Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 64.47
Евро 71.53
Юань 9.11

Шантаж заказывали?

 Фото: pexels.com Фото: pexels.com По стране уже пару лет шагает новый модный вид мошенничества - т.н. «ноутбук-шантаж». Он представляет собой выманивание у граждан оргтехники под видом ремонта с последующим вымогательством денег за возврат

Возникнув в Москве, жанр активно распространяется по наиболее платежеспособным регионам. Суть метода проста. Заказчик (обычно - полный «чайник» в технике, как правило - женщина), испытав понятную панику при поломке своего ноутбука, звонит в первую выскочившую в поисковике контору. На том конце вежливые и разговорчивые «менеджеры» обещают бесплатную диагностику и просят самое большое 300-500 рублей в случае отказа от ремонта. Детали могут разниться, но ключевой момент всегда один - ноутбук «для удобства клиента» предлагается отдать курьеру, который якобы сам отнесет его в сервис-центр. 

В общем, задача одна - забрать у клиента его дорогостоящую технику и увезти в неизвестном направлении, чтобы затем приступить к шантажу.

При попытке узнать физический адрес этого сервис-центра менеджеры обычно отнекиваются, уверяя, «что там сейчас идет ремонт». В общем, задача одна - забрать у клиента его дорогостоящую технику и увезти в неизвестном направлении, чтобы затем приступить к шантажу. Спустя некоторое время из конторы звонят, сообщают о каких-то фантастических поломках и называют столь же неадекватную стоимость ремонта. Клиент обычно отказывается, особенно если сдавал ноутбук с вполне конкретной неисправностью.

Но в ответ на просьбу вернуть технику «менеджер» вдруг начинает требовать 2-3 тысячи рублей «за диагностику». При том, что никакой «диагностики» клиент вообще не заказывал, а на сайте и вовсе было указано, что она бесплатная. Тут клиент начинает ругаться, грозить Роспотребнадзором и полицией. За это его «наказывают»: телефон может не отвечать несколько дней.

После того как несчастный клиент убедится, что козыри - не в его руках, что звонить в полицию бесполезно и возжелает лишь одного - заполучить свою технику назад любой ценой, мошенники милостиво снимают трубку. С «дозревшим» клиентом договариваются о встрече (правда, для пущей убедительности могут несколько дней подинамить), после чего курьер привозит ноутбук и забирает деньги. В лучшем случае клиент обнаруживает, что его девайс даже не открывали. В худшем - из ноутбука может пропасть блок оперативной памяти. Одному из потерпевших (в сети уже есть организованные сообщества жертв ноутбук-вымогателей), который особенно много ругался и грозил, из мести прожгли в двух местах материнскую плату.

Даже при сотнях жалоб в интернете ничего не подозревающей публики оказывается гораздо больше. И она ежедневно продолжает отдавать свою технику шантажистам.

Как это всегда бывает, даже при сотнях жалоб в интернете ничего не подозревающей публики оказывается гораздо больше. И она ежедневно продолжает отдавать свою технику шантажистам.

Экоактивистке Маше П. мошенники назывались «Ноутбук Plus. Европейский сервисный центр». Маша отдала курьеру свой ноутбук с конкретным описанием (письменным) неисправности - сломались петли, из-за чего крышка не поднималась. Спустя 4 дня томительного ожидания ей наконец позвонили и сообщили, что «требуется замена жесткого диска», но цену пока они назвать не могут, будут связываться с поставщиком. После этого через два дня позвонил другой мастер и сказал, что замена петель будет стоить 7 600 рублей. «Я спросила про жесткий диск, оказалось, что его менять не надо. Я заподозрила, что мастера, мягко говоря, некомпетентны, и попросила вернуть мне технику. И тогда менеджер (почему-то они всегда были разными) сказал, что я должна им 2 000 рублей за диагностику. Я пригрозила, что буду жаловаться. Но на том конце были непреклонны и сказали, что иначе мне ноутбук не вернут и подадут на меня в суд».

На этом разговор кончился. Ситуация была сложная: Маша одна воспитывает сына, зарабатывает фрилансом, ноутбук - ее единственный рабочий инструмент. К счастью, ей удалось занять на время другой ноутбук у сестры. Зайдя благодаря ему в интернет, она узнала, что мошенничество это не из ряда вон выходящий цинизм, а распространенная практика. И что даже стыдно о ней не знать. Люди со всех регионов наперебой жаловались друг другу. В рассказах фигурировали разные названия и адреса сайтов (знатоки насчитали около 200 сайтов и 50 юрлиц), но создавалось впечатление, что по стране действует одна или максимум две-три мошеннические сети - настолько похожей была методология развода. Впрочем, некоторые преступные «аватары» встречались чаще других, и под ними мошенники не стеснялись разувать публику по несколько лет кряду.

История сопротивления

«Что особенно печально, большинство пострадавших соглашались на условия шантажистов и отдавали деньги», - говорит Маша. Полиция предпочитала в дела мошенников не вмешиваться. Мы связались с одним из немногих активистов, который добился-таки визита полицейских в такой «сервис-центр» в Москве (он назывался «Столичный центр», хотя на месте оказались документы множества разных юрлиц, видимо - однодневок). Перед этим курьер вернул Петру Литвину сломанный ноутбук (хотя до сдачи в ремонт он работал) и всерьез потребовал за это 2 700 рублей (все это Петр снял на видео).

«Что особенно печально, большинство пострадавших соглашались на условия шантажистов и отдавали деньги», - говорит Маша.

«Курьер извинился и пообещал возвратить ноутбук к жизни. И пропал. И на звонки фирма стала отвечать как-то напряженно и нехотя. И очередной менеджер мне начал рассказывать, что это я мошенник и отказался платить курьеру и что ноутбук мне не вернут. А потом менеджер ушел в отпуск. И я общался с ними ежедневно в течение месяца. И умолял взять мои деньги и вернуть ноут, пусть даже неисправным. И меня кормили завтраками, обещаниями, угрозами и враньем». А когда наконец Петра пригласили в офис забрать ноутбук, «его не оказалось к назначенному времени, а менеджеры сообщили, что его потеряли».  

Петр позвонил в полицию и длившиеся 4 (!) часа до ее приезда весело троллил единственную сотрудницу «сервис-центра», опять-таки снимая происходящее на видео.

«Полиция приезжала, но в итоге отговорили меня писать заявление, прикрываясь бесперспективностью - говорит Литвин. - Ноут назавтра вернули с курьером, но так и не починили». 

На ремонте не специализируемся

По-видимому, вариант реального ремонта ноутбука, пусть и за нереальные деньги, случается очень редко. Задача «менеджера» - любой ценой заставить клиента отказаться от ремонта и выбрать опцию «возврат за деньги». Если кто-то из клиентов случайно соглашается на дорогостоящий ремонт, его продолжают динамить, мотивируя отсутствием необходимых запчастей и\или обнаружением все новых неполадок. Параллельно растет стоимость «ремонта».

Клиента доводят до ситуации, когда платить становится абсурдным. Например, один из пострадальцев услышал цену в 13 700 рублей.

Клиента доводят до ситуации, когда платить становится абсурдным. Например, один из пострадальцев, услышав цену в 13 700 рублей, заглянул в объявления о продаже подержанных ноутбуков и обнаружил, что может на эту сумму купить такой же, но исправный.

В Сети попались впечатления от людей, нанимавшихся на работу в аналогичную контору. Нанимали в основном курьеров в разных городах и операторов колл-центров. Причем их тоже разводили:  так, курьер должен первые пять дней работать бесплатно.

Если же клиент упорно соглашается на дорогой ремонт, то его производят, видимо, где-то на стороннем сервисе (судя по тому, что делают это очень долго), после чего ноутбук нередко снова ломается. После этого менеджеры уже окончательно залегают на дно и на звонки не отвечают.

Как обмануть обманщика

«Я решила не унывать и принялась рыться в интернете в поисках решения, эффективного опыта других людей, - говорит Маша. - Поэтому от обращения в полицию отказалась практически сразу». И тут ей попалась история с хорошим концом. Некий упрямый клиент, попавшийся на удочку пару месяцев назад в Москве, решил использовать против мошенников их же оружие. Именно - заманить, забрать свою технику и не отдавать вымогаемые деньги. Для верности была припасена группа поддержки из коллег по работе. Идея неожиданно сработала. Ноутбук вернулся, правда - в слегка разобранном виде, но хотя бы в полной комплектации. Маша решила применить этот опыт в Петербурге.

Некий упрямый клиент, попавшийся на удочку пару месяцев назад в Москве, решил использовать против мошенников их же оружие. Именно - заманить, забрать свою технику и не отдавать вымогаемые деньги.

Она позвонила в компанию и сказала, что согласна на все условия. Ей пообещали перезвонить. Перезвонили, причем дважды, почему-то на домашний телефон (который, кстати, Маша им не сообщала! Видимо, сами пробили\ по адресу). «Наверно, они проверяли, есть ли дома мужчины», - предполагает Маша. Но трубку брала только она сама или десятилетний сын.

Наконец ей объявили, что на следующий день курьер привезет ноутбук. Шантажисты явно избегали уточнения времени прибытия, чтобы клиент не мог подготовиться к визиту. Сначала сказали, что время будет известно «после 11  утра», потом - что «курьер приедет после 15.00». В назначенное время ей лишь прислали телефон курьера. Позвонила - курьер сказал, что «будет минут через сорок». На самом деле прибыл лишь через полтора часа.

Собрать группу поддержки при таких условиях очень сложно: мало кто даже из хороших знакомых смог бы прождать целый день у Маши дома. В итоге приехала подруга с сыном да Машин сосед, большой специалист по части борьбы с нарушениями закона «О защите прав потребителей». Пока ждали курьера по фамилии Неизвестный (символично!), сосед надиктовал хорошую письменную претензию со ссылками на всевозможные нормативные акты. Ее предполагалось вручить курьеру вместо денег.

Все прошло хорошо. Курьер - крепкий молодой парень - был один. Видимо, проверка Машиного семейного положения мошенников успокоила. «Принесенный ноутбук мы отнесли в угол квартиры, максимально удаленный от входной двери, якобы “для проверки комплектности”. Там долго проверяли, нарочито обсуждая нарушения в документах (так, акт выполненных работ был без подписи, но это уже мелочи), и наконец объявили, что курьер получит деньги только за доставку (190 рублей). Парень скандалить не стал и ретировался. Как выяснилось, ноутбук даже не открывали, поэтому установить необходимость «замены жесткого диска» мастера могли разве что телепатически. Итог - Маша потеряла только нервы и рабочие дни, а приобрела полезный опыт.

Попробуем его обобщить.

1. Никогда не соглашайтесь на забор техники курьером! Это - первейший признак мошенников. Лучше всего пользоваться услугами только проверенных фирм. Если такой возможности нет, выбирайте хотя бы ту, куда предлагается отнести технику самостоятельно.

2. Придя в сервис-центр, осведомитесь о конкретной стоимости будущего ремонта. Если сотрудники отказываются провести диагностику при вас, не могут назвать стоимость ремонта и наличие необходимых деталей - уходите.

3. Внимательно смотрите, что вы подписываете. Если в бумажке написано, что в случае отказа от ремонта вы будете должны фирме «от 500 рублей» - бегите прочь. Это может быть и 1 000, и 10 000, и сколько угодно. А то, что такая формулировка сама по себе противоречит законодательству, никого не волнует. Все в деятельности ноутбук- мошенников противоречит законодательству, но заставить полицию «вписаться», судя по опыту пострадальцев, довольно сложно.

4. Если вы все-таки влипли, соглашайтесь на все условия и выманивайте курьера с ноутбуком к себе на дом. А там постарайтесь реализовать вышеописанный сценарий. Упаси боже ругаться и угрожать!

«Общественный контроль» решил обратиться за комментариями в питерский офис Машиной компании. На главной страничке сайте скромно указано: «Лучший сервисный центр по ремонту ноутбуков. Нас боятся конкуренты и уважают партнеры. Нас рекомендуют друзьям и хорошим знакомым. Мы дружим с каждым клиентом и всегда готовы прийти на помощь». При этом нет никаких телефонов, кроме номера колл-центра (который один на все регионы). Пришлось рассказывать всю историю оператору колл-центра. На просьбу связать нас с руководством девушка объявила: «Мы таких консультаций не даем» и бросила трубку.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика