Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +2 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

Рейтинги школ Петербурга: чему доверять и как не ошибиться

 Фото: Ирина Якушкина Фото: Ирина Якушкина Традиционно в конце учебного года в школах начинается весенняя миграция в поисках лучшего образования. ОК-информ разбирался, чем народные рейтинги отличаются от профессиональных и надо ли менять школу, если что-то пошло не так

В комитете по образованию затруднились сообщить, сколько конкретно петербургских школьников перемещаются по учебным заведениям в течение года. Впрочем, понятно, что даже имеющаяся статистика была бы необъективна: причины у всех разные - от переезда до внезапно открывшихся талантов. Или наоборот - невозможности, неспособности или нежелания продолжать учебу в конкретном заведении. По самым приблизительным прикидкам каждую школу за один учебный год покидают несколько десятков детей. И уходят они не в никуда, а тщательно выбирая новую среду образования и обитания.

Баллы чиновников, мнения педагогов, отзывы в Google или сарафанное радио

Петербургский комитет по образованию впервые начал составлять рейтинги школ только два последних года. Рейтинг учебного года 2016-2017 еще не составлен.

В комитете объяснили критерии, согласно которым рейтинги составлялись. Так, профильное ведомство поручило ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» сформировать итоговые рейтинги школ исходя из пяти основных направлений. Это результаты массового образования; высокие образовательные результаты и достижения; условия ведения образовательной деятельности; кадровое обеспечение; управление образовательной организацией.

Традиционно в десятке лидеров - Президентский физико-математический лицей № 239, физико-математический лицей № 30, лицей № 366, лицей № 470, гимназия № 526 и Аничков лицей.

Как уточнили в комитете, в каждый рейтинг попали около 100 образовательных организаций, набравших наибольшее количество баллов. В том случае, если организация получала высокие баллы сразу по нескольким направлениям, она включалась одновременно в несколько рейтингов.

Говоря сухим языком, рейтинги составлены на основе анализа объективных данных, содержащихся в информационных системах Санкт-Петербурга: АИСУ «Параграф», региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ЕГЭ и ГИА), базе данных олимпиад. В неформальной беседе чиновники говорят, что учитывались и наиболее яркие отзывы родителей, в том числе и в интернете на популярных форумах.

В последний рейтинг 2015-2016 годов попали 295 школ Петербурга (в 2014-2015 учебном году их было 264). Из 745 учебных заведений города.

Традиционно в десятке лидеров - Президентский физико-математический лицей № 239, физико-математический лицей № 30, лицей № 366, лицей № 470, гимназия № 526 и Аничков лицей. Другие известные школы то попадают на первые места, то слегка уступают. Причин множество: от успехов в олимпиадах - до конкретных побед учителей или учеников и технического оснащения учебного заведения. Несколько школ (в основном, все те же известные учреждения) попали сразу в несколько рейтингов.

«Отличников тянут, все остальные - мусор»

Конечно, попасть в рейтинг в принципе уже приятно. Как рассказали ОК-информ в комитете по образованию, все же решающим является первый критерий - результаты и качество массового образования.

«Массовое образование следует понимать как рейтинг обычной школы для обычного ученика. Мы же рейтингуем не детей, а школу в целом. Например, результаты ЕГЭ не могут быть решающим критерием, потому что очевидно, что профильные учреждения (например, физико-математические школы) всегда будут впереди всех прочих по результатам конкретных предметов. И если дети туда поступают после 5 или 7 классов по конкурсу (а значит, самые выдающиеся), то это все равно не значит, что школа хорошо научит и обычного ребенка», - сообщили в комитете по образованию.

В рейтинге качества массового образования оцениваются итоги экзаменов, отсутствие неудовлетворительных результатов, итоговые оценки в целом, то есть однородность образования.

В рейтинге качества массового образования оцениваются итоги экзаменов, отсутствие неудовлетворительных результатов, итоговые оценки в целом, то есть однородность образования.

В пресс-службе комитета говорят, что результаты ЕГЭ и ГИА (ОГЭ) они вообще не оценивают, хотя в это трудно поверить: очевидно, что традиционно высокие баллы на государственных экзаменах выпускников - несомненный бонус школе. Следующие критерии (условия ведения образовательной деятельности; кадровое обеспечение; управление образовательной организацией) не менее важны для родителей учеников, чем для самих педагогов. Судя по многочисленным родительским форумам и отзывам в интернете, комфортность обучения, профессионализм педагогов и даже наличие туалетной бумаги волнует не меньше, чем результаты ЕГЭ.

Любопытно, что официальные рейтинги комитета по образованию не совсем, мягко скажем, совпадают с оценкой петербургских школ, представленных на популярном портале «Школы Санкт-Петербурга».

Этот сайт создан в 2011 году ради того, чтобы помочь родителям сориентироваться с выбором школы, и основан на отзывах учеников и родителей, а также имеющихся данным по результатам сдачи экзаменов и победам в олимпиадах. По мнению составителей сайта, именно результаты ЕГЭ являются самым объективным критерием оценки, хотя этот аргумент весьма спорен.

В числе самых обсуждаемых на сайтре школ гимназия № 41 им. Эриха Кестнера с углубленным изучением немецкого языка, гимназия № 227, школа № 506, гимназия № 56 и так далее.

В данный момент на сайте представлено более 21 тысячи отзывов. Исходя из их количества (положительных или отрицательных) и выводится общий рейтинг учебного заведения. Так, например, в числе самых обсуждаемых школ гимназия № 41 им. Эриха Кестнера с углубленным изучением немецкого языка, гимназия № 227, школа № 506, гимназия № 56 и так далее. Но бурные страсти вокруг учебных заведений вовсе не означают, что школа действительно так хороша (или плоха). Сейчас отзывы на сайте по-прежнему появляются, а вот рейтинг не обновлялся с 2014 года. А жаль. Хотя картина даже 3-летней давности в принципе дает общее понятие о школе.

Например, в этом самом рейтинге на вполне приличных лидирующих местах один из лицеев в Кировском районе города - у него хорошие результаты по ЕГЭ по профильным предметам. Но причину попадания туда знают, наверное, только его ученики и их родители. Детские и родительские отзывы о лицее плохие, из учебного заведения дети уходят чуть ли не классами, обстановка некомфортная и даже злая - по отношению к «неотличникам». В лицее фактически не скрывают, что нацелены только на лучших учеников, способных показать лучшие же результаты. Остальные дети, невыдающиеся, лицею не нужны.

Как мне рассказали его бывшие ученики, «отличников тут тянут изо всех сил, все остальные для них - мусор». Сразу замечу, ученики не самые худшие. И вот в таком контексте многие готовы согласиться с тем, что критерий массового образования, вероятно, должен быть и вправду решающим.

Как показывает практика, абсолютное большинство родителей ориентируются на то же сарафанное радио и собственный (или друзей и знакомых) опыт. Жаль, что учиться приходится на ошибках - своих или чужих.

«Мы всегда говорим, что при выборе начальной школы лучше выбирать ту, что рядом, потому что в таком возрасте способности ребенка не очень видны. А вот потом уже можно уходить учиться по своему направлению».

«Мы очень хотели попасть в такую-то гимназию. В рейтинге школ Петербурга она в первой десятке, а мы нацелены на хорошее образование. Дети (сын и дочь) блестяще прошли собеседование, однако уже через полгода стало ясно: учиться здесь настолько некомфортно, что дети отказывались ходить в школу. Нет, они хорошо учились, но в гимназии все создано только на результат любой ценой. Если они видят, что ученик способен, то буквально выжимают из него все соки - почти в прямом смысле. Ребенка заставили писать контрольную со сломанной рукой, потому что он мог дать отличный результат. И в итоге даже любимые предметы становятся ненавистными. Но гимназии нужны только рейтинги. Мы ушли отсюда в обычную районную школу - и дети наконец-то вздохнули с облегчением», - рассказал ОК-информ папа восьмиклассников.

В комитете по образованию к такой миграции учащихся относятся спокойно и даже положительно:

«Это не возбраняется, даже наоборот: мы всегда говорим, что при выборе начальной школы лучше выбирать ту, что рядом, потому что в таком возрасте способности ребенка не очень видны. А вот потом уже можно уходить учиться по своему направлению. Поэтому система миграции, как вы ее назвали, вполне вписывается в концепцию современной школы», - сообщили в комитете по образованию.

Но вот как реагируют в профильном ведомстве в том случае, если из школы начинается массовый исход, чиновники ответить затруднились. Там также отрицают момент массовости, то есть количества учащихся. Потому что понятно, что даже самая захудалая школа в новостройках будет пухнуть от учеников, тогда как в патриархальном районе ветер гуляет в полупустых классах.

Тхостов: «Ориентиром должна быть государственная оценка»

Директор лицея № 369 Красносельского района, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Константин Тхостов считает любые рейтинги достаточно субъективными, но поддержать готов все-таки рейтинг официальный, государственный.

«Образование - это ответственность государства, поэтому надо ориентироваться в первую очередь на государственные рейтинги. А интернет или отзывы - это вкусовщина. Потому что сколько людей - столько мнений. Всегда найдутся недовольные любой школой или самым замечательным педагогом, - считает Константин Тхостов. - Данные официальных структур, опросов и родительского голосования действительно разнятся. Но важно, чтобы к любому рейтингу имели отношение профессионалы, так как система рейтингов опирается на критерии в первую очередь профессионального сообщества, причем не только педагогического, но и родительского. И, безусловно, если оценивать рейтинг петербургских школ, то надо брать критерий массовости образования, когда учебное заведение дает качественное образование независимо от статуса, и при этом статус школы не является критерием качества. Отлично, если ученики могут учиться по программе “Одаренные дети”. Но при этом и общеобразовательные предметы должны находиться в ТОП-100».

Остальные вопросы (например, о кадровом обеспечении или технической оснащенности) тоже не праздные. Они позволяют сделать вывод о качестве и количестве всего, что есть в учебном заведении. И это диктует руководству необходимость постоянно быть в тонусе, включаться во все новое, обучаться и совершенствоваться самим. Конечно, это в том случае, если школе не все равно и она заинтересована в собственном развитии, а не только оценке в шкале рейтинга.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Комментарии
Яндекс.Метрика