Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

На культурную политику нужны деньги

 Рисунок: Александр Зудин Рисунок: Александр Зудин Деятели культуры Петербурга обсуждают проект «Основы государственной культурной политики»

Очередное обсуждение этой темы, вокруг которой уже почти полгода ведутся жаркие дискуссии, прошло на днях при участии руководителей ведущих культурных институций нашего города фактически накануне завершения ее обсуждения: к 30 сентября доработанный текст проекта «Основ государственной культурной политики» должен лечь на стол президента страны. 

Все приглашенные на встречу деятели культуры однозначно высказались в поддержку идеи концепции и ее основных положений.

Внимание: культура!

Первоначального проект был разработан Министерством культуры РФ, рабочую группу по его доведению до состояния официального документа возглавил руководитель администрации президента Сергей Иванов. На сайт рабочей группы поступили сотни предложений и вариантов видения культурной политики из всех регионов, от многих общественных объединений и инициативных граждан. Ответы на самые острые и актуальные вопросы для Петербурга: нашла ли поддержку в Петербурге попытка изменить отношение к культуре не как к сфере услуг, а как базовой ценности, складывается ли «понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры» - отвечали участники дискуссии в ИА «Росбалт».

Все приглашенные на встречу деятели культуры однозначно высказались в поддержку идеи концепции и ее основных положений. Как сказала Ольга Хомова, генеральный директор «Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга», все начинается со стратегии, концепции и политики, и желание сформулировать культурную политику в стране - это хорошо. Особенно, для небольших организаций культуры и искусства из провинции: «Потому что они смогут теперь на уровне своих властей размахивать этим документом и требовать от местных чиновников должного внимания», - заключила госпожа Хомова.

По мнению Семена Михайловского, ректора Института имени Репина, во всем этом обсуждении важен был не только результат, но и процесс - важно, что это обсуждается в разных институциях при максимальной открытости. Сейчас, по мнению ректора, получился очень спокойный документ, в котором нет резких рамок и утверждений, без которого никакой политики в области культуры быть не может. «Хотя я считаю, что художник никогда за всю историю России, не был так свободен, как сегодня, - уверенно заявил господин Михайловский. - И этот документ - еще одно тому доказательство: он никого не прессует, никому не диктует свои условия».

- Художник никогда за всю историю России, не был так свободен, как сегодня, - уверенно заявил господин Михайловский.

Ольге Таратыновой, директору ГМЗ «Царское Село» в проекте «Основ» особенно понравилось утверждение, что государственная культурная политика должна строиться на принципах понимания культуры России как неотъемлемой части истории мира. И что удаленный доступ к культурным ценностям нельзя переоценивать. «Нас сейчас заставляют заниматься интернет-проектами для привлечения молодых посетителей, это, конечно, интересно, но мне кажется, что это сиюминутное решение, придуманное на скорую руку, - сказала Ольга Владиславовна. - Современная молодежь не всегда понимает разницу между картинками в интернете и оригиналами в музее. И мне радостно, что кто-то об этом сказал. Безусловно, хорошо, что в документе говорится о необходимости работать с детьми, об издательской деятельности».

Но, по мнению Ольги Таратыновой, есть в предложенной концепции одно выражение, которое вызывает тревогу - опора на «традиционные для России нравственные ценности». Это понятие не расшифровывается в документе, а значит, может быть истолковано разными людьми по-разному. «Не получится в результате, что о “традиционных нравственных ценностях” будут кричать казаки в Эрмитаже, требуя закрыть какие-то выставки, или кому-то захочется бить стекла в Музее Набокова, оправдывая свои действия этими же словами?» - высказала сомнения госпожа Таратынова. 

Если бы на первое время на культуру выделялось хотя бы  7 - 8% всего госбюджета, было бы замечательно.

Финансы поют романсы?

Ответ на главный вопрос - является ли деятельность музеев сферой услуг - по мнению участников дискуссии, в проекте звучит однозначно: нет, культура не является сферой услуг. Но культура не может жить на голодном пайке, а ситуация с финансированием музеев и других культурных институций все равно остается туманной и неопределенной. «Сегодня финансирование у музеев разное, мы, например, от 43 до 49% всего нашего бюджета сами зарабатываем, около 40% получаем из бюджета страны, остальное - от спонсоров и благотворителей, - рассказала госпожа Таратынова. - Но мы - федеральный памятник, крупный туристический объект, а небольшим музеям тяжело выжить в таких условиях. Я считаю, что главным итогом разработки этого документа должна стать корректировка госбюджета. Потому что то, что здесь заявлено - развитие детского творчества, создание школ, создание передвижных выставок, поддержка научных исследований, - все это требует средств. И если заявлять, что культура так же нужна, как государственная безопасность, то ее и финансировать нужно полноценно. Если бы на первое время на культуру выделялось хотя бы  7 - 8% всего госбюджета, было бы замечательно».

Как считает Юрий Шварцкопф, генеральный директор Театра музыкальной комедии, на сегодняшний день в России нет никакой культурной политики. И если на самом высоком уровне есть понимание, что такая политика нужна, начинать надо было бы с другого.

В документе нет ни слова о финансировании, а ведь даже многие крупные города не могут содержать свои театры, не могут делать свои передвижные выставки.

- Согласен, что мы должны все сделать для того, чтобы культура снова стала одной из фундаментальных основ государства, но посмотрите: сколько у нас телевизионных государственных каналов, где культурой совсем не пахнет? - сказал директор Театра музыкальной комедии. - Сколько закрыто издательств? Но в документе нет ни слова о финансировании, а ведь даже многие крупные города не могут содержать свои театры, не могут отправлять их на гастроли, не могут делать свои передвижные выставки.

Слишком далека культура от народа…

Многие из участников встречи отмечали как положительный момент положения о признании огромного воспитательного, просветительского потенциала культуры, о необходимости его использования в процессе формирования личности.

- Вот мы, детский театр, формируем личность. Если бы нам еще быть в одной узде со школами - было бы замечательно, - считает Нина Урванцева, заместитель директора по работе со зрителями Театра сказки у Московских ворот. - Раньше воспитательная работа была выделена в отдельную программу, в новом государственном стандарте есть 10 часов в неделю на дополнительные внеурочные часы. В результате педагоги перекладывают необходимость посещения музеев и театров на родителей, на выходные дни.

Осложняется доступ воспитанников детских садов и школ в театры и музеи еще и тем, что в последнее время ужесточились правила перевозки детей в автобусах. Теперь педагогам надо заполнить столько бумаг, что школы просто не хотят с этим связываться, и в результате театры и музеи теряют детей, а дети - лишаются возможности приобщиться к культурному богатству своей страны.  

- У нас культура отделена от народа, и никакие декларации это не изменят, - к такому неутешительному выводы пришел в финале дискуссии Юрий Шварцкопф. -  Пока мы не поймем, что повышать статус культуры - это значит воспитывать новые поколения. Без культурного подрастающего поколения у страны нет будущего.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Леха, студент, 19 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии