Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 99.42
Евро 106.3
Юань 1.36

По льдам и пустыням Монголии на… фэт-байках!

 Фото предоставлено участниками экспедиции Фото предоставлено участниками экспедиции Четверо петербургских велосипедистов вернулись из экспедиции «Льды и пустыни», маршрут которой проходил по территории Монголии

Снежно-песчаные барханы, любопытные верблюды, заиндевевшая палатка, покрытые льдом спальники, настоящий буран и мороз, достигавший порой 27 градусов - все это раскрасило их путешествие яркими красками, оставив море впечатлений. 500 километров по степям, пустыням, замерзшим рекам и озерам, избегая передвижения по дорогам, - такой была главная идея велоэкспедиции.

- Я очень люблю Монголию, - рассказывает один из участников пробега Илья Гуревич. - Многие страны предлагают жизнь как в аквариуме. Хотите в лес? - вот вам специально подготовленный для туристов лес, вот маркированная тропа, вот палаточка. А Монголия - брутальная страна, большая и малонаселенная, там есть где себя испытать! Пустыни, горы, замерзшие озера с метровыми льдами. В наше время GPS-ов, асфальта, мобильных телефонов очень тяжело найти место, где ты борешься с какими-то трудностями по-настоящему.

Суровые зимы, дикие места, душевные люди

В состав команды вошли: Илья Гуревич - руководитель, Михаил Каменцев - штурман, Дмитрий Кимбер - механик, Николай Савчук - завхоз. Основной костяк (Илья, Михаил и Дмитрий) - опытные путешественники, для которых это далеко не первый зимний велопоход по сложному рельефу, при ветре и низких температурах. И только самый молодой участник - Николай Савчук - участвовал в подобной экспедиции впервые.

География предыдущих экспедиций впечатляет: Урал, Байкал, Белое море, Египет, Туркмения, Марокко, Арктика и даже полюс холода, где температура опускалась до -45 градусов.  Да и в Монголии участники были уже дважды - летом и зимой. Походом 2016 года была открыта серия тренировочных маршрутов перед их новой глобальной целью - экспедицией в Антарктиду.

- Вершиной наших походов на данный момент является Чукотка в 2013 году, - говорит Михаил Каменцев. - Там все сложилось: многолетняя подготовка, новые велосипеды, сложный маршрут, который мы полностью преодолели, непростая погода и красота Арктики. Теперь необходимо выходить на новый уровень, но сразу это невозможно. Составили примерный план, главная цель которого - путешествие в Антарктиду в 2019 - 2020 году (200-летие открытия Антарктиды). Монголия, Китай, Якутия, Аляска - вот те места, которые нам интересны. Там суровые зимы, дикие места, душевные люди.

Говоря про новые велосипеды, Михаил имеет в виду фэт-байки, специально приобретенные командой для подобных поездок. Внешне они похожи на обычные горные велосипеды, но с очень толстыми колесами. Фэт-байки можно сравнить с джипами: они обладают повышенной проходимостью по вязким и сыпучим грунтам, уступают в скорости более изящным собратьям на хороших дорогах. Еще несколько лет назад эти велосипеды в России были большой редкостью, а сейчас потихоньку набирают популярность. Разрабатывая план маршрута по Монголии, ставку делали именно на внедорожные свойства фэт-байков.

Но амбициозный план с минимизацией движения по дорогам пришлось серьезно корректировать. Не помогла и специально купленная шипованная резина стоимостью 25 - 30 тысяч рублей за две покрышки. Велосипедисты очень надеялись, что за время путешествия весна вступит в свои права и, невзирая на прогнозы, порадует солнышком и комфортной температурой. То, что солнце старалось изо всех сил, сомнений нет, судя по их обгорелым лицам. Но это днем. А ночью температура зачастую опускалась до 25 - 27 градусов мороза, так что холодных ночевок избежать не удалось, и даже столь опытным путешественникам маршрут дался нелегко.

За передвижением команды, благодаря спутниковому трекеру, можно было следить в режиме онлайн на сайте «ВелоПитер». И каково же было всеобщее удивление, когда путешественники вдруг повернули обратно, двигаясь хоть и несколько иным маршрутом, но в целом - в направлении города Ховд, откуда стартовала экспедиция. Впрочем, как оказалось, это был один из прогнозируемых сценариев.

«Не знал бы, что отдых - подумал бы, что каторга»

Слой снега на озерах в Монголии оказался слишком толстым (15 - 20 см вместо ожидаемых 4 см), так что путешественники, невзирая на первоначальный план, были вынуждены искать накатанные местными жителями и натоптанные скотом дороги, которые были далеко не везде. Да и ходовой день приходилось заканчивать уже к 18 часам: как только солнце уходило, температура начинала резко падать. Ранним утром она достигала своего минимума, и можно было наблюдать, как влага из выдыхаемого воздуха превращается в снежинки, падающие на покрытые коркой льда спальники. А с появлением солнца воздух начинал прогреваться. Был выработан даже такой график: время подъема минус двадцать. Аккумуляторы для фотоаппарата приходилось всю ночь греть в спальнике, иначе они отказывались работать.

Путь по пустыне был сильно урезан: по огромным барханам нелегко ехать с грузом (все вещи - включая питание, одежду, снаряжение - велосипедисты везли на себе). Поразили двухцветные барханы: с юга - белые от снега, с севера - песчаные. Запомнился монгол на красавце-верблюде. Шутливое предложение поменять верблюда на велосипед он не оценил - гордо ответил отказом. Зато Николай прокатился на верблюде, монгол - на велосипеде.

Некоторые трудности вызывали языковые проблемы: местное население в большинстве своем не понимало ни русский, ни английский языки. Помогало наличие карт и язык жестов. Придумали лайф-хак: на одном среднем кусте саксаула можно вскипятить три литра воды на печке-щепочнице. Только веточки надо было подкидывать непрерывно, так что печкой почти не пользовались. А еще посчастливилось попасть в настоящий буран. Хорошо, что палатка выдержала такую нагрузку (с собой была 4-х местная штормовая палатка), да и то у нее погнуло дугу. После бурана весь снег засыпало песком, так что при получении питьевой воды путем растопки снега ее приходилось долго фильтровать. «Не знал бы, что отдых - подумал бы, что каторга», - смеясь, сказал Илья Гуревич по возвращении в Петербург.

Записи из походного дневника Дмитрия Кимбера

День 4. Приехали к нескольким юртам с метеоплощадкой. Спросили дорогу к следующему озеру, монголы долго пытались объяснить, потом один из них сел на мотоцикл и проводил обратно до малозаметной развилки. Надо заметить, в тех местах ехать на автомобиле можно в любом направлении без всякой дороги, а самые наезженные дороги идут обычно не куда-то далеко, а до ближайшей юрты. Встали на берегу соленого озера, у куста осоки, чтобы утром удобнее сушить спальники.

День 5. Утром -27. В палатке от дыхания идет снег. На улице туман, солнце с трудом пробивается, снаряжение плохо сохнет. Пришлось ждать, пока солнце поднимется повыше и разгонит дымку, просушит вещи. До обеда 50/50 пешки и медленной езды по заснеженной пустыне. На солнце становится жарко. Проезжали кусты саксаула, прихватили несколько с собой. Вечером опробовали печку-щепочницу, вскипятили 3 литра воды. Вода закипела чуть быстрее, чем на горелке, но надо непрерывно подкладывать в печку ветки саксаула. А минут через 10 печка забилась золой, очень много песка в местных дровах. Из остатков саксаула сделали костер. На этом соленом озере почти нет осоки и из-за этого нет скота и людей.

День 7. Через час после выхода ветер начал усиливаться и превратился в снежно-песчаный буран. Илья быстро сориентировался и дал команду ставить палатку. Ветер уже штормовой, Миша держал палатку изнутри, мы крепили ее чем могли - велосипедами, рюкзаками, Коля присыпал юбку песком (специальный отсек в штормовой палатке. - Прим. автора). Ветер нес песок вперемешку со снегом, эта смесь облепляла лицо коркой, набивалась в глаза, карманы, за воротник. Залезли в палатку, подперли спинами наветренную стенку. Казалось, что придется ночевать тут, и такая перспектива не радовала: воды с собой у нас только два литра чая в термосах, снег смешало с песком и не из чего натопить, в палатке грязища от осыпавшегося с курток, лиц и ног песка... К 14:30 буран превратился в сильный ветер, потом просто в ветер. Решили пройти оставшиеся два километра до озера и встать в степи. Весь снег засыпало песком, отстаиваем и фильтруем. Через фильтровальный капрон долго, через фильтры для кофеварки побыстрее, но они часто рвутся.

День 8. Пока сворачивали лагерь, подъехала семья монголов - мужчина на лошадке, женщина на верблюде и один запасной верблюд привязан. Необычно видеть заиндевелых верблюдов. У пастухов началась весновка, готовятся к перегону скота в степь с озер, собирают юрты. Юрты с собой не возят, хранят в сарайчиках. День солнечный и теплый, с утра не стали наполнять термоса, чтобы не заморачиваться с фильтрацией - думали набрать или натопить воды на месте перекуса. Но не получилось: колодцы, обозначенные на карте, - это либо глубокие скважины, в которые надо опускать погружной насос, либо обычные колодцы, но замерзшие. А снег весь перемешан с песком. Стоит остановиться, почти всегда подъезжает на коне, мотоцикле или верблюде кто-нибудь из местных жителей полюбопытствовать и узнать, нет ли проблем.

День 10. Утром пришло стадо верблюдов, очень любопытные. Потом подтянулись и пастухи, такие же. Через небольшой перевал быстро доехали до Бурега в надежде поесть там в кафе. Но в это время года весь общепит закрыт. Ветер пригнал низкие темные тучи, понесло заряды снега. По чистому льду дороги быстро проехали озеро. В конце озера был отличный вид на освещенные солнцем горы, хотели сделать групповое фото, но, пока я устанавливал фотоаппарат на автоспуск, в кадр въехала машина с рыбаками. Общение продолжалось, пока очередной снежный заряд не закрыл весь пейзаж. Фото не удалось, но рыбаки подарили четыре хариуса, из которых Коля сварил отличную уху.

Фото предоставлены участниками экспедиции.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии