Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +3 погода в Петербурге
Доллар 63.89
Евро 70.41
Юань 9.11

На берегу Чёлмужской губы

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина На восточном берегу Онежского озера находится немало достопримечательностей. Если ехать через Вытегру, советуем посетить Андом-гору и Саминский погост, Муромский монастырь и мыс Бесов Нос, а также заехать в деревню Пяльма. Двигаясь дальше по автодороге А-119, вы попадете в самобытный исторический район Заонежье, первым населенным пунктом которого станут Чёлмужи

Тайны местных курганов

Деревня Чёлмужи находится на восточном берегу Чёлмужской губы Заонежского залива Онежского озера, в устье реки Немина. Географически она входит в Медвежьегорский район Республики Карелия, территория которого, в свою очередь, исторически делится на три части: северо-западную - Сегозерье, северо-восточную - Выгореция и южную - Заонежье. Чтобы попасть в Чёлмужи, с автодороги А-119 нужно свернуть в сторону Онего и немного проехать по хорошей грунтовой дороге.

Первые упоминания об этой рыбацкой деревне можно найти в писцовых книгах XV века, но археологические находки - украшения из бронзы и серебра, а также западноевропейские монеты - доказывают, что люди здесь жили уже в X-XII веках. Вблизи Чёлмужей были найдены курганы - сопки, с которыми связаны старинные предания и которым приписывается искусственное происхождение. Вот выдержка из «Олонецких губернских ведомостей» 1890 года: «Здесь я хочу сообщить некоторыя сведения о курганах, находящихся в с. Челмужи (Повенецк. уезда) и известных у местных жителей под именем сопок. Их 8-9, и все они расположены в одном месте, в поле, в 100 - 120 саж. от дер. Кручихи. Об этих сопках у местных старожилов сохранилось следующее предание: “В старину незапамятную, Бог весть отколе, к Челмужскому берегу подплыли “паны” и причалили свои суда в том месте, которое теперь известно под именем “Копанца”. Желая перетащить свои суда далее, через стрелку, паны перекопали ее и остановились лагерем в том месте, где теперь стоят сопки. Тут, по преданию, на их лагерь напал такой туман, что они не узнавали своих и в ожесточенной свалке перебили друг друга. Мертвыя тела их, оружие и даже пушки местные жители закопали в землю, а сверху насыпали курганы или - по местному – “сопки”. Конечно, в таком виде это предание более похоже на легенду, чем на правду, но тем не менее, смотря на самыя сопки, нельзя не предположить, что в основании его лежит истина. Во-первых, главныя сопки (5) как по форме и размерам, так и по вышине - почти одинаковы; во-вторых, все они расположены вместе и довольно правильно; в-третьих, как тут, так далеко в окружности место совершенно ровное, без всяких возвышений и - наконец – в-четвертых, у основания всех сопок есть углубления, из которых, очевидно, брана земля для насыпания, а из всего этого, с большою вероятностью, можно заключить, что это не есть естественныя возвышения, а искусственныя, насыпанныя рукою человека. А если это так, то спрашивается, какому же безумному человеку могла придти мысль ни за что, ни про что насыпать такие бугры и тем более, что эти бугры первоначально были несравненно выше, чем теперь?..».

С XI века началось заселение Заонежья славянами с новгородских земель, устремившихся сюда за пушниной. Постепенно Чёлмужи стали довольно крупным селом, жители которого в основном промышляли рыбалкой, а зимой, когда вода в Онежском озере замерзала, некоторые мужчины отправлялись на заработки в города - в Архангельск, Москву.

На деньги опальной боярыни

Жемчужиной этого карельского уголка является деревянная церковь Богоявления Господня, эффектно возвышающаяся у самого края береговой линии. Одна из старейших церквей Заонежья, памятник архитектуры федерального значения, в ряде источников она называется «самой народной» церковью. Ее история тесно связана с именем боярыни Ксении Ивановны Романовой - матери будущего царя Михаила Романова, сосланной в эти края Борисом Годуновым по подозрению в заговоре против него. Постриженная перед ссылкой в монахини под именем Марфы, она провела в селении Толвуя (неподалеку от Чёлмужей) пять лет, с 1601 по 1605 год. Опальной боярыне оказывали всевозможную помощь местные жители, в особенности - чёлмужский священник Ермолай Герасимов. После, в качестве благодарности, ее сын - молодой царь Михаил Федорович - щедро одарил Герасимова вотчиной с крестьянами, пожаловал боярское звание и освободил не только его самого, но и потомков от государственных податей и повинностей.

А чёлмужскую церковь, построенную в 1577 году (до того на этом месте были и другие храмы) и представлявшую на тот момент обычную клеть с двускатной кровлей, на деньги бывшей инокини Марфы существенно преобразили: она была надстроена, появился шатер с луковичной главкой и резьба. Позже, во время реконструкции в XVIII веке, была расширена трапезная и возникла шатровая колокольня-звонница.

В издании «Заонежская заточница. Памятная книжка Олонецкой губернии» (1912 год), выпущенной к 300-летию Дома Романовых, Н.С. Шайжин писал:

«Челмужские крестьяне до сих пор называют себя боярами. Приходилось читать, будто они - потомки настоящих бояр, когда-то переселившихся из внутренней России. Как бы то ни было, но в Челмуже есть “бояре”, хотя это и звучит странно и необыкновенно применительно к ним - тем же крестьянам, что и остальное население Олонецкого края. От прежних бояр осталась одна слава! Челмужа - большое село, разбросанное по берегу Челмужского залива Онего. Убогие дома стоят у самой воды, а бани вынесены далеко на воду, на озеро: к ним ведут длинные деревянные мостки. За исключением нескольких старых больших домов, с украшениями и разными пристройками, вся Челмужа производит впечатление убогости. Узкая дорожка из села ведет на кладбище, посреди которого, затененная с юга громадными вековыми березами, стоит древняя челмужская церковь, помнящая инокиню Марфу Ивановну, рядом другая церковь - новая. Уголок, занимаемый церквями, необыкновенно красив и навевает какое-то сказочное настроение. С трех сторон озеро, светящееся сквозь густую листву берез. Вокруг церквей высокая трава, печально покосившиеся кресты на могилах, дремлющие на фоне опаловой, жемчужной воды деревья - все это представляет удивительно мирную картину успокоения».

Во время Великой Отечественной войны Богоявленская церковь, возвышавшаяся над другими постройками, была слишком заметным ориентиром для артиллерии противника, поэтому шатер и колокольню разобрали. Но после завершения войны, в 1950-х годах, храм восстановили. Кладбище у церкви существует и сейчас, оно подходит вплотную к зданию, и среди свежих могил можно найти очень старые кресты. В самой деревне множество ветшающих деревянных построек, а ранее автомобильный мост через реку Немина, связывающий ту часть деревни, где расположена церковь, и берег с основной массой жилых домов, увы, уже доступен только для пешеходов.

Виртуальный тайник и Чёлмужская коса

Любители геокэшинга установили в Богоявленской церкви виртуальный тайник. Виртуальный - потому, что традиционный пластиковый контейнер здесь не заложен, а для «взятия» точки нужно посчитать ступени у крыльца церкви и отправить ответ автору тайника. Посчитаете правильно - получите зачет. На странице с описанием, помимо GPS-координат и общей информации, есть свежие фотографии и отчеты геокэшеров, в большинстве из которых звучат слова об удивительной красоте этих мест.

Еще один очень интересный объект расположен прямо напротив деревни Чёлмужи - это знаменитая Чёлмужская коса, государственный региональный геологический памятник природы. Геокэшинговой точки там нет, но заехать туда непременно стоит. Эта уникальная живописная коса, представляющая собой 13-километровый песчаный мыс, образовалась миллионы лет назад в процессе таяния ледника. Заехав со стороны деревни Возрицы, на песчаном берегу в окружении сосен можно найти отличное место для палаточного лагеря. Не смотря на то что Чёлмужская коса - особо охраняемая природная территория (этот статус был закреплен за ней в 1984 году), здесь можно собирать грибы и ягоды, ловить рыбу (а рыбы здесь немало) и даже охотиться в установленные законом сроки.

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика