Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.59
Евро 99.79
Юань 1.29

Ильинский погост - жемчужина Водлозерья

 Фото: Елена Куракина Фото: Елена Куракина Земли вокруг Онежского озера богаты древними святынями. В нашей копилке наиболее труднодоступных из них уже значились Муромский монастырь, и Бесов Нос с его петроглифами, когда во время очередного путешествия мы решили пополнить ее, посетив Ильинский погост, расположенный прямо посреди Водлозера

Водлозеро - большое живописное озеро в Карелии к востоку от Онего. На одном из его островов высится Свято-Ильинский Водлозерский погост - жемчужина этих мест. Добраться до него в теплое время года можно по воде, если не штормит, а зимой - по льду, если нет сильного ветра и больших снежных заносов. 

Двигаясь со стороны Вытегры в направлении Медвежьегорска по трассе А-119, минуем Пудож и едем до указателя направо на Куганаволок. Чуть больше 60 километров по грунтовке, и мы в Куганаволоке - единственной жилой деревне Водлозерья. Здесь находится здание администрации Водлозерского национального парка, рядом с которым - причал, откуда ходят небольшие кораблики до Ильинской пустыни.

Мужской монастырь - центр духовной жизни этого края - расположен на небольшом острове Малый Колгостров (его второе название - Ильинский). По воде расстояние от Куганаволока - порядка 15 километров, но быстро добраться не получится даже в хорошую погоду. Здесь есть и отмели, и многочисленные острова (около 200), между которыми надо постоянно лавировать. Впрочем, окружающие пейзажи настолько хороши, что не хочется убирать фотоаппарат, и время пролетает незаметно.

Силуэт деревянной церкви Ильи Пророка в обрамлении величественных елей виден издалека. Несмотря на солидный возраст (1798 год постройки), церковь, соединенная в единый объем с еще более возрастной колокольней, выглядит просто замечательно! Вокруг - внушительная бревенчатая ограда, окружающая монастырский комплекс, как крепостная стена. Кстати, именно эта ограда, покрытая двускатной кровлей и укрепленная бревенчатыми клетьми, используемыми в праздничные дни в качестве торговых лавок, стала прообразом для ограды Кижского погоста.

Что касается истории возникновения храма именно на этом месте, то, по одной из версий, он появился еще до прихода новгородцев на месте древнего языческого святилища, где местные племена совершали обряды жертвоприношения. Но с большей долей вероятности его могли создать в XVI веке шедшие на Соловки монахи.

Высадившись на острове, прямо у причала видим табличку с правилами посещения монастыря, на которой написано: «Братья и сестры! Свято-Ильинская Водлозерская пустынь и ее территория - место обитания Духа Святаго, поэтому просим вас вести себя с почтением и благовением. И, конечно, совершенно неприемлемо здесь: распивать спиртные напитки, курить, разводить костры, мусорить и загрязнять территорию, сквернословить, вызывающе вести себя, громко разговаривать, смеяться, петь, включать аудиоаппаратуру, приводить с собой животных, рубить на острове деревья и кустарники, повреждать постройки и здания, выносить и вывозить предметы, принадлежащие монастырю, проводить всякого рода раскопки. Это грех и опасно для вас и ваших ближних. И, наоборот, что доброе сделанное для Духа Святаго не остается Им не замечено».

На тропинке, идущей от пристани наверх, нас встречает иеромонах Илья - добрый, очень корректный, с отличным чувством юмора и искорками в глазах. Небольшое напряжение, возникшее после прочтения таблички, сразу как рукой сняло. Он приглашает нас на экскурсию по монастырю, и первым делом мы направляемся в храм. Внутри множество икон, большинство из которых написаны в новгородском стиле около десяти лет назад петербургскими художниками Ириной и Юрием Грецкими взамен утраченных. Оригиналы некоторых икон из церкви Ильи Пророка, в том числе - особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская», находятся сегодня в музее «Кижи». Обновленный иконостас был установлен в 2007 году, а небо расписано в 2012 году теми же художниками, чтобы сохранить единый стиль. Небо (или небеса) - это особая конструкция потолочного перекрытия, характерная для деревянных храмов русского севера. Обычно оно расписывалось следующим образом: центральный круг занимал Иисус Христос, а на примыкающих досках-секторах изображались ангелы и архангелы.

Оригиналы некоторых икон из церкви Ильи Пророка, в том числе - особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская», находятся сегодня в музее «Кижи».

«Это уже третий храм: первый сгорел через 40 лет, а второй простоял 100 лет, но обветшал, - рассказывает отец Илья. - Построили его очень быстро, за два летних месяца. Но материалы, конечно, заготовили заранее. Очень хорошие материалы - храму больше 200 лет, а повреждения пошли уже только в советское время, когда вокруг выросли деревья, на крышу стали падать листья и начался процесс ее гниения. Строили местные жители. Крыша была из доски, под доской лежал ковер, сшитый из бересты, - это все хорошо сохраняло храм. Еще остались фрагменты тех досок, которыми была покрыта крыша. Ну, и лес - очень хороший лес, сосна.

Храм перестраивался несколько раз, последняя серьезная реставрация была в конце XIX - начале XX века. Это было самое зажиточное время в Водлозерье. А так мужики уходили на заработки - то Питер строить, то лес сплавлять. В основном тут было все на женщинах - они и сети ставили, и сами всегда на веслах на лодках-водлозерках, и детей кормили-растили. На севере погост был центром жизнедеятельности человека. Новгородцы сюда привнесли православную веру, и потом люди из окрестных деревень на островах и на берегу - вокруг было 32 деревни - могли здесь собираться. Путь это был долгий: зимой на лошадях 10-15 км, летом на веслах, под парусом. На праздники либо в воскресный день здесь встречались родственники, друзья. И было не так, как сейчас - каждый занимается отдельно своим духовным состоянием: мы в храм пришли, свечку поставили, тихо помолились, я никого не трогаю - меня никто не трогай, и я ушел. А здесь такого не было: люди встречались, сразу не расходились, что-то с собой привозили, ели, здесь же торговали. На Илью Пророка была ярмарка - две недели торговали. Кто-то шил лодки, кто-то делал сани, кто-то корзины - в каждой деревне был какой-то мастер. Сюда привозили зерно, потому что здесь угодий немного, острова каменистые.

Народ жил довольно-таки бедно, но с Водлозерья никто уезжать не хотел. Периодически, несмотря на пожары, люди отстраивались, и то, что они смогли этот храм построить, говорит об их любви к этому краю. Сейчас, конечно, вокруг все пусто, и, может, логично, что здесь теперь монастырь. Храму этому повезло, потому что в советское время он проходил как колхозный склад, тут был сторож, поле, сеяли зерно, потом здесь были сенокосы. Сейчас елки кажутся большими, но этот лес молодой - ему всего лет сорок, на удобренных почвах он очень быстро пошел вверх. Кладбище осталось еще от старого храма. Здесь кость на кости, особенно весной видно - все в холмиках могильных. Все старались похоронить своих близких в ограде церковной - это такой важный объединяющий момент, потому что храм считался кораблем спасения, а у Бога все живы. И люди, приезжая в храм, могли выйти к родственникам на могилку, отслужить панихиду».

Монастырь молодой - ему всего 10 лет. Постоянных жителей в обители немного - в зависимости от времени года, здесь живет 3-5 человек братии плюс трудники и паломники, состав которых периодически меняется.

Храм Ильи Пророка двупрестольный: один престол освящен в честь Пророка Илии, второй - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Зимой храм не отапливался, и люди грелись собственным дыханием. Теплый зимний придел Василия Великого, который теперь находится в трапезной, появился существенно позже. Там в основном и проходят службы в холодное время года, которое в Водлозерье довольно продолжительное - с первой половины осени и вплоть до самого лета.

Монастырь молодой - ему всего 10 лет. Постоянных жителей в обители немного - в зависимости от времени года, здесь живет 3-5 человек братии плюс трудники и паломники, состав которых периодически меняется. Не каждый может выдержать суровые погодные и крайне аскетичные бытовые условия. Да и энцефалитных клещей на острове очень большое количество. Отшельническая жизнь полна и других опасностей. Так, в 2003 году двумя послушниками, приехавшими в Ильинскую пустынь, был убит настоятель храма - отец Нил (в миру Алексей Савленков, в прошлом - музыкант рок-группы «Тайное голосование»). И это, увы, не единственный печальный факт из истории погоста.

Помимо огороженного церковного комплекса, из старых построек сохранился домик смотрителя. Есть и новые строения, возводится даже еще один маленький храм, - но их не так много. Островок небольшой, так что монастырское подворье с сенокосом, пасекой, огородами и гостевым домом находится на соседнем острове Колгостров. Там обычно и размещаются туристы и гости, приезжающие в монастырь не на один день. Каждое лето сюда прибывают на практику студенты с преподавателями из петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.

На полянке среди елей видим необычную многоствольную березу, окруженную оградой. Из информационной таблички узнаем, что это береза называется «12 апостолов». Считаем стволы - их действительно 12! Отец Илья говорит, что где-то в округе есть и 9-ствольная береза, и 7-ствольную он сам лично видел, но вот чтоб 12 стволов - такая только здесь.

Пока мы гуляем по острову, за нами по пятам ходит добрый и любопытный конь Орлик. Куда мы - туда и он! Его здесь не привязывают - бегает, где хочет. Мы очень удивились, узнав, что ему уже 20 лет - для лошади это уже весьма преклонный возраст, но Орлик находится просто в прекрасной форме. При этом, он - рабочая лошадка, а не просто гуляет в свое удовольствие. И бревна в тележке на нем перевозят с соседнего острова - здесь есть брод, и он безропотно тянет груз по грудь в воде.

«Наш основной праздник Ильи Пророка проходит в августе, здесь собирается до 200 человек, - продолжает рассказ иеромонах Илья. - Выступает ансамбль, поют на клиросе, потом мы буквально накрываем поляну, кормим людей, коптим рыбку - и дальше концерт. Очень душевно все проходит. Потом у нас идет праздник Успения Божьей матери. В августе нет мошки, нет комаров, озеро теплое - оно мелкое, прогревается до 30 градусов, и в сентябре еще можно купаться. Люди приезжают: “Как хорошо тут у вас!”. Потом осень, все свинцовое: и небо, и вода. Хотя здесь очень красиво в любое время, потому что такой простор - небо открывается. В городе неба не видишь - там некогда зазеваться, рот раскрыть, а здесь вот можно созерцать его в любое время. Особенно в марте очень красиво и в сентябре. Здесь много островов, много лиственных деревьев: красный, желтый, вода такого насыщенного цвета, голубое небо и лебеди. Очень много лебедей собирается в стаи. Я как-то в стае насчитал 62 лебедя - это просто что-то сказочное творится здесь».

Мы уезжали из монастыря в замечательном настроении. Из всех пунктов нашей экспедиции именно Ильинский погост оставил наиболее яркие позитивные впечатления. Но спустя несколько месяцев - в ноябре прошлого года - мы узнали, что Водлозеро унесло жизнь иеромонаха Ильи. Того самого, кто был нашим сопровождающим на монастырском острове и короткого знакомства с которым оказалось достаточно, чтобы понять, что это человек с большим сердцем. Опытный рыбак, он в одиночку вышел на лодке в большую волну, чтобы проверить сети. Но рука запуталась в сетях, а волной его выбросило за борт в ледяную воду. Светлая память… Теперь жизнь Ильинского погоста продолжается без отца Ильи.

Фото Елены Куракиной.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии