Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Михаил Хазин: Единственный выход - разрушить существующую бюрократическую систему

 Вопрос ОК-информ: Михаил Леонидович, Сегодня в России не существует системы наказания за разрушительные последствия принятых чиновниками решений. Какие критерии оценки работы властей необходимо, на ваш взгляд, внести, чтобы выйти из сложившегося порочного круга?

- Нужно понимать, что современная российская система создана по итогам революции 1991 года, у которой было две задачи. Первая - сделать так, чтобы можно было передавать по наследству привилегии, которые получили представители среднего номенклатурного звена. Именно для этого вернули частную собственность. И второе - освободить чиновников от любой ответственности перед обществом.

В этом смысле привлечение к ответственности за неправильные с точки зрения интересов страны решения - это вещь, категорически табуированная современным чиновничеством.

«Создалась специфическая ситуация: чиновник четко понимает, что в любую секунду в него может ударить молния. Но сказать, когда это произойдет, он не может»

К слову, для чего в Конституции 1993 года было написано, что государство не имеет идеологии? Да для того, чтобы нельзя было обвинить чиновника в идеологически неправильных поступках! То есть, когда он разрушает завод - это не преступление. Почему? А кто сказал, что России нужен этот завод? Где у нас написано, что нужно увеличивать количество заводов? Нигде? Значит, чиновник ни в чем не виноват… Теоретически его можно наказать только за то, что внесено в УК…

Система, которая действовала в СССР, была разрушена в 90-е годы; а та, что была восстановлена Путиным, оказалась ликвидирована в связи с постоянным экономическим кризисом и противостоянием либеральной общественности всему остальному государству. И в результате создалась специфическая ситуация: чиновник четко понимает, что в любую секунду в него может ударить молния. Но сказать, когда это произойдет, он не может.

Что это означает? Объясню на примере. Вы заходите в темную квартиру, протягиваете руку к выключателю и при этом подозреваете, что на его месте голые провода, а значит, как только вы протянете руку, вас убьет. Но разве это повод, чтобы не включать свет вообще?

Такова же логика чиновника: нужно украсть и в нужный момент «слинять». При этом убегать слишком рано нельзя, потому что ты вовлечен в сложную систему перекрестных связей и, если из нее выскакиваешь, все остальные начинают раздражаться...

По этой причине наша современная государственная элита как бы сидит на чемоданах.

«Необходимо ввести условие: человек, который работал в рамках старых министерств, может перейти в новое министерство лишь в том случае, если объяснит происхождение как собственного имущества, так и того, чем обладают его родственники»

Впрочем, по мнению тех, кто хочет сбежать, имеется еще один выход. Какой именно? Отвечаю: сдать Путина. Они твердо убеждены, что в этом случае они получат индульгенцию и их никто не сможет тронуть. То есть они знают, что в обществе бытует мнение: лучше Путин, чем кто-то другой.

Насколько этот консенсус адекватен - вопрос отдельный. Более того, он может не нравиться самому президенту, который, возможно, и не прочь был бы уйти. Но, так или иначе, значительная часть современного чиновничьего аппарата кровно заинтересована в том, чтобы сдать Путина. И причину их заинтересованности понять нетрудно: большинство из этих людей понимают, что бежать в общем-то и некуда - куда ни сбеги, тебя там запросто оставят без накопленной кубышки…

Вот такая сегодня складывается картина, и единственный выход из создавшейся ситуации - полностью разрушить существующую бюрократическую систему. Создать параллельно старому аппарату новый, из других людей, действующих в соответствии с новыми правилами. Объяснить им, что они могут сделать карьеру только в том случае, если будут жить в другой модели - в модели ответственности.

При этом ввести условие: человек, который работал в рамках старых министерств, но был уволен, может перейти в новое министерство лишь в том случае, если полностью объяснит происхождение как собственного имущества, так и того, чем обладают его родственники.

И до тех пор, пока эта задача не решена, рассчитывать на то, что чиновники будут кому-то помогать, - извините, просто наивно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алиса, наблюдатель, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии