По льдам и пустыням Монголии на… фэт-байках!
Снежно-песчаные барханы, любопытные верблюды, заиндевевшая палатка, покрытые льдом спальники, настоящий буран и мороз, достигавший порой 27 градусов - все это раскрасило их путешествие яркими красками, оставив море впечатлений. 500 километров по степям, пустыням, замерзшим рекам и озерам, избегая передвижения по дорогам, - такой была главная идея велоэкспедиции.
- Я очень люблю Монголию, - рассказывает один из участников пробега Илья Гуревич. - Многие страны предлагают жизнь как в аквариуме. Хотите в лес? - вот вам специально подготовленный для туристов лес, вот маркированная тропа, вот палаточка. А Монголия - брутальная страна, большая и малонаселенная, там есть где себя испытать! Пустыни, горы, замерзшие озера с метровыми льдами. В наше время GPS-ов, асфальта, мобильных телефонов очень тяжело найти место, где ты борешься с какими-то трудностями по-настоящему.
Суровые зимы, дикие места, душевные люди
В состав команды вошли: Илья Гуревич - руководитель, Михаил Каменцев - штурман, Дмитрий Кимбер - механик, Николай Савчук - завхоз. Основной костяк (Илья, Михаил и Дмитрий) - опытные путешественники, для которых это далеко не первый зимний велопоход по сложному рельефу, при ветре и низких температурах. И только самый молодой участник - Николай Савчук - участвовал в подобной экспедиции впервые.
География предыдущих экспедиций впечатляет: Урал, Байкал, Белое море, Египет, Туркмения, Марокко, Арктика и даже полюс холода, где температура опускалась до -45 градусов. Да и в Монголии участники были уже дважды - летом и зимой. Походом 2016 года была открыта серия тренировочных маршрутов перед их новой глобальной целью - экспедицией в Антарктиду.
- Вершиной наших походов на данный момент является Чукотка в 2013 году, - говорит Михаил Каменцев. - Там все сложилось: многолетняя подготовка, новые велосипеды, сложный маршрут, который мы полностью преодолели, непростая погода и красота Арктики. Теперь необходимо выходить на новый уровень, но сразу это невозможно. Составили примерный план, главная цель которого - путешествие в Антарктиду в 2019 - 2020 году (200-летие открытия Антарктиды). Монголия, Китай, Якутия, Аляска - вот те места, которые нам интересны. Там суровые зимы, дикие места, душевные люди.
Говоря про новые велосипеды, Михаил имеет в виду фэт-байки, специально приобретенные командой для подобных поездок. Внешне они похожи на обычные горные велосипеды, но с очень толстыми колесами. Фэт-байки можно сравнить с джипами: они обладают повышенной проходимостью по вязким и сыпучим грунтам, уступают в скорости более изящным собратьям на хороших дорогах. Еще несколько лет назад эти велосипеды в России были большой редкостью, а сейчас потихоньку набирают популярность. Разрабатывая план маршрута по Монголии, ставку делали именно на внедорожные свойства фэт-байков.
Но амбициозный план с минимизацией движения по дорогам пришлось серьезно корректировать. Не помогла и специально купленная шипованная резина стоимостью 25 - 30 тысяч рублей за две покрышки. Велосипедисты очень надеялись, что за время путешествия весна вступит в свои права и, невзирая на прогнозы, порадует солнышком и комфортной температурой. То, что солнце старалось изо всех сил, сомнений нет, судя по их обгорелым лицам. Но это днем. А ночью температура зачастую опускалась до 25 - 27 градусов мороза, так что холодных ночевок избежать не удалось, и даже столь опытным путешественникам маршрут дался нелегко.
За передвижением команды, благодаря спутниковому трекеру, можно было следить в режиме онлайн на сайте «ВелоПитер». И каково же было всеобщее удивление, когда путешественники вдруг повернули обратно, двигаясь хоть и несколько иным маршрутом, но в целом - в направлении города Ховд, откуда стартовала экспедиция. Впрочем, как оказалось, это был один из прогнозируемых сценариев.
«Не знал бы, что отдых - подумал бы, что каторга»
Слой снега на озерах в Монголии оказался слишком толстым (15 - 20 см вместо ожидаемых 4 см), так что путешественники, невзирая на первоначальный план, были вынуждены искать накатанные местными жителями и натоптанные скотом дороги, которые были далеко не везде. Да и ходовой день приходилось заканчивать уже к 18 часам: как только солнце уходило, температура начинала резко падать. Ранним утром она достигала своего минимума, и можно было наблюдать, как влага из выдыхаемого воздуха превращается в снежинки, падающие на покрытые коркой льда спальники. А с появлением солнца воздух начинал прогреваться. Был выработан даже такой график: время подъема минус двадцать. Аккумуляторы для фотоаппарата приходилось всю ночь греть в спальнике, иначе они отказывались работать.
Путь по пустыне был сильно урезан: по огромным барханам нелегко ехать с грузом (все вещи - включая питание, одежду, снаряжение - велосипедисты везли на себе). Поразили двухцветные барханы: с юга - белые от снега, с севера - песчаные. Запомнился монгол на красавце-верблюде. Шутливое предложение поменять верблюда на велосипед он не оценил - гордо ответил отказом. Зато Николай прокатился на верблюде, монгол - на велосипеде.
Некоторые трудности вызывали языковые проблемы: местное население в большинстве своем не понимало ни русский, ни английский языки. Помогало наличие карт и язык жестов. Придумали лайф-хак: на одном среднем кусте саксаула можно вскипятить три литра воды на печке-щепочнице. Только веточки надо было подкидывать непрерывно, так что печкой почти не пользовались. А еще посчастливилось попасть в настоящий буран. Хорошо, что палатка выдержала такую нагрузку (с собой была 4-х местная штормовая палатка), да и то у нее погнуло дугу. После бурана весь снег засыпало песком, так что при получении питьевой воды путем растопки снега ее приходилось долго фильтровать. «Не знал бы, что отдых - подумал бы, что каторга», - смеясь, сказал Илья Гуревич по возвращении в Петербург.
Записи из походного дневника Дмитрия Кимбера
День 4. Приехали к нескольким юртам с метеоплощадкой. Спросили дорогу к следующему озеру, монголы долго пытались объяснить, потом один из них сел на мотоцикл и проводил обратно до малозаметной развилки. Надо заметить, в тех местах ехать на автомобиле можно в любом направлении без всякой дороги, а самые наезженные дороги идут обычно не куда-то далеко, а до ближайшей юрты. Встали на берегу соленого озера, у куста осоки, чтобы утром удобнее сушить спальники.
День 5. Утром -27. В палатке от дыхания идет снег. На улице туман, солнце с трудом пробивается, снаряжение плохо сохнет. Пришлось ждать, пока солнце поднимется повыше и разгонит дымку, просушит вещи. До обеда 50/50 пешки и медленной езды по заснеженной пустыне. На солнце становится жарко. Проезжали кусты саксаула, прихватили несколько с собой. Вечером опробовали печку-щепочницу, вскипятили 3 литра воды. Вода закипела чуть быстрее, чем на горелке, но надо непрерывно подкладывать в печку ветки саксаула. А минут через 10 печка забилась золой, очень много песка в местных дровах. Из остатков саксаула сделали костер. На этом соленом озере почти нет осоки и из-за этого нет скота и людей.
День 7. Через час после выхода ветер начал усиливаться и превратился в снежно-песчаный буран. Илья быстро сориентировался и дал команду ставить палатку. Ветер уже штормовой, Миша держал палатку изнутри, мы крепили ее чем могли - велосипедами, рюкзаками, Коля присыпал юбку песком (специальный отсек в штормовой палатке. - Прим. автора). Ветер нес песок вперемешку со снегом, эта смесь облепляла лицо коркой, набивалась в глаза, карманы, за воротник. Залезли в палатку, подперли спинами наветренную стенку. Казалось, что придется ночевать тут, и такая перспектива не радовала: воды с собой у нас только два литра чая в термосах, снег смешало с песком и не из чего натопить, в палатке грязища от осыпавшегося с курток, лиц и ног песка... К 14:30 буран превратился в сильный ветер, потом просто в ветер. Решили пройти оставшиеся два километра до озера и встать в степи. Весь снег засыпало песком, отстаиваем и фильтруем. Через фильтровальный капрон долго, через фильтры для кофеварки побыстрее, но они часто рвутся.
День 8. Пока сворачивали лагерь, подъехала семья монголов - мужчина на лошадке, женщина на верблюде и один запасной верблюд привязан. Необычно видеть заиндевелых верблюдов. У пастухов началась весновка, готовятся к перегону скота в степь с озер, собирают юрты. Юрты с собой не возят, хранят в сарайчиках. День солнечный и теплый, с утра не стали наполнять термоса, чтобы не заморачиваться с фильтрацией - думали набрать или натопить воды на месте перекуса. Но не получилось: колодцы, обозначенные на карте, - это либо глубокие скважины, в которые надо опускать погружной насос, либо обычные колодцы, но замерзшие. А снег весь перемешан с песком. Стоит остановиться, почти всегда подъезжает на коне, мотоцикле или верблюде кто-нибудь из местных жителей полюбопытствовать и узнать, нет ли проблем.
День 10. Утром пришло стадо верблюдов, очень любопытные. Потом подтянулись и пастухи, такие же. Через небольшой перевал быстро доехали до Бурега в надежде поесть там в кафе. Но в это время года весь общепит закрыт. Ветер пригнал низкие темные тучи, понесло заряды снега. По чистому льду дороги быстро проехали озеро. В конце озера был отличный вид на освещенные солнцем горы, хотели сделать групповое фото, но, пока я устанавливал фотоаппарат на автоспуск, в кадр въехала машина с рыбаками. Общение продолжалось, пока очередной снежный заряд не закрыл весь пейзаж. Фото не удалось, но рыбаки подарили четыре хариуса, из которых Коля сварил отличную уху.
Фото предоставлены участниками экспедиции.