Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 99.42
Евро 106.3
Юань 1.36

К онежским петроглифам на Бесов Нос

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина Путешествия вокруг Онежского озера всегда полны впечатлений. Одни из наиболее ярких воспоминаний, как правило, связаны с мысом Бесов Нос, расположенным на восточном берегу Онего, на территории Муромского заказника. Он знаменит древними наскальными рисунками - онежскими петроглифами, наиболее известным из которых является двухметровая фигура «Бес»

Путь к Бесу

К петроглифам можно добраться несколькими путями. Наиболее легкий и комфортный - по воде на моторной лодке, катере либо эффектной ладье из поселка Шальский или деревни Каршево. Найти лодку не проблема - на многих домах висят объявления «Отвезу на Бесов Нос». Велосипедисты и пешие туристы пробираются по узкой тропинке, идущей вдоль берега реки Черной.

А вот с автомобилями сложнее: на обычных легковушках или «паркетниках» сюда лучше даже не соваться. Преграды в виде хлипких полуразрушенных мостиков, грязевых ванн, коварных песчаных ловушек и болот подстерегают на каждом шагу. Можно попробовать проехать на специально подготовленной к бездорожью полноприводной машине с лебедкой и траками. Но лучше не в одиночку, чтобы было кому помочь в случае поломки или застревания.

Чем суше погода, тем легче будет преодолеть последний - самый сложный - отрезок пути на Бесов Нос. Если решите ехать со стороны Каршево, то он составит около двенадцати километров. Причем сначала нужно будет набраться смелости и переехать полуразрушенный мост через реку Сустрежу, много лет находящийся в аварийном состоянии. Некоторые, увидев состояние моста, паркуют там машины и дальше идут пешком. Главное - не забыть взять с собой спрей от комаров, их там немало.

Культовое место

Бесов Нос - культовое место народов, населявших берега Онежского озера около 5 - 6 тысяч лет назад. По мнению ряда исследователей, оно представляет собой крупное языческое святилище, где предки современных финнов и карелов осуществляли свои таинства и жертвоприношения. На Бесовом Носе, Пери Носе и Кладовце (это - три соседние мыса, Бесов Нос - центральный и самый длинный из них) сосредоточена основная масса всех онежских петроглифов. Но есть они и на других расположенных неподалеку мысах.

Среди изображений - фигуры людей, животных, птиц, а также - соларные и лунарные знаки. Некоторые усматривают в петроглифах инопланетных существ. Наиболее интересны бытовые сцены и сюжеты на тему охоты. Часть этих уникальных рисунков вывезена в Государственный Эрмитаж, а также краеведческий музей Петрозаводска.

Из всех петроглифов выделяются три самые большие - Бес, выдра (или ящерица) и сом (или налим). Они расположены рядом, с Бесом в центре композиции. Длина каждого из них около 2,5 метра. По мнению ученых, бес, выдра и налим являлись главными объектами культа: бес олицетворял хозяина суши, выдра была символом зла, а налим символизировал добро. Остальные окружающие их фигуры - символические жертвоприношения этим духам.

Двухметровый  «Бес», выбитый в скале примерно 5 тысяч лет назад, представляет собой человекоподобное существо с короткими кривыми ногами, прямоугольными телом и головой. Левую руку Беса перекрывает крест, который, как принято считать, был добавлен к этому петроглифу гораздо позже приверженцами христианства. В скале, по самому центру фигуры, проходит глубокая трещина, и ученые не пришли к единому мнению, что же было первично: наносилось ли изображение Беса на уже треснутый камень, или он треснул уже потом. По одной из версий, трещина появилась неслучайно и служила для стока крови во время жертвоприношений.

Известный исследователь петроглифов К. Д. Лаушкин в середине XX века писал:

«Район наскальных изображений - это грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом - гранитные скалы с петроглифами, а алтарем - горизонт с живым солнечным богом, одно из первых в истории человеческой культуры культовых мест, организованных с учетом сторон света. В этом святилище совершались разнообразные религиозные церемонии и обряды, развертывались сложные действия, разыгрывались первобытные мистерии, которые, возможно, длились по многу дней, с большим числом участников. Здесь, особенно, надо думать, в период голодовок и охотничьих неудач, производились колдовские действия, призванные обеспечить изобилие рыб, птиц и зверя, успех в охоте и рыболовстве, здесь магическим путем стремились добиться плодовитости женщин племени, здесь происходило поклонение и предкам, и “хозяевам” лесов, вод и т. д., здесь происходили обряды, связанные с культом мертвых».

По мнению ученого, самая удивительная черта онежского святилища - неоспоримые следы ярко выраженного космического культа, главным объектом которого было солнце.

Особая энергетика

Наскальные рисунки хорошо видны только при определенном освещении, поэтому фотографии далеко не всегда получаются удачными. Иногда для лучшей видимости туристы поливают петроглифы водой из Онего, а дети попросту обводят их мелом. Примерно в 200 метрах на запад от Бесова Hоса находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха». А еще на мысе есть старый полуразрушенный маяк, который хоть давно и не работает, но до сих пор служит отличным ориентиром для водных туристов и яхтсменов.

Многие отмечают, что энергетика здесь особая - и любая непогода воспринимается в этом месте особенно остро, пробуждая неуверенность и страх.  В солнечную погоду Бесов Нос кажется живописным и беззаботным, но, как только опускается туман или поднимается ветер, появляется ощущение чего-то таинственно-гнетущего, давящего, опасного. А еще бытует мнение, что Бес манит - к нему снова и снова хочется вернуться.

Вспоминает Евгений Белянчиков (Петрозаводск), председатель Союза журналистов Карелии, участник экспедиции «Онежское кольцо»:

«Бесов Нос - это мистика. Там действительно есть что-то нечистое. Сломанная рука инструктора, ямы, топи, канавы, мертвая деревня, заросшая травой выше головы, река с мистическим именем Черная. Бес этот и гробовая тишина на берегу озера, которое тихим бывает крайне редко. Туман. Старый полуразрушенный маяк со скрипучими ступенями. Наконец, капитальная поломка машины и невозможность выбраться назад. Держал он нас там, этот идол. А с другой стороны - бес ли он? В общем, какие-то вечера на хуторе близ Диканьки сплошные. Места эти притягивают, энергетика мощная».

Фото Елены Куракиной. 

 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии