Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Около 900 туристов разорившейся турфирмы вряд ли получат компенсации

 Фото: Замир Усманов / Интерпресс Фото: Замир Усманов / Интерпресс На третий день после известия о банкротстве петербургского туроператора «Аэлита Трэвел» страховая компания, предоставившая ему финансовые гарантии, заявила: выплат за испорченный отдых не будет. И формальный повод для этого у нее есть

Как так? Ведь с 1 января 2017 года вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым права любого туриста на качественный отдых, казалось бы, многократно защищены. Чтобы осуществлять продажи туров за рубеж, компания обязательно должна состоять в Федеральном реестре туроператоров и в ассоциации «Турпомощь», а также иметь финансовые гарантии и фонд персональной ответственности, благодаря которым как раз и должны выплачиваться компенсации. Однако механизм защиты снова дал сбой, и 875 клиентов банкрота, скорее всего, останутся и без отдыха, и без денег.

Возмещение туристам выплачивается, если на момент наступления страхового случая сведения о туроператоре содержались в реестре

Как выяснилось сразу после сообщения о приостановке деятельности «Аэлита Трэвел» (оно было опубликовано на сайте компании еще 17 июля), указанный там же регистрационный номер в Федеральном реестре туроператоров недействителен уже почти 2 месяца. Еще 23 мая компания была исключена из него по причине непредоставления сведений о финансовом обеспечении ее деятельности. На самом деле фингарантии «Аэлиты» до 30 июня 2017 года обеспечивали страховые компании «Якорь» (на 20 млн рублей) и «Инвестстрах» (10 млн), а начиная с 1 июля 2017-го - компания «ТИТ» (на 10 млн). Именно она в ответе Ростуризму сообщила, что намерена действовать в полном соответствии с законом и согласно договору с туроператором. А в нем черным по белому написано: возмещение туристам выплачивается, если на момент наступления страхового случая сведения о туроператоре содержались в реестре. А их там уже давно нет.

На прямой вопрос о том, есть ли вероятность получения возмещения за путевку, в разорившейся компании бодро отвечают, что «вероятность есть всегда». «Приезжайте, надо лично заполнить заявление на возмещение, - пояснили в “Аэлита Трэвел”. - Вопрос о страховом возмещении будет решаться в уполномоченных для этого организациях в установленном законом порядке».

По данным руководства фирмы, сейчас в болгарском комплексе «Чавдар» отдыхает не менее 500 отправленных «Аэлитой Трэвел» детей, а еще 875 клиентов туроператора должны были уехать в туры в ближайшее время. Однако этого не произойдет: страховщик ничего выплачивать не собирается, а в фонде персональной ответственности «Аэлиты» находится всего 110 тысяч рублей - этого хватит на две путевки в Болгарию.

Сейчас в болгарском комплексе «Чавдар» отдыхает не менее 500 отправленных «Аэлитой Трэвел» детей, а еще 875 клиентов туроператора должны были уехать в туры в ближайшее время

Единственный вариант, при котором клиентам банкрота могут выплатить компенсации - возврат предоплаты. По словам руководства турфирмы, речь идет о сумме более 300 тысяч евро. Однако и здесь есть проблема: глава компании «Ленд Логистик», державший в руках все финансовые нити управления комплексом «Чавдар», скоропостижно скончался. И очевидно, что быстро вернуть эти деньги вряд ли получится. Если вообще получится.

После принятия новых мер по защите прав туристов это первый случай банкротства крупной турфирмы в России. Причем буквально за несколько дней до этого глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов уверенно заявил, что «если с туроператором что-то случится и он не сможет выполнить взятых на себя обязательств, людям все равно будут возвращены потраченные на несостоявшийся отдых деньги».

«Туристы могут пользоваться услугами российских туроператоров и быть абсолютно уверенными в том, что они, покупая турпродукт и путешествуя по нашей стране и за рубежом, будут защищены», - сказал он. И подкрепил свои слова сообщением о том, что общий объем финансовых гарантий всех операторов составляет более 24 млрд рублей, а в созданных только в этом году фондах их персональной ответственности находится еще 600 млн. Правда, при этом он предупреждал, что «необходимо проверять туристические фирмы на внесение их в федеральный реестр, иначе есть вероятность отдать деньги и не получить услугу».

После принятия новых мер по защите прав туристов это первый случай банкротства крупной турфирмы в России

Однако тут же возникает вопрос: а для чего тогда нужны сами регуляторы? Почему «Аэлита Трэвел», еще 23 мая исключенная из реестра туроператоров, продолжала реализовывать туры за границу и по-прежнему состояла в ассоциации «Турпомощь»? Почему Ростуризм не следил за ситуацией и допустил банкротство компании, отправлявшей за кордон сотни детей? Почему «Турпомощь», заявляющая о надежности компаний, состоящих в ее членах, фактически вводила людей в заблуждение, не сообщив им об отсутствии регистрации «Аэлита Трэвел» в реестре? Впрочем, удивляться нерасторопности чиновников не стоит: по прошествии месяца после принятия решений о добровольном исключении из «Турпомощи» сразу трех компаний информация об одной из них все так же размещена на сайте ассоциации.

Что делать тем, кто купил туры в разорившейся компании? Писать заявления на возмещение ущерба и надеяться, что предоплатные деньги все же вернутся из Болгарии. Теоретически, можно обращаться за защитой прав и в суд. Однако вероятность выигрыша дела неочевидна - с формальной точки зрения для этого еще придется доказать, что руководство оператора действовало с умыслом, не собираясь выполнять обязательств.

Для всех других произошедшее - еще один урок на тему «доверяй, но проверяй». Доказательство тому - один из отзывов клиентов. «В 2017 году пользовался услугами “Аэлиты” не в первый раз, - пишет он. - В прошлом дал бы ей 5 баллов, однако профессионализм проявляется как раз в сложных ситуациях. Когда нынче, в связи с задержкой рейса в Болгарию, я сам дозванивался до “Аэлиты”, там радостно заявляли: “Не волнуйтесь, все хорошо!” и предлагали “войти в их положение»”. А по приезду в болгарский отель мы с удивлением узнаем, что “ваш менеджер сместил срок проживания, но номеров свободных на этот день нет”. При этом нам никто не звонил и ничего не пытался решить».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Светлана, педагог, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии