да, кто-то вернется, конечно.

- Но ведь вернуться имеет смысл только туда, где ты сможешь реализовать себя, где есть экономика. А у нас сейчас - кроме разговоров об импортозамещении - есть только кризис. И много лет уже не хватает квалифицированных преподавательских кадров, просто средств на высшую школу не хватает…

- Риски есть всегда и в любом деле. Но мы сейчас говорим о новых формах партнерства, которые могут дать и новые возможности. Сетевое взаимодействие - оно обязательно будет помогать бизнесу, чтобы бизнес-проекты между нашими странами стали устойчивыми. Мне кажется, что у нас всегда будут образованные люди, миграция и во многих других странах довольно существенна, Но,  чтобы оставлять здесь обученных людей, много еще надо сделать, и основную ношу в этом непростом процессе должны взять на себя ведущие вузы.

- В списке стран БРИКС наша страна обозначена как сырьевая держава, нам обведена роль сырьевой страны, как и Южной Африке. Не получится ли так, что и российское образование надо будет подстраивать под это ролевое разделение?

- Во-первых, в нет ничего плохого в том, что образование будет отвечать потребностям - оно должно работать на что-то. Но это не должно нас пугать: в нашей стране очень хорошее базовое образование, которое важно не потерять - я говорю о математике, о фундаментальных науках.  Хотя, если экономика плохая, образование не может поддерживаться на высоком уровне.

- Кто кого вытащит - образование экономику или экономика - образование?

- Через высшее образование новые перспективы появятся и у бизнеса. Мы может вытащить не только друг друга, но и общество в целом.

Фото предоставлено НИУ ВШЭ.

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вера, стоматолог, 40 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика