Страсти по Валааму

Два дня покачивания на волнах с видом на Орешек – именно такую услугу получили клиенты российского круизного оператора «Гама» вместо тура на Валаам. Как сообщили обманутые петербуржцы «Общественному контролю», круиз должен был состояться с 7 по 9 августа. Во вторник вечером теплоход отплыл от речного вокзала, но конечным пунктом назначения оказалось устье Невы. Об этом в обращении к туристам сообщил на борту капитан лайнера. До сих пор люди пытаются отстоять свои права и добиться возвращения денег за испорченный отдых, но всё безуспешно. Фактически, оказывается, защита туристов российским законодательством не обеспечена.
До Валаама не довезли и денег не вернули
– Мы поужинали, легли спать, а утром выяснилось, что дальше Невы теплоход не уплыл, – рассказывает Надежда Харина, которая воспользовалась услугами «Гамы». – Судно встало недалеко от крепости Орешек и должно было провести там оставшееся время круиза.
Причина уважительная – шторм на Ладоге: высота волн достигала двух метров и выходить на открытую воду было опасно. Казалось бы, экипаж озаботился защитой туристов от стихии. И всё бы ничего, если бы не важный факт: о штормовом предупреждении капитан судна узнал ещё 6 числа, а значит, пассажиров сознательно посадили на борт, понимая, что никакого Валаама они не увидят. И только уже на судне в обращении к туристам капитан сообщил о непогоде.
– Отправить нас обратно в Петербург также отказались, – жалуется Надежда Харина. – Ведь тогда компании, зарегистрированной в Нижнем Новгороде, пришлось бы платить за стоянку, а нам должны были бы возвращать часть денег за неоказанные услуги.
В обращении к туристам им предложили 800 рублей
Затем появилось обращение к туристам и от директора круиза. Впрочем, тот брал на себя только одно обязательство: в офисе посредника (в данном случае это ООО «Буэна Вентура») пострадавшим, среди которых было большинство иногородних, предлагалось получить около 800 рублей с человека за непроведённую экскурсию по монастырю.
В «Гаме» «Общественному контролю» комментировать ситуацию отказались. В компании «Буэна Вентура» только разводят руками: мол, мы всего лишь посредники, а защитой туристов и их денежных средств в данном случае должен заниматься организатор.
В общем, прокатились с ветерком по Неве…
Защита туриста – дело рук самого туриста
За разъяснениями правовых аспектов «Общественный контроль» обратился к Евгению Борисову, адвокату Адвокатской палаты Санкт-Петербурга. Он проанализировал договор с фирмой-посредником.
– Следует обратить внимание на то, что пунктом 4.5 договора предусмотрено «освобождение Продавца и Туроператора от ответственности за отмену круиза, нарушение расписания движения судна, невозможность захода в пункты маршрута, нарушение развлекательной и экскурсионной программы – в случае наступления неблагоприятных гидрометеорологических условий, в том числе туман, шторм, объявление штормового предупреждения в районе прохождения судна…», – комментирует Евгений Сергеевич. – Отмечу, что непреодолимая сила частью 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ обладает одновременно двумя признаками – чрезвычайностью и непредотвратимостью. При этом судебная практика исходит из того, что действие разрушительных сил природы, стихии безоговорочно признаётся непреодолимой силой.
Выходит, если имело место штормовое предупреждение, то признаки непреодолимой силы налицо. А значит, по договору действия продавца законны и обоснованны. Единственным основанием для претензий может быть факт того, что продавец знал о штормовом предупреждении заранее. При этом нужно доказать, что времени было достаточно, чтобы уведомить покупателей тура о возможности сдать путёвку.
– Однако вряд ли стоит рассчитывать на столь тонкие обстоятельства при намерении обратиться в суд, – признаёт Евгений Борисов. – Есть смысл исходить из более неблагоприятной ситуации для туриста в данном случае, но не рисковать своими деньгами, временем и спокойствием.
Фактически в подобной ситуации защита туристов российским законодательством не обеспечивается.
– Всё, что остаётся – лишь обратиться к туристам и напомнить им о том, что срок обращения с претензией ограничен 20 днями и начинается на следующий день после окончания круиза (окончания договора), – дополняет Борисов. – В нашем случае круиз длился до 9 августа. Срок на обращение с претензией начинается с 10 августа и заканчивается 30 августа. Пропуск срока не исключает права на обращение в суд. Ведь срок исковой давности в данном случае составляет 3 года. Однако в случае обращения непосредственно в суд в пределах этих 20 дней суд на законных основаниях откажет в принятии искового заявления в связи с неиспользованием процедуры досудебного урегулирования.
А вот на что при заключении договора следует обращать внимание, мы расскажем в следующей публикации.
