Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Смена «Голодные игры»: чиновники деликатно проверили детские лагеря

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform После трагедии на карельском Сямозере чиновники по всей стране устремились в детские оздоровительные лагеря. Петербургские проверяющие целенаправленно изучали ДОЛ туристической направленности. Но вот смена с интересным названием «Голодные игры» пока осталась вне поля их зрения

Около трех десятков чиновников из всех профильных ведомств Петербурга и Ленинградской области 23 июня отправились в рейд по детским оздоровительным лагерям (ДОЛ), находящимся на территории Ленобласти. Проверяющие утверждали, что выезд плановый и трагедия на Сямозере, где утонули 13 детей и одного до сих пор ищут, почти никакого отношения к выездному заседанию межведомственной комиссии (МВК) не имеет. Однако под «плановый» прицел попали ДОЛ, специализирующиеся на детско-юношеском туризме и находящиеся у воды.

Поверим, что так получилось случайно, и проверка палаточных лагерей и купален была действительно плановой. Однако без странных открытий не обошлось и тут.

Дети в походе - самая большая опасность

В плане значились три очень красивых лагеря на престижнейшем Карельском перешейке: ведомственная «Голубая стрела», где отдыхают в основном дети сотрудников Петербургского метрополитена, и два расположенных по соседству лагеря, относящихся к ГБОУ «Балтийский берег» (ДОЛ «Молодежное» и ДОЛ «Солнечный»).

С «Голубой стрелой» все просто и ясно: лагерь небольшой, но очень милый. Простой и понятный, как питерское метро. Купальни на Рощинском озере как из советского детства: плавучий металлический каркас, обшитый досками и с деревянным настилом под водой. Две чаши - для малышей и детей постарше. Бдительный инструктор, держащий купающихся на коротком поводке строгого взгляда.

Проверяющие поинтересовались у сотрудников МЧС - членов МВК - глубиной воды в районе купальни. Спасатели стушевались, но руководство лагеря уточнило: около 3 м, озеро очень глубокое. Члены комиссии даже чуть-чуть попрыгали на шатких мостках купальни, но ничего не случилось: ее капитально отремонтировали всего 4 года назад.

Следующим местом был ДОЛ «Молодежное». Журналисты туда рвались особенно, поскольку в путевом листе значилось, что это палаточный лагерь, где дети осваивают навыки туризма и даже рафтинга. И палатки вдали от хороших стационарных корпусов действительно были: большие, прочные, чистые. Такие же чистые и довольные дети демонстрировали навыки переправы по канату через небольшой овраг и умение вязать специальные узлы. Но самым интересным оказался комментарий заместителя генерального директора ГБОУ «Балтийский берег» по туризму (и заодно президента Петербургской федерации рафтинга) Сергея Губаненко. На просьбу рассказать, как у них организована взаимосвязь с МЧС в процессе походов с детьми и кто работает инструкторами по туризму, опытный педагог ответил:

- Нам строго предписывается при выходе на маршрут оповещать об этом МЧС. Вся информация о походе поступает в ЦУКС (центр управления кризисных ситуаций). Педагоги уходят в лес или на рафтинг со спутниковым или мобильным телефоном. МЧС нас проверяет контрольным звонком чуть ли не каждый час: где мы, все ли хорошо. Информация о шторме или непогоде идет по всем каналам связи. Но я вам скажу: сводки - сводками, но надо и голову включать, - сказал Сергей Губаненко. - Хороший инструктор по спортивному туризму, работающий с детьми, должен иметь сертификат о прошедшем обучении в школе инструкторов, подтверждать его раз в два года и каждые пять лет - пересдавать. Он не может быть младше 20 - 22 лет, а лучше старше. На подготовку необходимо не меньше двух лет, и то у нас даже закончивший школу инструкторов и сдавший все экзамены инструктор руководителем в поход сразу не пойдет, только - помощником. Экстремальный туризм - это не экстремальный способ совершения экстремальных путешествий. Маршрут надо пройти так, чтобы он был пройден безопасно. В этом - суть. К любым походам надо готовиться, в том числе психологически. Минимальная подготовка даже в самый простой поход - 42 часа!

На просьбу «ОК-информ» прокомментировать трагедию в Карелии, Сергей Губаненко ответил:

- Сейчас рафтинг стал очень коммерческим, и тем, кто его предлагает, достаточно догадаться о пожеланиях клиента, - считает президент городской федерации рафтинга. - И многие забывают, что 90% времени подготовки для рафтинга - это занятия на гладкой воде, потом - многодневные сборы, тренировки… Бурные реки - не для чайников и не для частников. А то, что было в Карелии… Я вообще не люблю все эти «школы выживания». Ребенок не должен участвовать в том, к чему заранее не подготовлен, потому что дети в походе - самая большая опасность.

Детский туризм не закроют

Председатель комитета по образованию Жанна Воробьева, подводя итоги МВК, неоднократно подчеркивала, что и «социальный» вице-премьер Ольга Голодец, и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко настаивали на том, чтобы после карельской трагедии проверки детских лагерей были «максимально деликатными».

«Детский туризм нужен, полезен, интересен, и мы не собираемся его закрывать при всей сложности его организации, - сказала Жанна Воробьева. - Наверное, каждая служба, каждый руководитель сейчас дополнительно проводит собственные проверки, но они должны быть деликатными».

Чиновники отметили, что особое внимание уделяется нестационарным ДОЛ, спортивно-туристскому снаряжению, взаимодействию со спасательными службами, квалификации персонала в области детско-юношеского туризма.

«Ежегодно у нас проходит более 500 нестационарных мероприятий с детьми в области туризма, рафтинга. В рамках этих мероприятий продается более 10 тысяч путевок детям. Безопасность обеспечивается подготовкой инструкторов в детско-юношеских школах туризма и контролем за проведением самих мероприятий. Так, на базе Городского опорного центра “Станция юных туристов” на базе ГБОУ “Балтийский берег” каждый инструктор проходит не менее 250 часов подготовки, выдается удостоверение ведомственного образца. Сейчас в нашей базе – 1 400 квалифицированных инструкторов», - отметила Жанна Воробьева.

Она уточнила, что по состоянию на 20 июня прошло 170 таких туристских мероприятий, в них участвовали около 450 детей из 18 районов города. Несколько групп ездили и в Карелию - правда, не на злополучное Сямозеро.

Всего за первую смену в 387 ДОЛ различных форм собственности уже отдохнули 49 221 ребенок из Петербурга. Во вторую смену отдохнут около 30 тысяч детей.

«Голодные игры» для «последнего героя»

Членам МВК на этот раз все понравилось. Образцовые лагеря, послушные дети, профессиональные инструкторы, добрые вожатые. Если бы не уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова, если бы не скандал с отдыхом нескольких семей петербургских детей-инвалидов в Крыму и дотошность некоторых членов МВК, о которых мы пока не скажем.

Так, на итоговом заседании МВК выяснилось, что несколько семей петербургских детей-инвалидов, отправившихся по социальным путевкам в лагерь «Чайка» села Новофедоровка Сакского района Крыма, оказались шокированы качеством услуг. После жалобы туда отправились сотрудники нашего комитета по социальной политике. Ситуацию удалось нормализовать, но руководителям было неприятно и стыдно и за наших, и за Крым.

Но и это оказалось еще не все.

«А знаете, что один из лагерей в Ленобласти предлагает детям программу под названием “Голодные игры”?» - задумчиво поинтересовалась Светлана Агапитова у членов МВК.

Члены МВК забеспокоились: «Это что, детей там голодом морят? Где это? Что за игры?».

Выяснилось, что никто ничего не знает, но, заметив внимание прессы, пообещали узнать. «ОК-информ» пока удалось выяснить только, что подобное название первой смены в одном из ДОЛ предлагает частная компания. Из информации - только страничка в соцсети: «Это детский лагерь, где царит семейная атмосфера. Рады представить вам инновационный проект, в основе которого лежит уникальная программа, нацеленная на сплочение детей различных возрастов! Мы создаем условия, в которых ребенок сможет максимально раскрыть свой потенциал, научиться новому и интересному, завести настоящих друзей и при этом почувствовать себя уютно и безопасно, как дома». И сотовый телефон организатора. Располагается на базе одного из старых ДОЛ.

Мы не будем заранее кидать камни, так как заручились обещанием проверяющих навестить этот лагерь и узнать, что за «голодные игры» там проходят. Однако после программы «Остаться в живых», предлагаемой на карельском Сямозере и убившей 13 детей, любые экстремальные и, как написано в рекламной зазывалке «голодных игр», «инновационные проекты» выглядят как минимум сомнительными. Впрочем, допускаем вариант, что пока эти игры означают всего лишь отказ от пирожных.

«Вы проверите этот лагерь?» - приставал корреспондент «ОК-информ» к членам МВК. Некоторые загадочно молчали, другие отвечали: «Проверим, если прокуратура разрешит. Лагерь частный, с ними очень непросто».

«А что надо делать с частными детскими лагерями, ведь не прошедший конкурсный отбор городского правительства и не вошедший в госреестр ДОЛ - это потенциальный “Парк-отель Сямозеро”»? - не отставал корреспондент «ОК-информ».

«Честно вам сказать, что делать с частниками? Позакрывать к чертовой бабушке. Потому что детский отдых - это задача национальной безопасности, а частникам наплевать - им лишь бы деньги заработать. И ответственности никакой. Мы не против частного бизнеса, но хотим такого же качества, как в подконтрольных государству лагерях. Надо выкупать ДОЛ, это должно быть государственной задачей», - рассказал один из членов МВК, попросив выключить диктофон.

Чиновников тоже понять можно: им легче закрыть и не пускать. Очевидно, что весь детский отдых государство не может и не должно прибирать к рукам - должна быть конкуренция и максимальное количество вариантов и предложений. Но также понятно, что рынок по купле-продаже детских жизней должен иметь свои границы. Трагедия на Сямозере это отчетливо доказала.

Фото Марины Бойцовой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии