Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Чему, кого и где учили, когда кончался старый мир

 Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org Продираясь сквозь по-осеннему слякотные дни, Петроград доживал, дожевывал свою последнюю имперскую зиму. Невеселым великаном Зимний дворец разглядывал марширующих мимо солдат. Из Могилева, где располагалась Ставка командования, особых новостей не поступало. На фронте наблюдалось относительное затишье

Ходили упорные слухи, что в войну против Германии вот-вот вступят Североамериканские Соединенные Штаты. Это должно было наконец склонить чашу весов военного успеха в нашу сторону.

В конце января в столице открылась конференция союзников по Антанте. Англия и Франция намеревались перенести основной накал кампании 1917 года на восточный театр военных действий, в связи с чем обсуждался вопрос об увеличении поставок вооружения в Россию; неофициально иностранные делегаты хотели выяснить внутриполитическую обстановку в стране.

Их беспокойство было вполне обоснованным: революционные настроения пронизывали все российское общество - от придворных кругов до заводских рабочих. Не обошли они стороной и политически активную молодежь: студентов, гимназистов, учащихся реальных и коммерческих училищ. Одним из пунктов, вызывавших недовольство, была фактическая недоступность среднего и высшего образования для широких народных масс.

Для белой кости, голубых кровей

Многие учебные заведения имели особый сословный характер и принимали только дворянских отпрысков: кадетские корпуса, «дворянские институты», Пажеский корпус, училище правоведения и, конечно, институты благородных девиц, главный из которых - Смольный - по иронии судьбы располагался в здании, сыгравшем спустя несколько месяцев особую роль в революционных событиях второй и самой высокой волны.

Впрочем, треволнения внешнего мира до поры до времени не особо касались воспитанниц Смольного. Устав института жестко регламентировал их досуг, и общение с родственниками и друзьями «извне» было строго ограничено. Регламентирован был не только досуг. А как же иначе, ведь выпускницам предстояло вести жизнь придворных дам, а избранным - выйти из стен заведения обладательницами фрейлинского шифра.

Регламентировано было все, начиная с одежды. Самые младшие смолянки носили коричневую форму, воспитанницы постарше - голубую, еще старше - серую и, наконец, девушки с 15 лет и до выпуска ходили в белых платьях.

Изучали здесь Закон Божий и катехизис, русский и иностранный языки, рукоделие и рисование, арифметику, географию и историю. Проводились уроки пения, были упражнения на музыкальных инструментах. Преподавались правила хорошего тона и домоводство. Позднее к перечню предметов добавлялись литература, геральдика и основы архитектуры. Приветствовалось самостоятельное написание пьес, а также их постановка.

Мужским аналогом Смольного института был Пажеский корпус. Воспитанники, имевшие придворные звания пажей и камер-пажей, помимо языков и военных и математических дисциплин изучали физику, историю, географию, геральдику и генеалогию.

Корпус располагался в Воронцовском дворце, где по той же иронии судьбы через несколько месяцев будет размещен штаб партии левых эсеров - главных союзников большевиков.

Училища для тех, кто победней

Помимо дворянских учебных заведений существовала особая система школ для детей духовенства - епархиальные и духовные училища, семинарии. Здесь делали упор на богословские дисциплины и риторику, упражнялись в диспутах. Особое внимание уделялось преподаванию греческого языка и латыни.

Уделом же детей рабочих оставались начальные училища, где изучали только Закон Божий, чтение, письмо и арифметику (элементарные действия с целыми числами), а также почему-то пение.

Средние школы Министерства народного просвещения были общедоступны лишь номинально. По факту здесь обучались в основном отпрыски обеспеченных классов. Если в начальном училище полный курс проходили за 3-4 года, то в гимназии обучение растягивалось на 8 лет, а в реальном училище - на 7.

Большая часть гимназических уроков была посвящена изучению «мертвых» языков - греческого и латыни. Чуть меньше времени занимали математика и русский язык со словесностью (литературой). Учили также историю, географию, физику, «живые» иностранные языки - французский с немецким, логику и, разумеется, Закон Божий. В женских гимназиях восьмой класс был педагогическим.

Последним новшеством стало введение в гимназическую программу курса естествознания. Были оборудованы учебные кабинеты, стало возможным проводить опыты. Реальные училища, дававшие в целом меньший объем знаний, отличались более практической направленностью и к 1917-му году значительно превосходили классические гимназии по техническому оснащению учебного процесса.

Коммерческие училища, подведомственные Министерству торговли и промышленности, вдобавок к остальным обучали таким специальным предметам, как бухгалтерия, товароведение, счетоводство и коммерческая география. По-видимому, в силу специфической направленности, контингент здесь также был особенным. Так, некий ученик коммерческого училища Вайсман предъявил судебный иск своему однокашнику Борисову. Истец по договоренности писал за ответчика домашние сочинения на заданные на уроках словесности темы, а тот отказался оплачивать его труд, решив сэкономить. Однако Вайсман остался у разбитого корыта: поскольку «исходное деяние незаконно с процессуальной точки зрения», суд постановил иск отклонить…

Университет - это звучит

Плох тот гимназист (или реалист), который не мечтает стать студентом. Быть студентом - это свобода, это благо само по себе... Так думал едва ли не каждый молодой человек. А если учиться в столице - то где же еще, как не в Петроградском университете (пока - Императорском)…

Здесь были открыты юридический, историко-филологический, физико-математический и восточный факультеты. Университет обладал богатейшей библиотекой, химической, физиологической, фонетической лабораториями, астрономической и метеорологической обсерваториями, музеем древности и изящных искусств, а также кабинетами: физическим, геологическим, палеонтологическим, зоологическим, юридическим и прочая, прочая. Ботаническому кабинету принадлежал ботанический сад.

Именно сюда шли талантливые выпускники гимназий. Сюда стремились поступить золотые медалисты.

Дипломы юридического факультета Петроградского университета получили два человека, которым предстояло выйти на авансцену российской политики, сыграв главные роли в грандиозном историческом действе под названием Русская революция. Имена этих людей - А. Ф. Керенский и В. И. Ленин.

Их время пришло. Императорская Россия доживала, дожевывала свои последние дни. А вместе с ней завершала свой век старая система образования - с ее сословностью, имущественным цензом и обязательным преподаванием Закона Божьего…

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии