Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Чиновники вспомнили про закон об общественном транспорте

 Сергей Артемьев для ОК-информ Сергей Артемьев для ОК-информ Второе чтение предстоит законопроекту, прошедшему первое чтение… пять лет назад

Внезапно. Такова реакция общества на то, что в Госдуме вспомнили о законопроекте с длинным названием «Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Проще говоря, это проект закона об общественном транспорте и о перевозках пассажиров между регионами. Разработанный пять лет назад, он неимоверно устарел. Тем не менее его, именно его, принялись рассматривать в Госдуме. Да ещё и во втором чтении. Сегодня в Сочи его обсудят на конференции Российского автотранспортного союза, а накануне ситуацию анализировали эксперты Петербурга и Москвы.

Законопроект, покрытый мраком тайны

Законопроект придумали ещё в 2007 году и тогда же рассмотрели в первом чтении. Поскольку дело было пять лет назад, никто даже не может назвать автора документа. Тем не менее о проекте вспомнили. Значительных изменений вносить не стали. И снова рассмотрели его 8 июня. И приняли в первом чтении.

Конечно, давно пора урегулировать отдельным законодательным актом работу общественного транспорта и межрегиональные перевозки. Но закон, написанный пять лет назад, способен только отбросить систему на те же пять лет в прошлое.

Впрочем, законопроект и почитать-то невозможно. В открытом доступе его нет. Остаётся только верить экспертам. По их словам, основной спорный пункт закона в том, что власти перестают формировать маршруты. 

Ясно, что при такой системе перевозчики откажутся от маршрутов с небольшой заполняемостью. Так, люди, живущие в незастроенных до конца районах, просто не смогут добраться до метро: за ними не поедут, чтобы не тратить бензин на невыгодные лишние километры. 

Так же эксперты сетуют на расплывчатые формулировки. В законопроекте упоминается «предоставление преимущества в провозной плате», но не уточняется, кому и на каких основаниях предоставляется это преимущество, а также в чём оно заключается. 

– Но, по крайней мере, раздел проекта, посвящённый перевозкам между регионами, крайне необходим, – отмечает советник президента по правовым вопросам некоммерческого партнёрства «Единая транспортная система “Автобусные линии страны”» Маргарита Желыбинцева. – Спрос на такие поездки только растёт, поскольку это самый дешёвый, экономичный вариант для пассажиров.

Общественный транспорт ждёт «уравниловка»?

При этом эксперты не уверены, что проблемы общественного транспорта можно урегулировать на федеральном уровне. Сегодня каждый город решает их по-своему, утвердив региональные законы и работая по ним. Так, если в Петербурге проезд в автобусе стоит 23 рубля, то в Пскове – 14 рублей. Периодичность поездок и скорость движения, а также транспорт и расстояния могут быть самыми разными.

– В федеральном законе можно разве что прописать основные общие принципы работы общественного транспорта в России, но детали и конкретика полностью зависят от специфики региона, – уверен генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс» Александр Бебенин. 

Также неизвестные создатели законопроекта упустили несколько важных моментов. Это вопросы обеспечения безопасности пассажиров, а также установку льгот.

Так, в документе упоминается тот факт, что автотранспорт будут закупать, но не уточняется, какой это будет транспорт. Между тем в Петербурге этот этап остался далеко позади. Сегодня город проводит конкурсы, чтобы отобрать лучших перевозчиков с профессиональными сотрудниками и современным автопарком. 

– Что касается льгот, то в законопроекте прописано, что они устанавливаются «по согласованию перевозчика с органами государственной власти», – недоумевает заместитель генерального директора ОАО «Звезда» Вадим Коновалов. 

Ясно, что любые льготы означают потерю прибыли для перевозчика. Не каждая городская администрация станет возмещать убыток, и не каждый перевозчик откажется от доходов. И неизвестно, о чём в итоге при такой постановке вопроса договорятся эти структуры.

Эксперты уверены: закон нужен, но в него необходимо внести сотню поправок или вовсе переписать с нуля. В нынешнем виде он грозит серьёзными проблемами, прежде всего для льготных категорий граждан. 

Депутаты Госдумы обещают учесть все замечания при втором чтении. К тому же сегодня в Сочи на конференции Российского автотранспортного союза российские специалисты насчёт законопроекта посоветуются с европейскими транспортниками. Президент союза, депутат Госдумы Олег Старовойтов уже раскритиковал законопроект.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Саша, выпускница, 17 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии