Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Ближний след телефонных террористов: кто и как «взрывает» российские города

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform Середина сентября для большинства крупных городов России выдалась горячей: из разных концов страны поступают сообщения о лжеминировании очередного торгово-развлекательного центра, кинотеатра и даже школы. Сегодня эта волна дошла и до Петербурга

Как ранее писал ОК-информ, сегодня прошла эвакуация посетителей практически из всех самых крупных ТРК Северной столицы: «Июнь», «Питер Радуга», «Космос», «Миллер», «Галерея», «Стокманн», «Авеню», «Атмосфера», «Елизаровский», «Французский бульвар», «Штрих-код» и «Пик».

Ранее подобные эвакуации проходили в Москве, Омске, Новосибирске, Екатеринбурге, Благовещенске, Иркутске, Якутске, Самаре, Владивостоке, Уфе, Йошкар-Оле, Красноярске, Южно-Сахалинске, Магадане. Как сообщили ОК-информ источники в силовых структурах, речь может идти о крайне радикальной группировке С14 (запрещена на территории РФ, группа Вконтакте заблокирована Роскомнадзором), находящейся на территории Украины.

От Москвы до самых до окраин

Первые сообщения о якобы заложенных бомбах начали приходить 10-12 сентября из районов Сибири и Дальнего Востока. Первое сообщение пришло 10 сентября из Омска, далее - Владивосток, Красноярск, Южно-Сахалинск, Магадан и другие. Неизвестные сообщали о якобы заложенных бомбах в ТРК, на вокзалах, рынках и даже в школах - такой звонок был в Перми.

Затем добрались до Москвы, где 13 сентября пришлось эвакуировать несколько торгово-развлекательных центров («Город», «Метрополис», «Капитолий» и «Афимолл Сити»), а потом и вокзалы - Казанский и Киевский.

Но если посетителям кинотеатров и торговых центров просто обидно остаться без отдыха, покупок и зрелищ, то пассажирам гораздо хуже: так, в Якутии и Благовещенске из-за анонимных звонков задержаны несколько рейсов. В Хабаровске и Чите пришлось эвакуировать железнодорожные вокзалы.

Люди стали терпимее

Одна из возможных целей лжетеррористов - посеять панику - вряд ли себя оправдает, поскольку люди в большинстве своем уже не боятся подобных сообщений и ничего, кроме раздражения из-за сорванного мероприятия, это не вызывает.

Отсюда - вторая цель «минеров»: вызывать гнев и раздражение властями, якобы не способными остановить хулиганов. Иногда это срабатывает. Правда, по оценке специалистов, там, где случались теракты, люди адекватно реагируют на необходимость эвакуаций, как бы часто они ни происходили.

«Так происходит в Израиле. Никому в голову не придет возмущаться из-за того, что силовики ради вашей же безопасности закрывают кинотеатр. Наоборот: население благодарно им за такую работу. И в России ситуация постепенно ситуация меняется. Например, в Петербурге, где в апреле 2017 года в метро произошел теракт, народ стал более терпимо относиться ко всем предпринимаемым мерам безопасности, в том числе и таким наивным как поголовный досмотр на металлодетекторе», - говорит Игорь Ямпольский, бывший сотрудник израильской полиции.

Проверка боеготовности?

Еще одна версия происходящего - проверка боеготовности наших спецслужб. Именно ее горячо обсуждают в Петербурге, где после теракта 3 апреля 2017 года сообщения о закрытии на проверку станций метро стали поступать по 3-5 раз на дню. Горожане уверены, что в большинстве случаев такие сообщения носят превентивный характер и служат именно проверкой для силовиков.

Однако сами силовики такую версию поднимают на смех, утверждая, что спецслужбы подобным образом не работают, а если проверки и происходят, то все участники процесса в обязательном порядке информируются об этом. Как версия, такой подход может использоваться для обучения сотрудников самой подземки, которые раньше не всегда отличались особой бдительностью и попросту не знали, что и как надо делать. Сейчас, напомним, сотрудников СКМ (службы контроля метрополитена) дополнительно обучают и аттестовывают.

Политический след

Некоторые граждане попытались связать волну сообщений с политическими мотивами - в частности, с недавно прошедшими выборами. Однако такие предположения малосостоятельны: «Можно было бы говорить о том, что звонки о минировании являются спланированной акцией неких политических сил, если бы речь шла о ситуации накануне выборов или только в день голосования. Но после того как выборы завершились и результат, который не подлежит сомнению, известен, сложно говорить о политическом контексте совершаемых звонков», - объяснил изданию «Политпросвет» директор Института политики, права и социального развития МГТУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.

Четвертая и наиболее реалистичная версия - дезорганизовать деятельность всех органов власти, нанести материальный ущерб, вывести из строя правоохранительную систему, вынужденную разрываться между различными точками. Но на этот счет у силовиков есть свои алгоритмы действия, не препятствующие друг другу.

Особенности националистической охоты

Нынешнюю волну лжеминирований (напомним, в 2015 и 2016 годах подобные приступы телефонного терроризма случались также довольно часто) от прошлых атак отличает то, что сообщения, в большинстве своем, поступают не по телефонной связи, а через IP-телефонию (звонки через интернет). Как сообщают источники, все следы ведут на Украину - именно там расположены IP-адреса устройств, с которых ведутся лжетеррористические атаки.

Как сообщил «Общественному контролю» источник в силовых структурах, речь идет, предположительно, об украинской ультранационалистической группировке С14 - кстати, даже украинские СМИ называют ее нацистской. Эту организацию подозревают в пособничестве в убийстве и нападениях на известных украинских журналистов Олеся Бузину, Дениса Жарких, блогера Руслана Коцабу, а также на других жителей Украины, слишком лояльно, по мнению националистов, относящихся к России.

Кроме того, именно члены этой группировки были инициаторами и активными участниками бойкота и блокировки российского бизнеса на Украине. Они сами не отрицают, что ведут «гибридную войну» с Россией и готовы пойти на многое, лишь бы указать «ватникам» их место.

В последние часы появилась еще одна версия, ожидаемая – что звонки идут от ИГИЛ. Источник РИА Новости сообщил, что к звонкам с угрозами минирования причастны лица из-за рубежа, связанные с запрещенной в РФ террористической группировкой «Исламское государство» (ИГИЛ).

«Расследование затрудняется тем, что организаторы и исполнители преступной деятельности активно используют шифрованную переписку в мессенджерах и IP-телефонию. Проведение оперативно-разыскных и следственных действий продолжается», - отметил собеседник агентства.

Не реагировать нельзя, так что терпите

На правах анонимности один из членов Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» сообщил ОК-информ, что такие звонки были всегда. «Но раньше силовые структуры могли списать на сезонную волну сумасшествия, а сегодня, когда десяткам фанатиков, смертников и настоящим душевнобольным доступны средства связи и исходники для простых ВУ, то это стало почти национальной бедой. Ежедневно в больших городах экстренные службы выезжают по таким вызовам. Но не реагировать на звонки нельзя… вспомните наше метро», - сообщил ветеран «Альфы».

В Совете Федерации неоднократно призывали ужесточить наказание за телефонный терроризм: поднять максимальный срок лишения свободы по данной статье с пяти до восьми лет. Но это касается местных хулиганов, «минирующих» что-то по пьяни или сдуру. С «иностранцами» потруднее, но и тут, как заверяют силовики, «есть способы договориться». Обещают, что звонки прекратятся в ближайшее время. До следующей волны.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии