Фэйк-структуры

Фото с сайта совета федерации Фото с сайта совета федерации
О том, почему Совет Федерации, Государственный совет, Совет Законодателей и иже с ними – всего лишь фальшивки

Название многих структур в России подразумевает борьбу за соблюдение одной из статей уголовного кодекса. Свою работу эти структуры позиционируют как защиту россиян. Деньги получают из сомнительных источников. А на практике и сами нарушают УК по тяжким и особо тяжким статьям. В 2006 году директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев дал им название - «фэйк-структуры», от англ. fake - поддельный, фальшивый. В пример он приводил либеральную оппозицию и ныне запрещенную экстремистскую организацию «Движение против нелегальной иммиграции»… Тем временем, месяц назад президент Путин внес в Госдуму законопроект о возвращении смешанной системы выборов нижней палаты парламента. По нему половина депутатов следующего созыва будут избираться по партийным спискам, а другая половина по одномандатным округам, - как самовыдвижением, так и в качестве кандидатов от партий. Главная «инновация» здесь - представительство регионов. С одной стороны, у них нет никакой возможности представлять свои интересы на федеральном уровне. С другой стороны, депутат Госдумы должен представлять интересы жителей региона, которые его избрали. Для защиты интересов региона в целом есть Совет Федерации – верхняя палата российского парламента. И эта структура свою задачу не выполняет. И является «фэйком». OK-inform проанализировал на ее примере, как появляются и функционируют фэйк-структуры в Российской Федерации.

Когда региональный представитель не бывал в своем регионе

Фэйк-структуры в России - это и общественные объединения и организации, и органы государственного управления, и даже целые палаты парламента.

Совет Федерации по названию - представительный орган регионов, по составу - прибежище московской и петербургской политической элиты, по функции - пансионат для политиков-тяжеловесов в ожидании пенсии.

Вот Совет Федерации задумывался как орган, который представляет интересы регионов на федеральном уровне. Для этих целей в его состав включили по два сенатора от каждого региона. Их задача - сформулировать интерес своего субъекта федерации. И еще одна задача - повлиять на общефедеральную политику так, чтобы эти интересы были учтены.

Но на практике выборы в Совет Федерации проходили только один раз в 1993 году и были не особенно прозрачными, - с учетом того, как в России Конституцию чтят.

Затем способ формирования сенаторского корпуса неоднократно менялся. Это привело к тому, что к 2006 году в Совете Федерации заседало около половины сенаторов из числа московской элиты. Это были люди, которые даже не представляли, где географически находится регион, интересы которого они как бы защищают.

К 2012 году уже не половину, а абсолютное большинство обитателей верхней палаты парламента составляли «московские», «питерские» и «питерские, сделавшие карьеру в Москве» обитатели Садового кольца.

Так Совет Федерации и превратился в типичную фэйк-структуру, занятую троллингом собственной нации. Суди сами: Совет Федерации по названию - представительный орган регионов, по составу - прибежище московской и петербургской политической элиты, по функции - пансионат для политиков-тяжеловесов в ожидании пенсии. Эта структура утратила какую бы то ни было законотворческую активность. Она занимается одним лишь согласованием законопроектов, принятых в нижней палате парламента, Госдуме.

«Административные протезы» не помогли

Борьба за региональные интересы в последнее время и вовсе обрела извращенные формы. Не только Совет Федерации перестал представлять регионы. К примеру, межрегиональная партия «Вся Россия» встроилась в «вертикаль власти» на стороне федерального центра. Сделать что-либо для региона можно, только если губернатор вхож в уже сложившиеся группы интересов в федеральном центре. Или если он успешно напугал руководство страны этническим сепаратизмом. Региональные инициативы вроде «Ингерманландии» или поморских активистов и вовсе рассматриваются как экстремизм и измена Родине. А если коренные малочисленные народы еще и мешают госкорпорациям добывать нефть, считайте, приговор для них подписан.

Сделать что-либо для региона можно, только если губернатор вхож в уже сложившиеся группы интересов в федеральном центре. Или если он успешно напугал руководство страны этническим сепаратизмом.

Очевидно, необходим орган, выражающий позицию субъектов федерации. Но Конституция на эту роль никого кроме Совета Федерации не предлагает.

В 2004 года эту обязанность взял на себя Государственный совет. Изначально он возник как президентская «фабрика мысли» и неформальный клуб губернаторов. Хоть орган и был совещательно-консультативный, он получил очень высокий стартовый авторитет из-за того, что его возглавил лично президент страны. Но по мере развития Государственный совет превратился в очередную фэйк-структуру. Сказалось и отсутствие специального закона, регламентирующего его деятельность. «Клуб губернаторов» скатился до того, что по три раза в год обсуждал на выездных заседаниях перспективы развития сельского хозяйства.

Еще одним «административным протезом», заменяющим Совет Федерации, стал Совет Законодателей. Он учреждался несколько раз. Но каждый раз в своей работе терпел крах. Идея заключалась в том, чтобы создать площадку, на которой федеральные и региональные законотворцы будут обсуждать свои инициативы. А самые перспективные из них воплощались бы на федеральном уровне. Потенциал у Совета был значительный. Но на практике большинство законодательных инициатив отвергала Госдума. На федеральный уровень проходили только скандальные законы вроде инициативы депутата Закса Петербурга Виталия Милонова о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии. Ведь на таких законах федеральные законотворцы легко набирают популярность и зарабатывают политические очки.

Общество стало все чаще задавать неудобные вопросы.

Последний раз Совет законодателей переутвердили в прошлом году 30 мая. С тех пор Совет принял 8 решений, касающихся устройства самого Совета. Сейчас он может похвастаться только пустым сайтом. Очередная фэйк-структура.

Тем временем, с появлением в России среднего класса и все большего расхождения интересов Москвы и регионов общество стало все чаще задавать неудобные вопросы. Ситуация требует серьезного объяснения. И его уже нельзя свести к рассуждениям о необходимости «вертикали власти» и «борьбы с сепаратизмами».

Кроме реформирования Госдумы назрела необходимость основательной реформы Совета Федерации и уточнения Конституции. Основному закону страны следует предельно точно сформулировать функции и порядок формирования верхней палаты парламента. Без этих поправок Совет Федерации и дальше будет пристанищем неприкаянных политиков, которых отзывают и назначают каждые полгода без вразумительной причины. А подменять его будут все новые и новые фэйк-структуры.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Повышение каких цен опустошит ваш кошелек?
Реклама