Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.32
Евро 100.28
Юань 1.3

О береговой линии, публичном сервитуте и хорошей жизни

- Ты знаешь... люди совсем посходили с ума от жадности. Ставят дом и стремятся сразу захватить берег и огородить его заборами. Причем не только богатые, но и бедные - такая психология.

Вот уже битых полчаса мы с Денисом Гончаровым, активистом движения «Против захвата озер», пытаемся попасть на берег расположенного во Всеволожском районе озера Хепоярви, попутно разговаривая о нравах, выборах, революции и народном терпении. Берег так плотно застроен дачами и перегорожен заборами, что выход к воде кажется невозможным. Злые собаки, таблички «Проход воспрещен», вопросы обитателей дачных участков «А что это у вас за фотосессия, и кто вам дал право снимать частную собственность?» - все, что угодно, вместо положенной по закону «полосы земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса)» шириной двадцать метров.

Конечно, ни о каких двадцати метрах речь не идет - ширина прибрежной зоны, условно доступной для посещения, составляет от силы пять метров. Пять метров грязи, камыша, отвесных склонов, в общем, всего того, что владельцам участков не пришлось по вкусу

Наконец, находим дыру в одном из заборов и попадаем на узкую полоску земли между забором из рабицы, которым огорожен участок, и озером. Конечно, ни о каких двадцати метрах речь не идет - ширина прибрежной зоны, условно доступной для посещения, составляет от силы пять метров. Пять метров грязи, камыша, отвесных склонов, в общем, всего того, что владельцам участков не пришлось по вкусу.

Впрочем, картина, которая открывается нашему взору, стоит затраченных усилий. Берег живописного озера усеян дачами, и практически каждый участок отделен от соседнего забором, спускающимся по склону холма до самой воды. Где-то заборы совсем простые, где-то - более основательные, а где-то над обустройством и облагораживанием прибрежной зоны по проекту рачительного хозяина трудятся рабочие, стыдливо прячущиеся за деревья при виде фотоаппарата.

Блуждая по узким проездам между роскошных особняков, доходим до местной достопримечательности - дачи Бориса Ротенберга. Высокий забор скрывает внутренние постройки, но об их размахе можно косвенно судить по монументальным воротам, отделяющими залив со звучным название Уймахуонеэнлахти от стометрового канала, расположенного за высоким забором. Ворота с беседкой отделаны натуральным деревом и так велики, что их без труда можно найти на электронных картах.

Второй пункт нашего маршрута и вторая «болевая точка» местных жителей - участок, где ООО «Сити 78» строит коттеджный поселок на территории лесного фонда практически на берегу Курголовского озера (залив Кавголовского). Чтобы лично оценить размах строительства, подъезжаем к главным воротам будущей «Загородной резиденции “Кавголовское озеро”». Не успеваем выйти из машины, как к нам подбегают два охранника с требованием срочно убрать машину, чтобы ее не поцарапала строительная техника. Увидев у меня в руках камеру, один из мужчин сломя голову кидается закрывать ворота, хотя скрывать за ними, в общем, совершенно нечего, кроме уходящей в лесной массив грунтовой дороги.

Закрыв ворота, раздраженно кричит мне:

- Может, мой **й тоже сфоткаешь?!

- Давай, - говорю, - будет очень показательная картинка. А чего такой агрессивный-то? Зачем ругаешься?

- Нравится, вот и ругаюсь!

Берег живописного озера усеян дачами, и практически каждый участок отделен от соседнего забором, спускающимся по склону холма до самой воды

Ну что ж... нравится, так нравится. Решив, что умный в гору не пойдет, садимся в машину и, подъехав к тому же лесному массиву с другой стороны мимо плаката с надписью «Свободный пешеходный доступ», натыкаемся на КПП. У будки охранника развешаны сети со свежевыловленной рыбой, текст за стеклом гласит, что на территории введен внутриобъектовый пропускной режим и вход осуществляется по спискам, что несколько противоречит понятию «Свободный доступ».

Тем не менее у шлагбаума нас никто не останавливает, и мы, пройдя с полкилометра по дороге через лес, выходим к стройке. Работы идут полным ходом. Грузовики вывозят свежеспиленные бревна, бульдозеры прокладывают сквозь лесной массив дорогу прямо по направлению к озеру, по всему лесу натянуты веревки с метками. Установленная на пляже табличка гласит, что это частная территория.

На обратном пути у шлагбаума встречаем охранника, рассказ которого отлично дополняет нашу небольшую экскурсию:

- После того как был последний раз на Сегозере, что по Мурманской трассе, в Ленобласти больше не езжу никуда. Сплошные гадюшники. Мне нравится так, чтобы за неделю ни одного человека, ни одного хабарика, так что я езжу в Карелию. Вообще, я вырос в Большой Ижоре и знаю этот берег весь. Тридцать лет назад там глубина была 12 метров, а лет десять назад приехал - там уже камыш. Так что финскому заливу через 20-40 лет уже хана. Все зарастет, и будет болото.

У будки охранника развешаны сети со свежевыловленной рыбой, текст за стеклом гласит, что на территории введен внутриобъектовый пропускной режим и вход осуществляется по спискам, что несколько противоречит понятию «Свободный доступ»

Напомним, что «Сити 78» планирует строительство коттеджного поселка практически на берегу озера, несмотря на протесты местных жителей. По мнению экологов, строительство повредит экосистеме водоема, из которого берется вода для Токсово. Местные активисты неоднократно пытались остановить стройку, указывая на то, что у компании нет разрешительных документов на строительство, а участок государственного лесного фонда фиктивно оформлен как земли под дачную застройку. Компания-застройщик утверждает, что вся разрешительная документация у них есть, а суд дважды принимал решение в их пользу. Тем не менее в комитете по природным ресурсам Ленинградской области согласны с тем, что строительство коттеджного поселка ведется не вполне законно, и собираются 25 октября подавать на обеспечительные меры, чтобы уже в судебном порядке добиться приостановки работ до того, как статус участка будет окончательно прояснен.

Мы объехали четыре озера в Токсовском районе и везде наблюдали одну и ту же картину. Размах нарушений недвусмысленно указывает на то, что закон здесь просто не работает, и весь этот правовой беспредел, по сути, принимается владельцами дачных участков в качестве новой нормы. Покупаешь участок - впридачу становишься счастливым обладателем куска береговой зоны.

Разговорившаяся с нами на берегу одного из озер женщина в ответ на предложение Дениса сносить постройки и заборы, возведенные с нарушением законодательства, только замахала руками:

- Сносить ничего не надо, ведь ломать не строить! То, что строят люди хорошие дома, это же хорошо. Пусть живут, ведь когда-то надо людям в России хорошо пожить.

Когда в процессе дальнейшего общения выяснилось, что у нашей собеседницы дачный участок неподалеку - на берегу этого самого озера, пришлось пообещать ей, что ее участок не тронут.

Похожие фоторепортажи