Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 64.47
Евро 71.53
Юань 9.11

Трагедия в ХМАО: что делать с безопасностью перевозок детей

 Фото: www.wikimedia.org Фото: www.wikimedia.org Трагедия в Югре вновь подняла тему безопасности коллективных перевозок детей. Однако эксперты опасаются, что очередная кампания по закручиванию гаек окажется популистской и безопасность на дорогах не обеспечит

Что случилось в ХМАО

На 926-м км трассы «Ханты-Мансийск - Тюмень» 4 декабря около 16 часов по местному времени столкнулись два грузовика, один легковой автомобиль и пассажирский автобус, перевозивший 27 детей и трех взрослых - участников команды по спортивной акробатике из Нефтеюганска. Дети, завоевавшие серебро, возвращались домой с соревнований.

По официальным данным следствия, водитель автобуса нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения, избрав скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий, в связи с чем не справился с управлением и допустил столкновение. В результате ДТП погибли 12 пассажиров автобуса, 11 из которых - несовершеннолетние. Остальные пострадавшие были госпитализированы, их состояние оценивается как крайне тяжелое и тяжелое.

По данным следствия, автобус, перевозивший детей, принадлежит индивидуальному предпринимателю из города Нефтеюганска, при этом организацией поездки спортивной команды на соревнования в Ханты-Мансийск занимался представитель индивидуального предпринимателя и должностные лица МАУ ДО СДЮСШОР «Сибиряк» из города Нефтеюганска.

Все участники ДТП - водители грузовых автомобилей и водитель автобуса - доставлены в следственный отдел для дачи показаний. В сообщении пресс-службы СК РФ говорится, что при проведении допроса мужчины дали противоречивые показания. Однако уже установлено, что ПДД были грубо нарушены водителями автобуса и одного из грузовиков, эти люди задержаны. Кроме того, задержан представитель индивидуального предпринимателя, организовавший предоставление транспортных услуг.

В следственных органах уже допрошены начальник отдела игровых и гимнастических видов спорта Управления спортивно-массовых мероприятий АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт», председатель Спортивного комитета администрации г. Нефтеюганска, заместитель председателя комитета физической культуры и спорта администрации Нефтеюганска, начальник отдела ДПС УГИБДД УМВД России по ХМАО-Югре, директор и тренер-преподаватель МАУ ДО СДЮСШОР «Сибиряк», а также очевидцы ДТП.

Что известно сейчас

В ХМАО прибыл глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, министр здравоохранения Вероника Скворцова и другие высокопоставленные лица. Дело о ДТП передано в центральный аппарат СКР. Как сообщили в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков, компенсации пострадавшим и родным погибших выплатит «Согаз». Размер страхового возмещения в случае причинения вреда жизни пассажира во время перевозки составляет 2,025 млн рублей.

Глава МЧС Владимир Пучков поручил проверить работу общественного транспорта в регионах. Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева заявила о необходимости ужесточения охраны труда водителей автобусов, перевозящих детей. Председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал тщательно расследовать обстоятельства ДТП. Председатель комитета по транспорту и строительству Госдумы Евгений Москвичев в беседе с Лентой.ру тоже потребовал ужесточить меры наказания организаторов за нарушения при перевозке детей, приводящие к жертвам - вплоть до уголовной ответственности.

«В стране ввели понятие “школьные автобусы”. Сделали все как надо. 24 тысячи таких автобусов закуплено на всю Россию. Этого достаточно», - сказал депутат. Однако организаторы перевозок, по его словам, продолжают искать дешевых перевозчиков, «чтобы не за пять рублей, а за три».

Ответственность усиливаем раз в год - результат нулевой

Между тем ситуация напоминает дежавю. Все эти слова люди слышат с регулярностью примерно раз в год. В основном требования сводится к увеличению количества необходимых бумаг и «галочек» в документах, что не только не повышает безопасность, но и вообще происходит вопреки логике. Напомним, ОК-информ еще летом 2015 года писал о том, что непродуманное ужесточение организации детских перевозок вынудят взрослых вообще отказаться от оформления коллективных поездок, либо люди будут делать это нелегально через «левых» автоперевозчиков. Так и случилось.

Те автопредприятия, которые выполняли все требования, начали заламывать цены, восполняя издержки на тахометры и прочие ГЛОНАСС, которые школам было попросту не осилить. И после этого многие пересели на дешевый автотранспорт под лозунгом «авось». Детей стали перевозить нелегально, а то и на обычных рейсовых автобусах или даже на частных извозчиках - пачками, сколько впихнется в машину.

Штрафы за нарушения при перевозке детей в автобусах теперь будут платить не только водители, но и должностные лица, юрлица, а также те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

«Неужели культпоход класса из 20-30 человек в переполненной маршрутке с пересадками в метро и пешком по улицам безопаснее, чем поездка на автобусе? - возмущались педагоги и родители. - Мы ехали до Выры в Гатчинском районе, где находится музей, в маршрутном автобусе около трех часов - на трассе было ДТП. Дети буквально висели на поручнях, было душно и неудобно, на них огрызались пассажиры. В итоге я едва не потеряла двух учеников - не успела всех собрать при выходе. Такой способ перевозки больше устраивает Минтранс? Мы хотели арендовать “правильный” автобус, но нам заломили такую цену, что большинство родителей предпочли отказать от поездки вообще. Пришлось ехать на обычном рейсовом вот в таких ужасных условиях», - рассказала ОК-информ учительница из Петербурга.

Руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич тогда же отметил, что Минтранс подготовил плохой проект Правил, не согласовав его ни с одним ведомством, занимающимся туризмом - ни с Минкультуры, ни с Минобрнауки, ни с Ростуризмом.

31 августа 2015 года ОНФ потребовал изменить правила перевозки детей при организации школьных путешествий. Общественники отметили, что «необходимо утвердить единые для всей страны и отвечающие здравому смыслу правила перевозки детей и организации экскурсионной деятельности».

«Основные действия правительства сводятся к существенному ужесточению правил перевозки детей. Соблюдение этих правил требует дополнительных затрат, что в современных условиях может себе позволить далеко не каждая школа. При этом из программ, реализуемых правительством, остается непонятным, за счет каких ресурсов и в рамках каких программ школы должны осуществлять образовательную экскурсионную деятельность», - пояснила руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

Общественники с возмущением отметили, что из-за формального подхода к проблеме безопасности детских перевозок добились не безопасности, а очередной кипы ненужных бумаг. Например, в соответствии правилами, утвержденными постановлением правительства в декабре 2013 года, для организации перевозки группы детей свыше восьми человек требуется оформить до 10 документов на одного ребенка независимо от цели поездки (даже если необходимо всего лишь доехать, к примеру, от школы до стадиона, больницы или вокзала). В Москве педагог обязан заранее сообщить в Роспотребнадзор место туристской стоянки, что практически невозможно. Туда же нужно вызвать санитарного врача, чтобы тот обработал поляны от клещей и других паразитов.

«Конечно, безопасность детей превыше всего, но она не должна обеспечиваться за счет лишения детей возможности путешествовать и учиться… Для того чтобы школы могли полноценно заниматься, в первую очередь необходимо разработать и утвердить единые для всей страны и при этом отвечающие здравому смыслу правила перевозки детей и организации экскурсионной деятельности. А это возможно только при консолидации усилий всех заинтересованных ведомств: Минобрнауки, Минкульта, Минпромторга, Минтруда, Рособрнадзора и Роспотребнадзора», - считает Любовь Духанина.

Спустя полгода - в мае 2016-го - президентом России был подписан закон, вновь ужесточающий правила перевозки детей. Так, было установлено, что штрафы за нарушения при перевозке детей в автобусах теперь будут платить не только водители, но и должностные лица, юрлица, а также те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Нарушением при перевозке организованных групп детей на автобусах может считаться, например, отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых, перевозка детей в ночное время. Предписывалось также, что при организованной перевозке детей будут контролировать непосредственно того, кто перевозку осуществляет. «Эксперты считают, что новый закон как минимум поможет уберечь детей и подростков от травм во время движения автобуса», - оптимистично писали СМИ.

Еще через полгода случилась трагедия в ХМАО.

Что делать?

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с Федеральным агентством политических новостей сообщил, что дело не в ужесточении правил, касающихся именно детей, - это вряд ли серьезно улучшит ситуацию. Подход должен быть системным, считает он.

«ДТП с участием автобусов происходят постоянно, и здесь надо говорить о том, что вообще в целом рынок автомобильных перевозок сейчас, к сожалению, такой, что чем быстрее перевезешь, тем больше денег и прибыли получишь. И до тех пор, пока это не будет переведено в плоскость “чем безопаснее, чем качественнее людей перевезешь - тем больше денег получишь”, ничего не изменится». При этом Петр Шкуматов сильно сомневается, что авральная кампания по ловле нарушителей приведет к каким-либо долгосрочным результатам.

По мнению эксперта, надо перенимать полезный эффективный опыт других стран: «В этом отношении был бы очень полезен турецкий опыт. Там постоянно происходили массовые ДТП, в том числе и смертельные. Так вот, в Турции за счет системного подхода смогли очень серьезно снизить аварийность при перевозке людей по стране практически до нуля. Надо не ужесточением заниматься, а просто смотреть на опыт соседних стран, чтобы перенять оттуда все хорошее и реализовать здесь».

В той же Турции были введены новые правила оснащения туристических автобусов, подготовленные министерством культуры и туризма Турции. Все туристические автобусы были оснащены видеокамерами и GPS-передатчиками. Кроме того, владельцев туристических автобусов обязали не допускать, чтобы рабочий день водителей превышал восемь часов. Похожие правила действуют и в Европе, где крайне строго относятся к соблюдению графика работы водителей, сурово штрафуя за переработки.

Кроме того, следует прислушаться к предложениям ОНФ и внедрить в России единые правила организации экскурсий и турпоходов, поскольку их отсутствие на федеральном уровне приводит к противоречиям на региональном. В ХМАО, где случилась трагедия, уже поспешили ввести дополнительный комплекс мер по перевозке детей. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО потребовал недопущения междугородних перевозок несовершеннолетних на рейсовом автотранспорте, проведения внеочередного инструктажа педагогического состава и глобального «омоложения» транспортного парка. Правда, чиновники не уточнили, будут ли на это все деньги и чем обернется в итоге очередной аврал.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика