Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Ложь и статистика

 Фото: Статистика - Артем Житенев/РИА «Новости» Фото: Статистика - Артем Житенев/РИА «Новости» Федеральные и региональные туристические власти бодро отчитались о рекордных достижениях в сфере внутреннего туризма за 2015 год: в России насчитали 50 млн путешественников, а в Петербурге - 6,5 млн, из которых 3,7 млн человек причисляют к соотечественникам. На самом деле ни конкретного показателя, ни темпов его изменений точно не знает никто

Корреспондент «Общественного контроля» однажды поинтересовался у генерального директора компании «Мир», доктора экономических наук Валерия Фридмана, одной из самых авторитетных фигур в питерском туризме: «Верите ли вы нашей туристической статистике?» На этот вопрос господин Фридман ответил без промедления: «Не верю, конечно». И тут же добавил: «Потому что цифры дутые и не имеют под собой достаточного обоснования».

Директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Ольга Ярилова: «Сегодня посчитать потоки туристов в регионах невозможно, потому что все считают по-разному. Кто-то считает через сотовую связь, кто-то - по гостиницам, а кто-то - по ночевкам».

Самое интересное - даже представители туристических властей, регулярно озвучивая победные показатели, в них на самом деле сомневаются. К примеру, на одном из недавних заседаний в Госдуме директор департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Ольга Ярилова заявила: «Сегодня посчитать потоки туристов в регионах невозможно, потому что все считают по-разному». И добавила: «Кто-то считает через сотовую связь, кто-то - по гостиницам, а кто-то - по ночевкам». И верно: единой методики учета «внутренних» туристов как не было, так и нет. И поэтому любые называемые цифры - не более чем субъективные оценки, порой явно далекие от действительности.

Чтобы было понятно: по международным нормам турист - «человек, посещающий страну (место) временного пребывания в любых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». Вопрос: если семейная пара, вечером сев в поезд в Вологде, утром добралась до Питера, сходила в Эрмитаж, побывала на водной экскурсии, пообедала в кафе, а потом отправилась в театр и поздно вечером отбыла восвояси, то кто они? Туристы? Скорее всего, они вообще не попадают в статистику... Почему?

В некоторых странах считают не самих туристов, а количество их ночевок при размещении (так поступают во многих государствах). В России до недавнего времени применяли сразу четыре методики. Самой древней из них считают оценку по объемам продаж хлебобулочных изделий, а наиболее передовой - метод сателлитных счетов, который позволяет определить не только примерное количество туристов, но и множество других показателей (объем их трат, мультипликативный эффект и т. д.). Именно о последнем как образце для подражания в России говорится примерно уже …10 лет. Однако если в Европе внедрение сателлитных счетов начато Евростатом еще в 1997 году, то у нас воз и ныне там…

И надо сказать, что многим это весьма выгодно. Ведь после внедрения сателлитных счетов приукрасить ситуацию «как надо» будет весьма трудно: автоматически, через кассовый аппарат или банкомат, учитывается все. А пока она выглядит так...

Система сателлитных счетов (TSA) разработана UNWTO и внедрена в странах с высоким уровнем развития туриндустрии. Это расширенный набор статистических показателей, который позволяет рассчитать долю туротрасли в ВВП страны, занятости, инвестициях и доходах бюджета. В сателлитных счетах учитываются не только количественные, но и качественные показатели.

За последние 7 лет картина внутреннего туризма со статистической точки зрения менялась так быстро, что трудно уследить за ходом мысли считающих. В 2008 году Ростуризм объявил, что внутренний турпоток составил 30,3 млн человек. В 2009-м и 2010-м - 32 млн. В 2011-м у нас стало уже 33,3 млн своих туристов, а годом позже - 35 млн. В 2013 году непонятно каким образом внутренний турпоток снова упал до 32 млн человек, зато в следующем (опять же непостижимым образом) вырос до 41,5 млн. А в 2015-м и вовсе перевалил за 50 млн. Только вот откуда взялись эти цифры роста (обычно почему-то «ровненькие» - 10 - 20%), кроме руководителя Ростуризма Олега Сафонова, подсказавшего ее премьеру Дмитрию Медведеву, никто не знает. 

То же самое происходит и на региональном уровне. С подачи комитета по развитию туризма  Петербурга все, включая губернатора Георгия Полтавченко, говорят о рекорде в 6,5 млн и 3,7 млн «внутренних» туристов. На чем основаны эти цифры? Исключительно на экспертных мнениях и приблизительных оценках. И главный аргумент - итоги опросов музеев и гостиниц, которые заявляют о росте российского турпотока в летнем сезоне на уровне 20% (по сравнению с 2014-м). На самом деле были эти 3,7 млн или нет - попробуй проверь: ни методики, ни эффективных инструментов учета туристов нет. 

Не прочь несколько подправить ситуацию и коммерсанты. К примеру, паромы одной известной в Петербурге компании в 2013-м перевезли, как утверждалось, 750 тысяч пассажиров, а в 2014-м она обещала перевезти 600 тысяч. А вот в 2015-м объемы пассажирской перевозки снизились до 489 тысяч человек - так заявило руководство компании конце декабря.  Почему-то при этом уверяя, что пассажиропоток вырос по сравнению с 2014 на 9% (вместо 20 запланированных). Сколько же пассажиров было в 2014-м?

Задачка не из простых, тем более что в начале февраля 2016-го генеральный директор паромного оператора Сергей Котенев опять меняет цифру и говорит о том, что в 2015 году они «превысили 500 тысяч пассажиров». Какая разница - ведь все равно никто не проверит.

Лавинообразный рост статистических показателей в сфере внутреннего туризма, необъяснимый с научно-методической точки зрения, вполне вписывается в сложившуюся ситуацию. Надо показать рост - покажем. И поэтому любая демонстрируемая в этой связи цифра - «какая надо» цифра.

Впрочем, такой лавинообразный рост статистических показателей в сфере внутреннего туризма, необъяснимый с научно-методической точки зрения, вполне вписывается в сложившуюся ситуацию. Надо показать рост - покажем. И поэтому любая демонстрируемая в этой связи цифра - «какая надо» цифра. Пример?

В 2014-м, пытаясь как-то привести нашу туристическую статистику к мировым стандартам и одновременно показать свою эффективность, Ростуризм предложил считать не туристов, а число пересечений границы. Получилось забавно: по итогам 2014 года, по данным Росстата, на территорию РФ с туристическими целями въехало 2,583 млн иностранцев. А по новой методике туристических поездок в Россию насчитали …25,4 млн. «Это вполне соответствует действительности», - утверждали тогда в Ростуризме.

И чиновников почему-то не смутило, что около 13 млн приходятся на «туристов» из Украины, Казахстана и Узбекистана. И очень, знаете ли, хочется посмотреть на узбекских туристов, которые и в 2015-м уверенно входили в десятку самых бывающих в России… Так же, как и убедиться, что наши 3,7 млн «внутренних» туристов - честные.  

А еще хочется вспомнить приснопамятную питерскую «пятилетку туризма» (программу на 2011 - 2016  годы с помпой принимали не так давно). Знаете, сколько, согласно ей, у нас в Петербурге должно быть туристов? Как будто достигнутые в 2015 показатели (т. е. 2,8 млн иностранцев+3,7 млн россиян) там записаны за 2014-м. В минувшем году мы должны были выйти на уровень в 7,2 млн (3+4,2), а в 2016-м - добраться до показателя 8,1 млн (3,3 млн из-за рубежа и 4,8 млн своих). Только кто об этом сейчас вспоминает? 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, фотограф-ретушер, 32 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии