Последователей Владимира Лубенко отлучили от детей

Фото: Илья Щербаков / Интерпресс Фото: Илья Щербаков / Интерпресс
В середине марта в соцсетях распространились сообщения о том, что Малую академию искусств, создавшую облюбованный питерскими фотографами Мозаичный дворик на набережной Фонтанки, закрывают и 200 детей лишаются возможности бесплатно заниматься творчеством по уникальной методике, разработанной заслуженным художником России Владимиром Лубенко

Можно было бы подумать, что детским искусством жертвуют ради помещений в центре города, которые Академия даром занимает вот уже 33 года. Но эта история оказалась не такой банальной…

«Меня зовут Яна Головина, я представляю родительское движение в защиту Петербургской Малой академии искусств. Сейчас в России действительно приходится буквально отвоевывать свое конституционное право на выбор гуманитарного образования у директоров общеобразовательных школ, у чиновников и т. д. Нам предлагают то, что удобнее для них, на что больше спрос, даже если спрос этот - невежественный. Но Малая академия искусств - это проект глубоко гуманитарный, дающий надежду, как свет в конце тоннеля. Сейчас нельзя допустить, чтобы этот свет погас», - писала в соцсетях представительница экстренно созданного родительского комитета Малой академии искусств (МАИ).

Художника обидеть может каждый!

В телефонной беседе с журналистом «Общественного контроля» Яна рассказала, что директор заведения был уволен месяц назад, а вслед за ним уволились и все преподаватели МАИ. В результате ее сын, как и остальные учащиеся, лишен возможности заниматься тем, что ему так нравилось.

«Сын ходил на занятия три раза в неделю по три часа. Занимался бесплатно. А сейчас мы вынуждены сидеть дома, потому что новое руководство МАИ, назначенное администрацией Центрального района, не намерено заниматься образованием и воспитанием наших детей через искусство. У него задача - организовать досуговую деятельность», - пожаловалась Яна.

По ее словам, проблемы начались, когда в прессе вновь всплыла появившаяся еще в 90-е годы информация о том, что основатель МАИ Владимир Лубенко создал на базе Академии секту и объявил себя мессией. Но тогда прокуратура провела проверку и никакого сектантства в детской школе искусств не нашла. Однако злопыхателям все никак не успокоиться, говорит Яна.

Проблемы начались, когда в прессе вновь всплыла появившаяся еще в 90-е годы информация о том, что основатель МАИ Владимир Лубенко создал на базе Академии секту и объявил себя мессией. Но тогда прокуратура провела проверку и никакого сектантства в детской школе искусств не нашла

«Что ж я - дура - отдавать своего сына в секту?» - возмутилась женщина. Я попросила ее дать номер телефона Владимира Лубенко, чтобы узнать его мнение на этот счет. Яна сказала, что у нее есть контакт лишь его заместителя - Виталия Мартынова.

«Отношение к нам администрации Центрального района, в ведении которой мы находимся, непонятное, - сказал Виталий Викторович, уточнив, что это он занимал пост директора МАИ. - Меня уволили без объяснения причин в конце февраля. Хотя еще летом прошлого года, когда мы открывали в Мозаичном дворике фонтан “Мать и дитя”, созданный Владимиром Лубенко, на церемонии присутствовали замглавы районной администрации Алексей Кучерявый и глава МО “Литейный округ” Павел Дайняк и очень хвалили нас за то, что мы делаем.

Виталий Мартынов рассказал, что в 1984 году Владимир Лубенко получил от КУГИ в безвозмездное пользование подвальные помещения по адресу: ул. Чайковская, 2/7, где до этого размещался подростково-молодежный клуб «Вулкан». Художник и его соратники вели занятия для детей бесплатно, за свой счет занимались и обустройством помещений и двора. А в 1994 году появилась возможность иметь хоть какое-то бюджетное финансирование, когда учреждение получило статус муниципального предприятия. В 2000 году школа Лубенко была реорганизована в государственное бюджетное учреждение «Подростково-молодежный центр «Малая академия искусств». Его годовой бюджет в последние годы составлял 9-10 миллионов рублей.

«В нашем уставе говорилось, что воспитательно-образовательная деятельность в МАИ будет вестись по уникальной системе стержневой истины, разработанной Владимиром Лубенко. Но в 2011 году администрация Центрального района убрала эту методику из документа, потому что подростково-молодежные клубы должны оказывать досугово-развлекательные услуги, а не воспитывать и образовывать. Сейчас мы наблюдаем, как уничтожается уникальность, из детей не хотят растить личностей, а хотят делать винтики. На диалог с чиновниками нам не выйти. А что касается материала “Секта на госбюджете”, опубликованного летом прошлого года на портале “Конкретно.ру”, то ничего нового в нем нет - там перепечатано то, что говорилось в 1997 году. В 1999 году, после многочисленных проверок, прокуратура вынесла решение о том, что обвинения в сектантстве пустословные. А через год после всей этой клеветы, напомню, МАИ сделали государственным бюджетным учреждением. Разве секте дали бы такой статус?» - говорит Виталий Мартынов.

Районные власти не увидели сектантства, зато нашли нарушения в финансовой деятельности

Мы попросили администрацию Центрального района объяснить причину смены руководства МАИ, которую бывшие сотрудники и учащиеся Академии расценивают как ликвидацию школы Лубенко. Пресс-секретарь администрации Елена Титова по телефону сообщила, что МАИ не закрыта, занятия там продолжаются, а руководить подростково-молодежным центром назначены известные в городе люди: художественным руководителем МАИ стал скульптор Александр Пальмин, экс-ректор Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, а директором - бывший помощник депутата Госдумы Олега Нилова Владимир Сафронов. На вопрос о том, почему был уволен Виталий Мартынов, Елена Титова ответила так:

«Осенью 2016 года в администрацию Центрального района Петербурга стали поступать редакционные запросы с просьбой прокомментировать информацию о деструктивной деятельности, якобы осуществляемой в подведомственном администрации района подростково-молодежном центре “Малая академия искусств”. Администрация провела проверку, в результате которой документальных фактов, подтверждающих указанную деятельность, выявлено не было.

В работе Малой академии искусств, являющейся государственным бюджетным учреждением, были выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности, в частности, - проведение на территории подростково-молодежного центра коммерческой выставочной деятельности

Вместе с тем в ходе проверки в работе Малой академии искусств, являющейся государственным бюджетным учреждением, были выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности, в частности, - проведение на территории подростково-молодежного центра коммерческой выставочной деятельности. За допущенные нарушения в работе директору Академии В. В. Мартынову в ноябре 2016 года был объявлен выговор. Также он был персонально предупрежден о необходимости строгого соблюдения законодательства РФ и Устава учреждения.

Однако, несмотря на это, в январе 2017 года в деятельности Академии были выявлены новые нарушения финансовой дисциплины, проверка которых осуществлялась прокуратурой и следственным отделом по Центральному району. В результате 31 января текущего года из прокуратуры в администрацию поступило представление с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и закона о контрактной системе в деятельности Академии. Причиной указанных нарушений, по заключению прокуратуры, явилось “грубое игнорирование норм действующего законодательства, а также халатный подход к исполнению своих должностных обязанностей директором и главным бухгалтером МАИ”. Представление также содержало требование привлечь виновных лиц к ответственности.

Так как на момент прокурорского представления у директора Академии уже имелся выговор, было принято решение о прекращении с ним трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Как уже отмечено, причины объявления выговора директору были ему подробно и своевременно разъяснены. О выявленных нарушениях в ходе осуществления прокурорской проверки в коллективе Академии было всем хорошо известно, в связи с тем, что по этим фактам большинство работников учреждения опрашивались сотрудниками прокуратуры и следственного отдела по Центральному району. Решение об увольнении директора сразу же после его принятия было доведено до В. В. Мартынова».

Лубенко жил, Лубенко жив, Лубенко будет жить?

Вроде бы ответ пресс-секретаря администрации Центрального района был исчерпывающим, но смутило, что Елена Титова утверждала: занятия в МАИ продолжаются, тем временем родители учеников Академии в соцсетях пишут, что дети лишены возможности заниматься в помещениях МАИ и скитаются по музеям, где посещают экскурсии и рисуют с натуры.

Придя на Чайковского, 2/7, признаков продолжающейся работы я там не увидела. Зато познакомилась со Светланой Черноморской, которая с середины 80-х годов преподавала в МАИ музыку, а также выполняла функции главного бухгалтера. Присоединился к нам и уволенный директор Виталий Мартынов. Когда я им передала, что мне ответили в администрации Центрального района, они заявили, что выговор был сделан несправедливо, потому что в Уставе МАИ говорится, что Академия может заниматься туристско-экскурсионной деятельностью на платной основе.

Ни на сайте МАИ, ни на сайте Владимира Лубенко - нигде нет ни слова о том, что художник умер еще в 2011 году. Более того, его страница ВКонтакте то и дело обновляется, а преданные ученики пишут благодарности и поздравления на стене

«Все деньги за экскурсии проходили через кассу и шли на нужды Академии», - объяснили свою правоту последователи Владимира Лубенко.

К слову, выставка, о которой шла речь, называлась «Русь осенняя», на ней были представлены работы основателя МАИ. Интересно, что в анонсах к ней о художнике говорилось как о живом и здравствующем человеке.

«Картины Владимира Лубенко отличает незатасканность композиционных замыслов, а самое главное - разработанная им авторская техника, которая делает его художественный почерк хорошо узнаваемым. Направление, в котором он работает, художник называет “искусством аттракционизма” - его секрет в том, чтобы заставить полотно жить целиком, каждым мазком и линией - во всем чувствуется живой нерв», - писала «Фонтанка» 3 ноября прошлого года.

А чуть ранее, в июле 2016-го, это же издание опубликовало статью «Аттракционизм Владимира Лубенко - искусство размышления, искусство будущего», в которой опять-таки о художнике говорилось как о живом: «В наше время всеобщего распада, дробления некогда целых явлений на бесчисленные детали Владимир Лубенко провозглашает, обосновывает и реализует в своем творчестве и жизни идею “единства и дополнения противоположностей” вместо идеи “единства и борьбы противоположностей”».

Ни на сайте МАИ, ни на сайте Владимира Лубенко - нигде нет ни слова о том, что художник умер еще в 2011 году. Более того, его страница ВКонтакте то и дело обновляется, а преданные ученики пишут благодарности и поздравления на стене.

В том, что дело художника продолжает жить, нет ничего плохого, сказал Виталий Викторович

Вопрос о том, почему уход из жизни мастера является тайной для широкой общественности, был единственным, который вывел из себя Виталия Викторовича и Светлану Аркадьевну. Экс-директор МАИ заявил, что ничего противозаконного в том, что о смерти Лубенко не кричат на каждом шагу, нет.

«А что от нас хотят-то? Чтобы мы повесили огромную вывеску: «Лубенко умер»? Все, кто причастен к Академии, знают об этом», - сказал Виталий Мартынов. То, что представительница родительского комитета не знает об этом, он объяснил тем, что Яна водила к ним своего сына лишь с сентября прошлого года. А в том, что дело художника продолжает жить, нет ничего плохого, сказал Виталий Викторович.

«Вам не кажется странным, что мы должны всем говорить, что Владимир Лубенко умер?» - спросил он.

Действительно, что в этом такого? О покойниках либо хорошо, либо ничего…

Он просто чудачил и вовремя ушел от ответственности

Последователи Владимира Лубенко напомнили мне, что творческие люди - все немного чудаки. И их учитель при жизни тоже чудачил. При этом он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе» и был автором множества научных публикаций - их перечень представлен на сайте Школы Владимира Лубенко.

«У сотрудников Центра “Э” не было сомнений в том, что они имеют дело с психически ненормальным харизматичным лидером, создавшим самую настоящую секту с жестким подчинением и системой наказаний, которого к тому же подозревали в педофилии со старшими подростками»

В 1992 году, например, собственное издательство МАИ выпустило книгу В. В. Лубенко под названием «Мистика личности, мистика общества. Мессия - полифункциональная модель образования». Две книги «Априорная дидактика воспитания личности по стержневой истине» вышли в том же издательстве в 1994 и 1995 годах. Труды Лубенко печатались и после его смерти. Например, статья «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии Стержневой Истины» была опубликована в журнале «Проблемы современной науки и образования» в 2013 году.

«А разговоры о том, что Лубенко создал какую-то секту, начались после того, как прошла его грандиозная выставка в ЦВЗ “Манеж”, которая, видимо, не дала спокойно спать завистникам», - считают в МАИ. - Непонятно только, почему опять всплыли старые материалы, которых для прокуратуры оказалось недостаточно, чтобы возбудить уголовное дело.

Как рассказали «Общественному контролю» в Молодежной службе безопасности (МСБ), которая в 2010 году инициировала новую проверку деятельности Владимира Лубенко и помогала нашим коллегам в подготовке материала «Секта на госбюджете», старые материалы всплыли, когда к ним обратились люди, чьи знакомые водили в Малую академию искусств своих детей.

«Они наткнулись на показания бывших адептов секты Лубенко, которые до сих пор можно найти в интернете, и забеспокоились. Мы начали копать, нашли новых свидетелей, обратились в Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Петербургу и области, чтобы проверить имеющиеся факты, но четыре тома уголовного дела пришлось отправить в архив, потому что объявивший себя мессией художник ушел в мир иной незадолго до планировавшегося задержания. А задержать его действительно хотели, поскольку после опросов бывших адептов и проведения спецмероприятий у сотрудников Центра “Э” не было сомнений в том, что они имеют дело с психически ненормальным харизматичным лидером, создавшим самую настоящую секту с жестким подчинением и системой наказаний, которого к тому же подозревали в педофилии со старшими подростками», - рассказал руководитель МСБ Леонид Армер.

Он напомнил, что Русский музей расстался с МАИ из-за «наличия оккультно-мистического учения в программе обучения», и дал почитать сохранившиеся у него показания, которых в открытом доступе нет. (Есть в распоряжении «Общественного контроля».)

Русский музей расстался с МАИ из-за «наличия оккультно-мистического учения в программе обучения»

Так, одна из учениц, а впоследствии - педагогов МАИ говорила, что «начало было светлым, радужным и прекрасным. Мы все были молоды, увлечены искусством, мечтами воплощать законы гармонии, которые стремились постигнуть, не только в живописи, но и в жизни - своей, своего сообщества и, в перспективе - окружающего мира. Лубенко овладевал нашим сознанием и волей не сразу». Но когда художнику удавалось подчинить себе людей, они практически переставали заниматься искусством, и посвящали себя хозяйственным работам, которые им без конца поручал Лубенко, а также толкованию системы стержневой истины.

«Те “избранные” ученики, которые допускались в “ближайший круг”, допускались также и в семью В. В. Вообще, у нас постепенно стала возникать своего рода общая семья: люди покидали свои семьи - родителей, мужей или жен, многие отказывались от детей, почти все время проводили в студии, в студии питались, часто оставались и ночевать. Жили на разных квартирах, все время их меняя, переезжая с одной на другую - чтобы не возникало привязанности к чему-то своему, к какому-то дому, кроме студии. В какой-то момент ввели обмен вещами - чтобы не было своего», - вспоминала участница событий 1984-1992 годов.

«Почетной обязанностью женщин, честью даже, было заниматься домашними делами дома у В. В. - “помогать” Наде (бывшая супруга Лубенко). Особенно успешно с этим справлялась Светлана Аркадьевна, педагог по музыке. Света закончила с красным дипломом консерваторию, была очень способным, на мой взгляд, педагогом, пианисткой. Однако с некоторого момента ее целиком переключили на хозяйственные дела семьи Лубенко, совершенно отстранили от занятий музыкой. Света занималась не только уборкой, стиркой и пр., но и постоянно продавала на толкучке Надины вещи», - рассказывала одна из бывших адептов Общества Стержневой Истины, как называл свою секту ее основатель.

При этом Лубенко, по ее словам, не стеснялся именовать себя Богом и вступал в интимные отношения с понравившимися ему женщинами и девушками, в том числе из числа учениц.

И Стержневая Истина имеет свой конец

«Владимир Лубенко был харизматичен. Свое вероучение, больше напоминающее шизофренический бред, он придумал после того, как предпринял неудачную суицидальную попытку, сиганув из окна второго этажа. Он разбил голову и пережил клиническую смерть. В 1997 году его 17-летний сын тоже выпрыгнул из окна, но погиб, и этот трагический инцидент заставил тех, кто был под влиянием Лубенко, заговорить. В экспертном заключении руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева говорится, что система стержневой истины носит оккультно-религиозный характер, а ее антисоциальный характер проявляется, прежде всего, в ее агрессивности, попытках индуцировать психологическую напряженность, основанную на различных фобиях, в первую очередь - страхе наказания. Бывшие ученики и адепты рассказывали, как их морили голодом, держа в темных подвалах, прилюдно издевались над ними за малейшие нарушения, заставляли отказываться от родственных связей, выполнять какие-то ритуалы, менять имена и фамилии, в том числе на Раильтянин и Раильтянка по аналогии с сектой раэлитов… К слову, в списке преподавателей на сайте МАИ есть педагог дополнительного образования Мария Эдуардовна Раильтянка. Совпадение? Но Лубенко умер, оперативники проверяли, и вряд ли кто-то из его последователей сможет долго держать его дело», - считает руководитель МСБ.

Бывшие ученики и адепты рассказывали, как их морили голодом, держа в темных подвалах, прилюдно издевались над ними за малейшие нарушения, заставляли отказываться от родственных связей, выполнять какие-то ритуалы, менять имена и фамилии

Напомним, в администрации Центрального района отстранение последователей Владимира Лубенко от занятий с детьми, которые они вели на бюджетные деньги, не связывают с сектантским бэкграундом МАИ. Елена Титова в ответе на запрос «Общественного контроля» сообщила, что «данное учреждение будет сохранено, так же как и творческая направленность его деятельности. Хорошо зарекомендовавшие традиции в деятельности учреждения, по замыслу нового руководства, предполагается дополнить и другими востребованными сегодня направлениями художественного творчества (рисунок, живопись, лепка и т. д.). Вопрос о закрытии МАИ или перепрофилировании ее деятельности не стоит».

Примечательно, что люди, проживающие в Мозаичном дворике на Чайковского, 2/7, известие об уходе из него последователей Владимира Лубенко восприняли с радостью.

«10 лет мы живем в этом доме и наблюдаем за Академией. Академия занимает несколько подвалов в этом дворе, кроме основного их помещения. Из подвалов в разное время суток выползают непонятные женщины с зелеными лицами. Молчаливые и угрюмые. Фигуры, созданные этими людьми, имеют непонятные смыслы. От этих людей исходит злоба и неприятие. И жители соседних подъездов относятся к ним плохо. Возможно, истина и открывается на занятиях, но, на мой взгляд, не бывает таких перевоплощений с людьми, когда они работают с детьми. И мне было страшно, когда мой сын рос, когда к нему подходил кто-то из Академии, навязчиво зазывая туда. У самого гражданина Лубенко были крашеные волосы. И складывалось ощущение, что и копыта могли быть в ботинках. Это просто впечатление одной из живущих в этом дворе», - поделилась своим мнением Елена Апраксина, живущая в Мозаичном дворике.

Добавим, что и о самом этом дворике в интернете можно найти много противоречивых отзывов. На одном из свадебных форумов Петербурга, например, рассказывают, как создатели Мозаичного дворика требуют от фотографов деньги за съемки на этой территории. Вот так сломалась еще одна истина о том, что художник должен быть голодным.

Материалы по теме
Лососево летом и зимой Фоторепортаж 
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама