Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Богатство деревни Пяльма

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина На восточном берегу Онежского озера, недалеко от места впадения в него реки Пяльмы, расположена одноименная старинная деревня. Сюда стоит заехать не только ради необыкновенно живописной природы, но и чтобы окунуться в атмосферу традиционной пудожской деревни, исторический облик которой удалось сохранить по сей день

На двух берегах реки

Буквально пара километров по грунтовке от автодороги А-119, идущей из Пудожи в Медвежьегорск, - и вот мы уже видим первые дома деревни Пяльма. Раньше на этом месте находились три деревни: Пяльма, Новинка и Заречье, расположенные по обоим берегам реки. Теперь они объединены в одну деревню Пяльма,  название которой в переводе обозначает «главная пядь земли». От одного берега к другому ведет длинный деревянный мост без перил, проезд по которому у многих вызывает опасение. Но мост крепкий, бояться не стоит. Хотя лучше оставить машины на этом берегу и перейти на другую сторону пешком - все самое интересное находится на левом берегу реки, а дорога подходит со стороны правого берега.

У этого поселения длинная история, насчитывающая несколько веков. В дневнике Петра Челищева, где он описывает путешествие по северной России в 1791 году, упоминается погост Пильма: «Проехавши от деревни Мятосовой 12 верст, для перемены же гребцов остановились по полудни в шестом часу возле погоста Пильма. Во оном погосте деревянная церковь Преображению Господню и Варламию Хутынскому. Здесь на впадающей в Свирь речке Пильме, в самом устье два пильных анбара или мельницы олонецкого купца Патапа Терентьева Свисникова; в анбарах по два станка, один анбар распиливает в день от 60 до 65 бревен, и тес отправляют на больших барках в Санкт-Петербург и Олонец».

В середине прошлого века здесь был рыболовецкий колхоз, школа, почта, магазин - в общем, жизнь кипела. Но в 60-е годы деревня была признана неперспективной, и ее жители начали разъезжаться. Часть из них переселилась в большой поселок лесозаготовителей, который находится в нескольких километрах от деревни. Он тоже носит название Пяльма, но историческая застройка сохранилась именно в живописной камерной деревне, которой официально присвоен статус исторического поселения.

Инициативный староста

Неизвестно, как бы сложилась судьба пустеющей деревни, если бы в заколоченный, но еще крепкий отчий дом не вернулся один из ее бывших жителей - Петр Алексеевич Поташев. И вернулся не потому, что что-то в жизни не сложилось, а именно ради возрождения родной Пяльмы, находившейся к тому времени уже на грани исчезновения. В 2001 году впервые в Карелии было образовано территориальное общественное самоуправление - община «Пяльма», в которую, помимо постоянных жителей (их всего 15 человек), входят еще несколько десятков человек, принимающих активное участие в поддержании жизнеспособности деревни и ее внешнего исторического облика. Петр Алексеевич - староста деревни, активный, пробивной и инициативный, и именно он является основным локомотивом в большинстве начинаний.

Первым делом, скинувшись всем миром, отремонтировали старый 60-метровый мост через реку. Собрав коллекцию бытовых предметов и деревянных поделок, открыли музей, в котором можно познакомиться с историей деревни и местным фольклором. Здесь же местными жителями проводятся мастер-классы. Есть гостевой дом, где путешествующие по Карелии туристы могут переночевать. Строительство новых и реконструкция старых домов проходит в сотрудничестве с Республиканским центром по государственной охране объектов культурного наследия. Некоторые реставрационные работы появилась возможность осуществить благодаря выигранным грантам республиканского Министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, а также Министерства культуры Республики Карелия.

Два раза в год проводятся встречи общины «Пяльма»: зимой - в Петрозаводске, летом - в деревне. С 2002 года существует традиция проведения праздника Ильин день, на который, помимо земляков, приезжают многочисленные гости. В планах местных жителей - придать окружающей территории статус особо охраняемой, и, чтобы привлечь внимание к сохранению лесных массивов вдоль реки Пяльма, здесь уже несколько раз проводился Лесной фестиваль, в программу которого входили экскурсии по окрестностям, лекции и семинары.

За пять веков в Пяльме сменилось 11-12 поколений, о чем свидетельствуют родословные старожилов. У Петра Алексеевича Поташева, как минимум, пять поколений предков вышли из Пяльмы, так что для него эта деревня является настоящим родовым гнездом. Он продолжает изучать, куда уходят корни его фамилии и на листах ватмана рисует генеалогическое древо, с гордостью демонстрируя его гостям и туристам.  

От дома к дому

Главным богатством деревни Пяльма являются старинные дома, сохранившие традиционные конструктивные элементы и декоративное убранство. Дома возводили на сваях, и гниющие нижние венцы можно было легко заменить. Насколько глубоко сейчас некоторые здания вросли в землю, хорошо видно по едва заметным верхушкам дверных проемов. Вдоль берега реки расположены бани, доступные для аренды туристам. Мы переходим от дома к дому, Петр Алексеевич Поташев много и интересно рассказывает о каждом из них, а его родственница для создания атмосферы даже переоделась в национальную одежду. Именно в этом наряде она обычно проводит мастер-классы и рассказывает об экспонатах деревенского музея.

Из сохранившихся жилых домов конца XIX - начала ХХ веков наиболее интересны три дома-комплекса, где под единой кровлей находятся и жилая, и хозяйственная части. В центральной части деревни находится трехэтажный дом Е. Л. Поташева (постройка конца XIX века) с мезонином, арочным балконом и аж пятью печами. Здесь и расположен местный музей.  Оригинальное декоративное убранство можно увидеть также на доме М.Л. Поташева (начало ХХ века) с двухэтажной жилой частью и двором-сараем. А главный фасад дома А.И.Соколова (конец XIX - начало XX веков) выделяет балкон с трехлопастной аркой и многочисленными резными элементами. Еще один дом семейства Поташевых (деревянный одноэтажный) был еще в 1978 году перевезен на остров Кижи.

Удивительно органично вписывается в окружающий пейзаж часовня Ильи Пророка, стоящая у излучины реки. Старая табличка на ней гласит: «Памятник архитектуры. Часовня Ильи. XVIII век. Подлежит охране как всенародное достояние. Министерство Культуры КАССР». Вокруг часовни - кладбище, обнесенное деревянной оградой. Вход - через старые ворота, украшенные резными элементами. Прямоугольный сруб часовни, в котором расположены молельная комната и сени, укрыт единой двускатной кровлей. Восьмерик звонницы увенчан шатром с луковичной главкой, покрытой лемехом. Еще одна главка находится на крыше над молельней. В ходе реставрационных работ в 1980-х годах с часовни была снята тесовая обшивка, тогда же вместо глухого западного притвора соорудили крыльцо.

«Раньше здесь был очень красивый алтарь, огромный подсвечник, кадило красивое, дорогая ряса, - рассказывает Петр Алексеевич Поташев. - Но самым важным здесь были иконы, от которых сейчас остались только рамки-тябло (тябло - деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон. - Прим. автора), а сами иконы были увезены в 70-х годах. Когда деревню посчитали неперспективной, увозили не только дома. Часть икон перевезена в Музей истории в Санкт-Петербурге, часть находится в Эрмитаже, а 12 икон - в Музее изобразительных искусств в Петрозаводске. Эти иконы очень ценные - они XIV - XV веков и даже публиковались в журнале “Огонек”. Наша задача - восстановление деревни, в том числе - и часовни. Я давно еще обратился в Музей изобразительных искусств, чтобы узнать, можно ли сделать копии с икон. Там сказали, что студенты могут сделать это бесплатно, но за материалы нужно заплатить примерно 5 тысяч за каждую икону. Для сравнения: мы на 6 тысяч в то время сумели забетонировать клеть моста (купили 2 машины бетона), купили штакетник, чтобы полностью заменить забор вокруг кладбища, 2 машины грунта и машину щебня. А тут на одну икону 5 тысяч! Это нам не по карману было. Мы тогда решили сделать фотокопии по 500 рублей за штуку. Но в музее с нас за фотографирование наших же икон запросили по 200 рублей за каждый снимок! А там их 12 икон. Я говорю: “Это же наши иконы, мы их не требуем назад - дайте нам их хоть сфотографировать бесплатно!”. А сотрудница музея мне и отвечает: “У меня приказ от Министерства культуры, мы не имеем права”. На что я, конечно, ей возразил: “Даже в Санкт-Петербурге в Эрмитаже 200 рублей заплатил - и щелкай хоть целый день, а тут за каждую икону 200 рублей!” У меня с собой только 200 рублей и было. Мы щелкнули одну икону и уехали. С другой стороны, нет худа без добра. Мы сделали копии икон, это намного качественнее. Каким образом? К нам несколько раз приезжали из филиала Академии наук, даже хотели провести здесь правительственную коллегию. Но в итоге провели коллегию Министерства национальностей. Приехал министр со всей своей свитой, мы озвучили ему наши проблемы, и он посоветовал нам поучаствовать в конкурсе проектов. Я написал проект “Историческая память”, и мы выиграли этот конкурс, получили грант. Нам Министерство национальностей выделило 50 тысяч рублей, на которые мы заказали в иконописной мастерской 5 икон. Потом таким же образом через Министерство культуры сделали еще 5 икон. Вот эти 10 икон стоят. Бросаются в глаза, да? Осталось еще 10 икон. Если мы их восстановим, они встанут на свои места - и алтарь будет выглядеть более правдоподобно и прилично. А эти современные иконки (показывает на маленькие иконы, размещенные на алтаре) сюда принесены по разным случаям. И раз они принесены с душой, значит им место здесь».

 «…Сейчас не живем там, но ездим, скучаем,

Нас тянет она своей красотой,

Своей тишиной, чистой речкою Пяльмой,

Свежим воздухом с леса и зорькой ночной…»

(Отрывок из стихотворения бывшей жительницы Пяльмы Ирины Ивановны Шкрыкиной, в девичестве Поташевой).

Фото Елены Куракиной.

 
Человек города Человек города: Олег, музыкант, 29 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии