Осторожно: летние чартеры
Для сотен пассажиров, вылетающих из Санкт-Петербурга в конце мая, запланированные отпуска и каникулы обернулись кошмаром. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» усадила на лавки ожидания в аэропорту Пулково несколько сотен пассажиров, почти половина из которых - дети.
Массово задержки начались с 11 мая, когда рейс авиакомпании «ВИМ-Авиа» в Анталию застрял почти на сутки для 282 пассажиров. Аналогичная ситуация с этой же компаний повторилась 23 мая, затем - 30-го. В последнем случае рейс в Варну был отложен для 300 пассажиров, 120 из которых - юные спортсмены из петербургских спортивных секций и школ. Авиакомпания отложила вылет, сославшись на техническую неисправность «Боинга». По словам родителей, пассажирам за несколько часов выдали по бутылке воды и холодному бутерброду. На следующий день, 31 мая, история повторилась с рейсом в турецкую Анталию. В Пулково более 12 часов томились 300 пассажиров, в аэропорту назревал бунт. В конце концов «ВИМ-Авиа» официально отменила рейс, а пассажиров развозили другие авиаперевозчики.
«ВИМ-Авиа»: «График полетов будет восстановлен». Когда-нибудь
ОК-информ обратился в авиакомпанию «ВИМ-Авиа» с просьбой прокомментировать ситуацию. Весьма оперативно директор по связям с общественностью Елена Федорова прислала официальный ответ:
«В течение последних суток ситуация с расписанием авиакомпании “ВИМ-Авиа” практически стабилизировалась. Коррекция графика, а также прибытие с планового обслуживания широкофюзеляжных воздушных судов позволили взять ситуацию под контроль и максимально снизить количество переносов рейсов.
В прошлом и позапрошлом годах именно эта авиакомпания фигурировала в числе самых непунктуальных авиаперевозчиков
Некоторые рейсы на российские и зарубежные курорты были совмещены для оптимизации расписания. Пассажиры своевременно оповещаются службой клиентской поддержки авиакомпании. Те из них, кто все-таки приезжает в аэропорт, получают питание, напитки и размещение в гостинице в соответствии с ФАП. Пассажиры, потерявшие стыковки из-за переносов рейсов, обращаются в авиакомпанию за помощью в приобретении за счет ВИМ-АВИА билетов на другие рейсы.
Чартерные рейсы компании оптимизируются по согласованию с заказчиками рейсов. К концу недели график вылетов будет полностью восстановлен. Авиакомпания приносит извинения за причиненные неудобства и заверяет, что все обязательства по перевозке будут выполнены».
Однако суток не прошло с получения этого заявления, как утром 2 июня стало известно, что «ВИМ-Авиа» объявила об отмене чартерных рейсов до 15 июня. Отмена рейсов в самые пиковые дни может обернуться коллапсом для авиаперевозок и нарушит отпускные планы сотен пассажиров. В авиакомпании столь кардинальное решение объясняют необходимостью стабилизировать расписание и поздним прибытием нескольких лайнеров с технического обслуживания.
Между тем, напомним, в прошлом и позапрошлом годах именно эта авиакомпания фигурировала в числе самых непунктуальных авиаперевозчиков. Так, согласно рейтингу пунктуальности российских авиакомпаний за 2015 год, составленным «Клубом российских путешественников» на основе данных, предоставленных РИА «Рейтинг», в списке 29 российских компаний-авиаперевозчиков «ВИМ-Авиа» стоит на непочетном 26 месте. Менее пунктуальными оказались только компания «АЗУР эйр», «ИрАэро» и «Якутия». На первом месте, кстати, авиакомпания «Россия (Аэрофлот)».
Впрочем, составители рейтинга делают скидку на то, что аутсайдеры списка - например, «ИрАэро» - осуществляет рейсы, в том числе, в Якутск и Магадан, где погода зачастую непредсказуема. Но вот в случае с «ВИМ-Авиа» погода вряд ли мешает. Так, по данным Фонтанки.ру, в апреле 2017 года «ВИМ-Авиа» задержала 21,2 % чартерных рейсов (12 из 57). В среднем по отрасли этот показатель составляет 4,7 %.
В апреле 2017 года «ВИМ-Авиа» задержала 21,2 % чартерных рейсов (12 из 57). В среднем по отрасли этот показатель составляет 4,7 %
Северо-Западная транспортная прокуратура 31 мая начала свое очередное расследование деятельности «ВИМ-Авиа», которая в плане задержек рейсов превзошла даже свои прошлогодние истории. Как сообщили в Северо-Западной транспортной прокуратуре, «В надзорном ведомстве организована проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав пассажиров по факту задержки вылета авиарейса NN-9371 сообщением Санкт-Петербург‑Варна авиакомпании “Вим Авиа”… Материалы проверки по факту длительной задержки рейса направлены по поднадзорности в Приволжскую транспортную прокуратуру (по месту регистрации авиакомпании).
Кроме того, по факту непредоставления руководством авиакомпании своевременной информации о точном времени отправлении рейса, который переносился каждый час на более поздний срок и, соответственно, пассажиры не имели возможности убыть из аэровокзального комплекса, а также неразмещения большинства пассажиров в гостинице в нарушение требований Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой генеральному директору “Вим Авиа” внесено представление. Ход его рассмотрения контролируется».
Напомним, ОК-информ писал о многочисленных случаях задержек вылетов «ВИМ-Авиа». Тогда мы также получили ответ от представителей авиаперевозчика, в котором причинами многочисленных и постоянных задержек назывались… летний период, сезон отпусков и даже нестабильная тогда ситуация в Турции. И ровно так же звучали обещания все учесть, исправить и улучшить. Впрочем, СМИ полагают, что дело вовсе не в политической ситуации на курортах или наплыве туристов, а в неких финансовых неурядицах в самой компании. Как бы то ни было, но тысячам пассажиров от этого не легче - мало кому хочется провести начало или конец отпуска в аэропорту.
Что делать, если чартер задержали
Пассажиры как регулярных, так и чартерных рейсов, вопреки заверениям некоторых авиакомпаний, имеют равные права в плане компенсации понесенных материальных или иных потерь. Следует знать, что права пассажира, независимо от того, каким рейсом (регулярным или чартерным, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером) он летит, одинаковы.
Если рейс задержан и вы планируете отстаивать свои права, то необходимо у представителя авиакомпании или аэропорта взять документ, подтверждающий факт задержки рейса с заверенной штампом отметкой, а при посадке в самолет надо попросить сотрудника авиакомпании проставить на этом документе реальное время вылета.
Если авиаперевозчик предлагает вам полететь другим бортом или самолетом другой авиакомпании, то никто не имеет права требовать с пассажира доплату за это
Если рейс задерживается более чем на 2 часа, то авиакомпания обязана дать возможность сделать 2 звонка по телефону или отправить 2 сообщения по электронной почте, а также предоставить пассажирам прохладительные напитки. Если рейс задерживается более чем на 4 часа, то пассажирам должны предоставить горячие блюда. Размещение в гостинице полагается тем пассажирам, чей рейс задержан на срок более 6 часов в ночное время или более 8 часов - в дневное.
Если авиаперевозчик предлагает вам полететь другим бортом или самолетом другой авиакомпании, то никто не имеет права требовать с пассажира доплату за это.
В любом случае претензия должна быть направлена авиаперевозчику и она должна быть оформлена в письменном виде. К претензии следует приложить копии всех возможных документов, доказывающих ваши материальные или моральные потери, связанные с задержкой рейсов. При доставке претензии требуйте отметку о получении.
Мы поинтересовались в «ВИМ-Авиа», планируют ли они компенсировать своим пассажирам моральные и прочие издержки, связанные с задержками вылетов. Ответ получен следующего содержания:
«Вопрос о компенсации решается после заполнения пассажиром претенциозного заявления».