Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Машины и мошенники: как сегодня оставляют без колес и денег в Северной столице

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Вы давно хотите машину. Вы периодически скрепя сердце просматриваете картинки любимицы в интернете,  и - о чудо! - предмет тоски и желаний выставлен в петербургской салоне с вкусной скидкой.  Звоните, мчитесь забрать желанную… И остаетесь без машины (или совсем не с той, которая была обещана) и без гроша в кармане: вы - очередная жертва автомошенничества

К слову, от действий таких фирм страдают не только рядовые покупатели, но и автосалоны. Схему обмана, по которой работают мошенники,  корреспонденту OK-inform раскрыл Алексей Румянцев, генеральный директор «Интей Лада», официального дилера АвтоВАЗа.

- Алексей Владимирович, я, возможно, в силу возраста или того факта, что не сталкивалась с покупкой машины в Петербурге, считала, что открытый развод остался в 90-х. Как так получилось, что эти схемы действуют по сей день?

- Речь идет о схеме, выверенной и отработанной годами, в частности - в Москве. Там уже, наверное, сотни подобных автосалонов, которые занимаются мошенничеством. Недавно был сюжет в программе «Человек и закон», когда журналисту, пытавшемуся снимать в одном из таких, как мне кажется, автосалонов, разбили камеру. В Москве это рассчитано на приезжий люд, который гоняется за дешевизной. Например, когда «Лада Ларгус» была в дефиците, люди нам говорили: «Да вы что! Мы сейчас поедем в Москву и купим на 70 тысяч дешевле!». А потом этих людей видели в слезах и страшном расстройстве, потому как в конечном итоге выяснилось, что 70 тысяч - это задаток, машину привезли -  а она на 100 тысяч дороже и задаток не возвращается. Кроме того, идет серьезная борьба с банками, которые занимаются обналичиванием денег. Ведь это очень удобная возможность обналичить средства. Машина закупается у дилера безналично, потом за наличные продается покупателю. По таким схемам действуют, как правило, фирмы-однодневки: на вывеске у них одно название, в документах - другое.  А потом их не найти, судиться не с кем, хотя люди выигрывают суды, но денег уже получить не с кого.

- В Петербурге все происходит так же?

- К сожалению, в этом году такие схемы пришли в Петербург. Наверное, в Москве стало тесно. Я знаю как минимум пять автосалонов, которые позиционируют себя как официальные дилеры, а на самом деле обманывают людей. Называют они себя и дилерами АвтоВАЗа в том числе. Я обеспокоен этой ситуацией, потому что мне жалко моих клиентов, которые, гоняясь за дешевизной, теряют деньги. Могу предположить - но только предположить, - что такие автосалоны существуют, потому что это кому-то нужно. Закрыть их просто: пара проверок - и все. Но они тем не менее живут и процветают. Сделано все прилично: красивое помещение, громкое название, чаще всего связанное с Петербургом и его символами.

У них всегда однотипные сайты. То есть, конечно, начинка чем-то отличается, но сделаны все по одному шаблону. Во-первых, они заявляют, что они дилеры почти всех известных брендов с гордым определением «официальный». Во-вторых, они продают только за наличные или в кредит. Здесь вам никогда не продадут автомобиль за безналичный расчет. В-третьих, они работают с туманными банками. Вам всегда предложат кредит от банка, название которого вы вряд ли слышали. В-четвертых, у них в одном зале выставлены автомобили разных брендов. Этого нельзя в принципе делать ни одному дилеру в России. Ну и, в-пятых, они тратят много денег на рекламу, а потому занимают первые строчки в поисковых системах.  

- Как происходит процесс такой «покупки»?

- Я могу только предполагать, как он выглядит сейчас. У нас был «Автомир»… Нет, не российский «Автомир», а наш, питерский, на Энергетиков - и там такие схемы работали много лет. Не думаю, что что-то за это время изменилось. Все новое, как известно,  - это хорошо забытое старое.

Итак, с чего все начинается? Человек, пусть даже не из Петербурга - из Пскова, Тихвина, Петрозаводска, находит в интернете объявление «Купить “Лада Ларгус”. Скидка - 60 тысяч рублей». Ни один официальный дилер, разве что в рамках программы утилизации, не может предложить такую скидку на дефицитный автомобиль! У нас столько нет. Маржа дилера - 5 - 6%. Мы зарабатываем на «пустой» машине 20%. Нет у нас сверхприбылей, нам не из чего делать такую скидку. Но продолжим. Покупатель спешно звонит в салон, который предложил скидку: «У вас эта машина есть в наличии?» - «Да». - «И комплектация “люкс”?» - «Да». - «И мотор 16-клапанный?» - «Да». - «Я к вам выезжаю!»

Человек приезжает с деньгами (может, еще пару родственников за дешевыми авто прихватил), его вежливо встречают и поясняют:  мол «Ларгус» есть, но на складе. Надо договорчик подписать, дать задаток - и сразу привезут. А договоры, как правило, читают плохо. Очень плохо. Задаток - около 100 тысяч рублей и больше. Тот, который не возвращается. Договоры, кстати, выложены в интернете - можно найти, посмотреть. Итак, договор подписан, деньги отданы…

«Ваша машина будет через три дня». - «Как три?! Я же приехал из Пскова! Куда мне деваться?» - «Слушайте, у нас тут есть точно такой же. Здесь стоит. Стоит столько же. Вот он». - «Подождите. Но здесь же нет лифта, мотор не 16-клапанный. И комплектация не та. Как же он столько стоит?» - «Ну, вот так. К тому же вы в договоре написали, что его берете». - «Нет! Я брать не буду! Верните деньги!» - «Извините, вот договор. А еще вы подписали, что допоборудование берете, так что с вас еще 60 тысяч». - «Ладно, беру…» - «С вас еще 60 тысяч». - «Да за что?!» - «А вот у вас же написано в договоре: вам поставили музыку, антикор». (Хотя там все копеечное, не стоит этих денег и брошено в машину как попало, - поясняет глава Лада Интей в процессе рассказа.) «Я брать не буду!» - «Не берите. Мы его на улицу выставим - и все. Вы же подписали, что вы его приняли».

А в договоре, действительно, лежит подписанный акт приема-передачи. Не читают люди внимательно, то, что подписывают!

- Как же люди не замечают очевидного подвоха?

- А с ними сначала вежливый менеджер работает, а потом специальный - по конфликтным ситуациям. Объясняют им все в маленькой комнатке: 2х2 с яркой лампой. Она во всех этих салонах есть. Называется «комната для грустных посетителей», где человеку рассказывают, на сколько денег он попал, что он может, а что не может.

- Как на ситуацию реагируют официальные дилеры?

- Лично у меня, да и у многих моих коллег, они отбирают клиентов. Людей обманывают, а они потом кричат: «Все вы одинаковые!» Репутация официальных дилеров страдает. Да, мы тоже предлагаем допоборудование, но всегда оставляем выбор: хочешь - бери, не хочешь - не бери! Вы ничем не поплатитесь. И еще: мы не делаем накруток. Да меня накажут, если я продам дороже рекомендованной цены! Производитель контролирует цены… Вон - дирекция по качеству не вылезает из салонов.

- Некоторые эксперты предполагают, что мошенники активизируются, когда спрос начинает превышать предложение. Ситуация на петербургском авторынке сегодня не из лучших. Связаны ли эти процессы?

- Не нужно никакого взрыва рынка. Человеку в любое время достаточно предложить сладкую морковку, за которой он и пойдет. У меня в свое время был преподаватель, который считал, что в экономике прежде всего надо знать три простых правила. Первое: за рупь двадцать и с черным бархатом - так не бывает. Второе: влезть на елку и ничего не ободрать - не получится. И третье: коммерсант должен спать спокойно.

И вот я бы советовать потребителям, которые хотят купить «за рупь двадцать и с черным бархатом», помнить, что так не бывает. Дешевле, чем у дилера, новый автомобиль купить невозможно априори. Объясняю: дилер не может купить дешевле, чем продает завод. И не может продать «серому» дилеру дешевле, чем купил. За очень редким исключением. А значит, у «серого» не может быть дешевле, чем у белого. Да, у первого может быть дефицитный товар. Он, через подставных лиц купил у частников, поставил в салон, продает. Да, подороже. Но у него есть. Продавать - его право, его бизнес. Но дешевле, чем у дилера, быть не может. И кредитных программ дешевле, чем у дилера, быть не может. Здесь автопроизводитель доплачивает деньги банку - вот и скидки до 40 тысяч. Ты платишь проценты, но они тебе возвращаются в скидке. Официальной скидке.

- А если тем, кого обманули, в полицию обратиться?

- Когда к мошенникам приходят люди из органов - им предъявляют подписанные документы. Полиция говорит: «Пишите заявление, обращайтесь в суд». Заявлений тьма. Проходит время, в суд никто не является. «Эти ребята съехали, здесь теперь другое ОАО работает», - поясняют пришедшим разбираться спустя несколько месяцев. Впрочем, тот же «Автомир» так работал много лет. Но это были те годы, а почему сейчас это работает в Петербурге - меня удивляет.

- И как тогда бороться?

- На них надо натравливать общественность, средства массовой информации. Почему закончился «Автомир»? Начались громкие репортажи, появились статьи в газетах, обманутые клиенты митинговали у салона...

А самое простое: когда вы собираетесь купить автомобиль, зайдите на сайт производителя, нажмите кнопку «найти дилера», выберете город,  где собираетесь купить машину…

Кстати, я звонил как-то в такой салон: «Здравствуйте, - говорю. -  А вы официальный дилер “Лады”?» - «Да, конечно». - «А почему вас нет в списке на сайте “Лады”?» - «Это какая-то ошибка! Мы сейчас позвоним, исправим!»

Не бывает таких ошибок. Не бывает официальных дилеров, которых забыли внести в список.  Возьмите этот список на сайте производителя. Обзвоните их, послушайте, какие акции и предложения у них есть. Не гоняйтесь за жареными предложениями. Не ищете новые автомобили на «Авито». Я говорю именно о новых автомобилях. Хотя и с подержанными хватает проблем.

- Тоже мошенничают?

- Да. Я бы советовал никогда не покупать автомобиль с дубликатом ПТС. Дубликат чаще всего возникает, когда ПТС хотят оставить в банке в залоге, чтобы продать автомобиль новому покупателю. Через некоторое время он узнает, что автомобиль надо вернуть в банк. Автомобиль в залоге, владелец не платит кредита. А можно просто потратить пару дней, можно изучить историю автомобиля.

- Подводя итог: нужно внимательно читать документы - и все случаи мошенничества предавать огласке. Так?

- Верно, нужно объединяться в сообщества, привлекать внимание общественности и СМИ. Ведь то, чего боятся любые мошенники в любой сфере, - это огласка. Конечно, нужно подавать заявление в полицию и суд.  В конце концов, когда количество обращений вырастет - проверку проведут. Но ничто не подхлестывает наши правоохранительные органы к работе так, как огласка. Об этом надо говорить, писать, митинговать. Например, собраться, организовать митинг  - сегодня это можно сделать - и провести у салона, пригласив СМИ. Салон закроется, я вас уверяю.

От автора. Права я получила года три назад, но машины до сих пор нет. Поэтому я, ни в чем себе не отказывая, решила прогуляться по «вкусным» объявлениям и послушать, что мне пообещают с моей скромной журналистской зарплатой. Я вбивала в строку поиска «купить киа спб», «купить форд спб», «купить шкода со скидкой» и тому подобное.

Первые несколько адресов, которые выдавал мне поиск, я сверяла со списками официальных дилеров на сайтах автопроизводителей. В результате у меня остались две ссылки, которые выскакивали одними из первых, но ни у KIA, ни у Ford, ни у Skoda я этих ребят в списках не нашла. Хотя значки марок гордо красовались на главных страницах рядом с очень выгодными предложениями. 

Сначала я зашла на сайт компании SeverGrad. 26 брендов на главной странице. Самые популярные автомобили, интересные цены, кредит от 4,5%.

«Добрый день. Я хотела бы узнать подробнее о предложении на Kia Rio за 429 900 рублей. Что входит в эту сумму?» - «Минимальная комплектация». - «А можно ли оплатить безналом?» - «Безналичный расчет возможен». - «У меня на руках не вся сумма. Если мне понадобится кредит…» - «Давайте я передам вашу заявку в кредитный отдел. Кстати, когда вы собираетесь приобретать машину?» - «В ближайшие месяцы. Звоню, узнаю, какие есть предложения. Ой, кстати, я сейчас зашла на сайт “КИА”,  но не вижу вас в официальных дилерах». - «О, там просто не все указаны. Приходите в салон, я предоставлю вам копию лицензии, что мы являемся официальным дилером».

Через 5 минут мне перезвонили из кредитного отдела: «Кредитные условия: от 4,5% до 13% в зависимости от программы. От года до семи лет. Есть кредиты, включающие КАСКО». - «Какой банк предоставит мне кредит, если я обращусь к вам?» - «Мы работаем с ВТБ, “Уралсиббанком”, “Меткомбанком”… Более 13 банков. Кстати, вы уже решили, когда будете приобретать машину?» - «В ближайшие месяцы». - «А-а-а-а… Ну, то есть еще не готовы... Ладно. Но я все равно пришлю вам наш адрес и свой телефон, чтобы вы могли с нами связаться».

Вторым по популярности и по такому же отсутствию в списках автопроизводителей стал «SPB Автодилер». Цена на Kia Rio была такой же. 429 900 рублей. Но только в кредит. Если покупать по безналу - стоимость вырастет до 460 000.Я задала вопрос, можно ли будет оплатить часть сразу, а часть - взять в кредит. «Можно, можно», - заверил меня оператор. Кредит - от 4% до 8%. Первоначальный взнос - 10 - 15%. «Среди наших партнеров - ВТБ24, “Газпромбанк”, “Уралсиб” и другие», - перечислил молодой человек. Отсутствие в списке «КИА» мне объяснили тем, что «SPB Автодилер» - мультибрендовый дилер, и то, что их нет в списке на официальном сайте, - «нормальное явление». Как и в прошлом салоне, мне обещали показать все бумаги, подтверждающие официальный статус, при встрече.

Для сравнения и размышления: у дилеров, указанных на сайте KIA, средняя ставка по кредиту - 15%. А первоначальный взнос - около 50%.

Чтобы не быть голословной и, не дай Бог, не оклеветать одну из уважаемых компаний, я связалась непосредственно с производителем KIA и спросила, могут ли салоны, которых нет в списке на сайте, называться официальными?

- На сайте есть список официальных дилеров. Информация в нем актуальна. Если у дилера заключен с нами договор, то он есть в этом списке. Информация обновляется регулярно. Если в этом списке нет автодилера, к которому вы обратились, называться «официальным» он не имеет права.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии