Культура в Петербурге «под прицелом» провокаторов
Участившиеся в Петербурге факты вандализма - следствие пагубного влияния интернета на массовое сознание и проделки желающих «прославиться» провокаторов, считают петербургские эксперты. К «провокаторам» эксперты относят и тех, кто пытается сорвать выставку Гельмана. Околокультурные скандалы, произошедшие в Петербурге в начале года, обсуждаются уже едва ли не на федеральном уровне. И уже не понятно, чего больше оказалось в каждом инциденте - культуры или негативной огласки.
Солидный резонанс получил конфликт вокруг открытия в арт-пространстве «Ткачи» выставки Марата Гельмана ICONS.
Председатель Петербургского отделения движения «Народный собор» Анатолий Артюх, член Центрального совета организации «Профсоюза граждан России» Николай Стариков и руководитель регионального отделения партии «Родина» Андрей Петров написали письмо совладельцам ОАО «СМП банк» Аркадию и Борису Ротенбергам с просьбой помочь запретить выставку Марата Гельмана в Петербурге. Авторы послания назвали Гельмана деятелем псевдокультуры, идеологом и вдохновителем многих безнравственных и богохульных выходок, включая пляски Pussy Riot.
Депутат петербургского Закса Виталий Милонов - также противник творчества Гельмана - надеялся до последнего, что экспозиции ICONS, в городе, да еще в дни Великого Поста, не будет.
- Я никогда не призывал к варварским методам, - заявил Милонов. - Я со своей стороны буду стараться правовыми методами делать все, чтобы выставка не проходила в Петербурге».
Милонов о депутатском «бодряке», мерзости и убийстве во сне.
Но точку в споре за неделю до открытия выставки поставили представители комитета по культуре.
Как заявила начальник отдела культурно-исторического наследия городского комитета по культуре Яна Седельникова, госслужащие чтут Конституцию России, так что не могут воспрепятствовать творческому и художественному самовыражению каких-либо авторов. Выставка откроется, как и планировалось, 29 марта. Корреспонденты OK-inform, к слову, собираются посетить ее и поделиться с читателями впечатлениями и отличным фоторепортажем.
Комитет по культуре не будет запрещать выставку Гельмана в Петербурге.
Второй серьезный скандал, случившийся в городе в первые месяцы 2013 года, связан с именем Нобелевского лауреата Владимира Набокова.
Всего за полтора месяца произошло три акта вандализма, связанных с писателем. 9 января неизвестные разбили окно в здании музея писателя на Малой Морской, 47, в Петербурге, бросив в него бутылку.
29 января неизвестные оставили на стене музея надпись оскорбительного характера. Такая же надпись появилась и на музее-усадьбе в Рождествено, памятнике архитектуры XVIII века, утром 20 февраля. Последний факт стал поводом для уголовного дела по статье «вандализм».
По факту осквернения стены музея-усадьба, где жил Набоков, возбуждено уголовное дело.
Если прислушиваться к мнению невежд, придется запретить всю историю человечества, в которой святость и грех соединены воедино.
Директор музея-усадьбы Ирина Авикайнен отмечает, что информация молниеносно попала в СМИ. Вероятно, информационную «атаку» устроили сами авторы надписи.
- Такого интереса СМИ ни по какому другому поводу мы не можем себе даже представить, - говорит она. - Получается, мы сыграли на руку тем, кто это все задумал. Им важен был пиар. Для нас важно не то, что на фасаде здания было написано неприятное слово, а то, что был осквернен памятник архитектуры. Жители Ленобласти в свое время практически воссоздали его своими руками. В плане на первую половину 2013 года было усиление видеонаблюдения и охраны музея-усадьбы. Так совпало, что это произойдет лишь после случая вандализма.
Крамольная надпись появлялась в середине марта и на стене Музея современного искусства «Эрарта», где показывали спектакль по набоковской «Лолите». Надпись быстро заметили и тут же смыли с фасада. На работе музея это не отразилось.
- На культуру атаки были всегда, и если прислушиваться к мнению невежд, придется запретить всю историю человечества, в которой святость и грех соединены воедино, - заявил на встрече с журналистами председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. - «Казаки» стали популярны только благодаря Набокову. Кто знал бы о них, если бы не их выходки? Взглядам людей с мелкими корыстными интересами необходимо противопоставить взлет культуры в Петербурге.
Этих мелких и корыстных людей Попов считает провокаторами. В такой ситуации учреждения культуры могут разве что усилить охрану, как это уже сделано в музее-усадьбе в Рождествено, где все подступы к заведению оборудовали камерами видеонаблюдения.
Но у каждого учреждения или памятника охрану не поставишь, констатируют в комитете по культуре Петербурга. Наследие творцов слишком уязвимо.