Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +4 погода в Петербурге
Доллар 65.31
Евро 75.37
Юань 9.41

Почему охранники сетевых магазинов бьют покупателей

 Фото: Сергей Коньков/«Интерпресс» Фото: Сергей Коньков/«Интерпресс» Охранник «Пятерочки» в Пушкине заподозрил 49-летнюю женщину в краже плавленого сыра. Он стал отнимать у нее сумку, выяснение отношений переросло в потасовку, и, по словам потерпевшей, она получила несколько ударов стеклянной дверью. В магазине это отрицают

Аналогичные происшествие случаются в нашей культурно-криминальной столице повсеместно. Причем в такой ситуации, как выяснил ОК-информ, может оказаться любой горожанин, хотя закон на стороне потребителей, а не секьюрити.

Плавленый сыр и удары дверью

Покупательница объясняет, что сыр действительно был у нее в руках - смотрела срок годности товара, но решила не покупать - вернула на место. Расплатилась за продукты, после чего к ней пристал охранник (сотрудник частного охранного предприятия).

Пострадавшая, которая работает поваром в Санкт-Петербургском университете МВД РФ, зафиксировала побои и написала заявление в полицию, после чего проверкой обстоятельств, связанных с инцидентом, одновременно занялись правоохранительные органы и непосредственно «Пятерочка». Охранник временно отстранен от работы.

Как следует из официального сообщения пресс-службы ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, «в настоящее время сотрудники полиции проводят проверку, по результатам которой будет принято процессуальное решение».

Руководство сети, в свою очередь, затеяло внутреннюю проверку, и сейчас в «Пятерочке» утверждают, что имеющиеся у службы охраны видеозаписи, показания сотрудников магазина не подтверждают факта серьезной драки, причинения ущерба здоровью посетительницы. Но обещают внимательно разобраться, чтобы понять, что же в самом деле произошло.

Смерть из-за сливочного масла

Конфликтные ситуации в магазинах случаются довольно часто. Иногда доходит до членовредительства, судебных разборок и даже смерти…

Например, трагедия трехлетней давности - когда после визита в один из филиалов сети «Магнит» в полицейском участке скончалась 81-летняя блокадница. В продуктовой тележке пенсионерки нашли три пачки сливочного масла. Пожилой женщине не дали заплатить за якобы украденный товар и отправили «куда следует». А по итогу вышло - на тот свет.

Чиновники требовали наказать виновных в смерти петербургской пенсионерки, в том числе и полицейских, задерживавших блокадницу, но дело со временем замяли.

«Магнит» извинился за смерть блокадницы в Twitter. Директора магазина (она лично участвовала в задержании пожилой покупательницы) обвинили в самоуправстве (ч. 1 ст. 330 УК РФ) и причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Женщина попала под амнистию к 70-летию Победы и считается не подлежащей уголовному преследованию, вину свою она не признала.

Впоследствии, изучив записи видеонаблюдения, прокуратура пришла к выводу, что женщина масло не крала, а просто, видимо, забыла за него заплатить и затем пыталась это сделать. Но продавцы были непреклонны и вызвали полицию.

Полицейских, проводивших задержание, не наказали. По данным МВД, они правильно отреагировали на заявление о правонарушении и даже предлагали разобраться с ситуацией на месте, но администрация «Магнита» настояла на доставке блокадницы в отдел полиции.

Недавно охранник магазина погнался за 89-летней покупательницей. Спасаясь, старушка упала и сломала бедро. В другой раз петербургский житель, который рассчитывал потратить на поход в магазин «Детский мир» не более десяти минут, был вынужден убить весь день на общение с охранниками и полицией, доказывая, что он не вор. 

Право охранника и покупателя

Член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Александр Андреев в ответ на вопрос ОК-информ о том, что должны твердо знать как покупатели, так и представители охранных структур, перечислил несложные правила. 

Прежде всего необходимо запомнить, что досмотр личных вещей покупателя и в магазине, и за его пределами исключен - на это охранник не имеет никакого права. Он может попросить показать содержимое сумки или пакета, а покупатель имеет право от этого отказаться. Если возникает конфликтная ситуация, представители магазина вправе вызвать полицию.

Задержание силой, по законодательству, возможно только в случае самообороны или возникновения серьезной криминальной ситуацией, связанной, например, со случаями ограбления. Покупателей, вооруженных разве что зонтиками, это не касается.

Охранник может помешать покупателю выйти из магазина и обязан вызвать полицию. В свою очередь, полицейские вправе досмотреть личные вещи покупателя, подозреваемого в хищении товара, но с четким соблюдением всех предусмотренных законом процедур (понятые, протокол, видеосъемка и т.д.)

«Охрана магазина категорически не имеет права задерживать покупателя силой без оснований. Ориентир - статья 203 УК РФ об ответственности за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей», - напоминает эксперт.

«В свою очередь, частным охранным предприятиям следует внимательнее относиться к подбору сотрудников. Не нанимать агрессивно настроенных скандалистов и костоломов. Оговорюсь: не имею в виду конкретный случай с подозрением в краже плавленого сырка - с этим уже разбираются компетентные органы, - объясняет он. - Возьмем проблему шире: охранников надо готовить таким образом, чтобы они заранее знали все правовые моменты работы».  

Весной этого года в Госдуме прозвучало предложение запретить магазинам использовать услуги частных охранных фирм. Оппоненты же заявили, что это бесполезно - таким образом проблему с избиениями покупателей не решить, что подтверждает статистика, доказывающая, что зачинщиками рукоприкладств в подавляющем большинстве - примерно 97 % случаев - становятся контролеры торговых залов, «местные» представители служб безопасности торговых точек, то есть те, чья деятельность ничем, кроме их собственных представлений о методах наведения порядка, не регламентируется. Поэтому депутатам, видимо, стоит подумать о законодательных способах остановить «кулачные бои», предусмотрев регламент и меры наказаний за неоправданные «атаки» на посетителей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика