Обучают ли работодатели студентов "для себя"?

© Сергей Киселев/Коммерсантъ © Сергей Киселев/Коммерсантъ
"Общественный контроль" узнал мнение владельцев крупных компаний

«Каждый работодатель получает таких работников, которых заслуживает», — сказал англичанин Уолтер Гилби в начале прошлого века. Применительно к современному Петербургу можно уточнить — «и тех, которых заказывает». Сегодня у наших предпринимателей есть возможность влиять на образовательный процесс, вопрос только в том, воспользуется ли ей бизнес.

Качество современного образования  часто не отвечает растущим требованиям работодателей. В ближайшем будущем проблема может стать еще и количественной — мы пожинаем плоды демографического спада 90-х: например, если в 2008 году из петербургских школ было выпущено 40 тысяч ребят, то в 2011 — всего 21 тысяча. Через несколько лет истинно молодых специалистов будет куда меньше, чем сегодня, так что распорядиться ими правильно надо уже сейчас.

Конец путяг

Сейчас модернизация материально-технической базы образовательных учреждений ведется в основном за счет бюджета, и неплохими темпами: городские «путяги» теряют своё пренебрежительное прозвище и становятся привлекательными для молодежи. Эти перемены важны не только для студентов, ведь на новом оборудовании могут повышать квалификацию и работники предприятий. Глава Комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов привел  интересный пример «симбиоза» — ресурсные центры, которые создаются на базе колледжей: 

— Их деятельность — одно из направлений взаимодействия системы профобразования и работодателя. В Автотранспортном и механическом колледже создан ресурсный центр энергосбережения и экологии, в Медико-техническом работает центр медицинской оптики, в Колледже строительной индустрии и городского хозяйства — строительный технопарк. Ряд предприятий участвуют в оснащении образовательных ССУЗов: скажем, компании General Motors и Nissan передали Автотранспортному и электромеханическому колледжу серию автомобилей. И такие примеры можно продолжать.

Всё прописано

Вообще, участие бизнес-структур в подготовке кадров предусмотрено на высшем уровне: есть постановление Правительства РФ (от 24 сентября 2008 года) об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профобразования. Об этом напомнил участникам заседания председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Виктор Смирнов: 

— Здесь четко прописано участие работодателей в квалификации, разработке стандартов,  независимой экспертизе, аттестации, аккредитации и т.д. Если мы не будем вместе решать проблему, а только перекладывать друг на друга, то добиться качественной подготовки специалистов нам не придется.

Из разных миров

Однако, не все предприятия готовы принимать активное участие в судьбе будущих сотрудников. Как сказал исполнительный вице-президент СПП Николай Ковалёв, «впечатление, что образование и бизнес до сих пор работают в своих обособленных мирах. До 60% выпускников работают не по специальности, а бизнес учится готовить кадры сам». Для исправления ситуации Союз выступил с рядом инициатив: во-первых, важно сосредоточение  координации профобразования в одном органе исполнительной власти. Во-вторых — необходимо создание системы средне- и долгосрочного планирования потребности в кадрах. Поскольку это зависит от прогноза развития экономики и промышленного комплекса, а таковой пока отсутствует, предложено активизировать работу с концепции развития промышленных предприятий. Третье — доработка региональной программы развития профобразования, которая пока слишком механистична.

Многоликий заказчик

Очевидно, что взаимодействие образования и работодателя тем оживленнее, чем активнее отрасль, которая их объединяет. Например, почти половина населения Петербурга работает в сфере услуг, которая быстро развивается — даже кризис только поспособствовал перетоку сюда ресурсов из других отраслей. Готовность обсуждать ситуацию на рынке труда, чтобы корректировать учебный процесс, выразил Александр Викторов, ректор Университета сервиса и экономики:

— Наши студенты — большая рабочая сила, которая стремится трудоустроиться, начиная со второго курса. Если бы мы совместно с бизнесом решили вопрос их временной занятости во время практики, я уверен, мы помогали бы городу с кадрами в пиковый сезон. Наш «заказчик» многолик, и универсального специалиста сферы услуг подготовить нельзя. Но мы готовы адаптировать выпускника под потребности конкретного работодателя.

Непопулярная отрасль

О том, как приходится работать профобразованию в «непопулярной» отрасли, рассказал Геннадий Шорников, директор Профессионального лицея №42.

— В наш договор с работодателем вписаны самые необходимые пункты сотрудничества: помещения для мастерских, производственная практика и — при наличии вакансий — трудоустройство выпускников. Раньше в этом документе было больше конкретики, но сейчас, когда мало у кого есть уверенность в перспективе, работодателю нужен специалист, который сразу включается в производственный процесс. Он идет к нам, когда вынужден — потому что не может воспользоваться свободным рынком труда, который составляют рабочие-мигранты.

Причину такого положения дел Геннадий Федорович видит в отсутствии нормативно-правовой базы: «Государственные образовательные учреждения сталкиваются с предприятиями, которые в основной массе частные, созданные с единственной целью — получение прибыли. И все, что мешает этой прибыли, — отсекают, в том числе и подготовку кадров, и затраты на нее».

Надо договориться

— Надо просто один раз взять и договориться. Давайте попробуем сделать это, —заявил на расширенном совместном заседании Президиумов Общественной организации и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Он напомнил, что всё профессиональное образование работает под заказ, и пример тому — успешная работа профессиональных колледжей, лицеев, которые обеспечивают запросы развивающихся кластеров. Однако нужно думать о том, чтобы под заказ создавать и соответствующую базу, особенно в металлообработке, машиностроении, электронике: 

— Врать вам не буду — у города на это денег не хватит. Нужна ваша помощь. Давайте вместе  прикидывать на перспективу — какие вам специалисты нужны, на каком оборудовании они должны работать. Да, каждому его приобрести будет сложно, но если вы «скинетесь» и купите, город готов работать вместе с вами: предоставить помещения, дополнительную базу, оплатить обучение, если вы своих работников в качестве преподавателей направите в наши учебные заведения.

Кому должен бизнес?

Губернатор подчеркнул, что работа должна быть совместной, и призвал к большей активности в рамках Межведомственного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики. Координация всех заинтересованных лиц и структур, а также подготовка предложений поручена вице-губернатору Василию Кичеджи.

Необходимость работать с коллективом не вызывает ни у кого сомнений, но должен ли работодатель участвовать в воспитании будущих сотрудников? Социальная ответственность, которая объединяет всех нас, скажет «да», но напомнит: образование «должно» обществу ровно столько же, сколько и все прочие сферы, включая предпринимательство. Должен ли бизнесмен вкладывать в образование больше, чем обязывает его чувство справедливости?  И снова да — если он хочет получить нужные кадры, полностью владея ситуацией, а не выбирать из того, что есть.

Цифры

В 2011 году более 60% российских компаний испытывали недостаток специалистов с высшим техническим и рабочих со средним профессиональным образованием; 40-50% признали дефицит сотрудников со средне-техническим и начальным профессиональным. Сложностей не возникает только с набором неквалифицированных кадров и работников сферы обслуживания.

Петербургские вузы и колледжи ежегодно выпускают более 110 тысяч специалистов. В 2011 году из них трудоустроились более 55 %, около 30 % поступили учиться дальше, 11 % отправились в армию, 1% - в отпуск по уходу за ребенком. У 4,5% с трудоустройством были проблемы. Лишь около 40% выпускников работают по специальности — остальные ищут работу на свободном рынке труда.

В Петербурге сегодня работает около 700 крупных и средних предприятий, более 20000 малых производств — их эффективность, а значит, развитие города зависит от мастерства конкретного работника. Сейчас это мастерство приобретают более полумиллиона человек в 36 учреждениях начального профессионального образования (НПО), 64 учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и 94 вузах. 

В этом процессе участвуют предприятия и организации: разрабатывают программы, преподают, предоставляют рабочие места для стажировок, содействуют материально. Именно необходимость и объем финансового участия оказывается наиболее спорным пунктом сотрудничества. Особенно это касается сферы начального и среднего профобразования, в котором главную роль играет качество практических занятий, а значит,  необходимость современных мастерских и лабораторий.

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама