Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Иконописная мастерская в Александро-Невской Лавре

Мне всегда было любопытно: откуда в храмах появляются иконы? Кто, как и чем их пишет? Может ли обычный художник сесть и нарисовать икону? Ответы на эти и многие другие вопросы я получила во время экскурсии в иконописную мастерскую в Александро-Невской Лавре, где мы побывали вместе с учениками 3-го класса гимназии 227

- Иконы пишутся особенным, своим языком, - начинает экскурсию студент-старшекурсник. - Обратите внимание: в иконах нет падающих теней, а свет исходит изнутри… Все пророки пишутся скромно, в иконописи не используются чрезмерно яркие и насыщенные краски - цвета спокойные и натуральные, но они несут символическую функцию. Когда ребята приходят к нам учиться, то они начинают с пейзажа иконы, прорисовки деталей, одежды, потом переходят к копированию святых образов, и уже на старших курсах, когда познают язык икон, им доверяют рисовать лик. Лик - это основное в иконе, поэтому его и учатся рисовать в последнюю очередь. На последнем, четвертом году обучения им также доверяют самостоятельную разработку и написание иконы. Начинающие иконописцы тратят на лик по несколько часов и не всегда добиваются нужного результата… Говорят, для того чтобы стать настоящим иконописцем, мало отучиться 4 года - надо потом еще лет 10 лет писать иконы…    

…В учебных классах, где трудятся будущие иконописцы, много света и царит полная тишина. Студенты тщательно и сосредоточено прорисовывают все детали будущих икон, их ничуть не смущают любопытные детские глаза. На столах у творцов стоит много баночек с красками. Кисточка, краска, мазок, еще мазок….

- Так как иконы пишут натуральными красками минерального происхождения, приходится прокрашивать одну и ту же деталь несколько раз, - поясняет наш экскурсовод. - Вот смотрите: азурит… Твердый камешек, который надо сначала растереть специальным инструментом….

Берет в руки стеклянный предмет, похожий на большой пестик, и на толстом стекле круговыми движениями начинает толочь и растирать минерал.

- Добавим немного воды - и получим необходимую консистенцию. Так как азурит имеет бледно-голубой оттенок, приходится раз по семь проводить по одному месту, чтобы добиться нужного цвета. А вот здесь недавно разводили свинцовые белила, - предупреждает нас экскурсовод, - поэтому, ребята, будьте аккуратны и внимательны…Даже чеснок идет в дело: после обработки его зубчиков по определенной технологии используется при написании икон…

На столе лежит большой кусок материала, похожего на фанеру, на который сверху нанесен слой штукатурки. Она еще мокрая и шершавая…

- Здесь наши ученики учатся работать в технике фрески. Видели, наверное, большие новые храмы? Так вот, их тоже расписывают иконописцы… Бывает, что не успевают сделать к сроку, поэтому делают основное: лики, руки, роскошь одежд… А потом постепенно дописывают…

Берет в руки икону, показывает со всех сторон.

- Основной материал, на котором пишут иконы, - липа. Чтобы ее не повело со временем, сзади заготовку укрепляют дубовыми шпонками. После того как икона написана, ее покрывают олифой. Именно так работали мастера много лет назад.

- Скажите, пожалуйста, - задает вопрос самая смелая девочка, - а что нужно, чтобы научиться так красиво рисовать?

- Что нужно? В первую очередь почувствовать образ, пережить его. Знаете, как готовились к этой работе древние иконописцы? Они постились, молились… Мозг должен быть подобен чистому листу бумаги… Когда мастер начинал писать, за него молился весь монастырь. Мне не раз приходилось слышать, что икона открывается по мере того, как человек работает над собой… И я знаю, что это действительно так…

Похожие фоторепортажи