Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 63.85
Евро 70.6
Юань 9.01

Госзакупки: Зачем участвовать, если без нас все решено?

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок <…> для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу еще в начале этого года, а с 1 января 2015 года он должен заработать в полную силу, однако профессионалы строительного рынка не ожидают в связи с этим событием качественных перемен на рынке госзаказа в сфере капитального строительства

Внедрение новых правил сталкивается с серьезными трудностями и не решает имеющихся проблем, а сам документ нуждается в доработке - к таким выводам пришли специалисты «Единого центра поддержки строителей», оказывающего услуги по тендерному сопровождению строительных компаний.

Далеко не все заказчики своевременно и в полном объеме размещают на официальном сайте планы закупок, что затрудняет планирование участия в тендерах по профилю деятельности организаций

- Общаясь с руководителями проектных и строительных организаций, как мелких, так и достаточно крупных (с миллиардными оборотами), нам удалось выделить основные проблемы, волнующие подрядчиков, - говорит руководитель департамента тендерного сопровождения ЕЦПС Евгений Буравнев. - Например, далеко не все заказчики своевременно и в полном объеме размещают на официальном сайте планы закупок, что затрудняет планирование участия в тендерах по профилю деятельности организаций. Вероятнее всего, это делается не намеренно, а ввиду нехватки специалистов в области госзакупок, особенно у мелких заказчиков.

Другая проблема связана с невозможностью подачи заявок для участия в конкурсе или запросе котировок в электронном виде. «Единая информационная система в сфере закупок», создание и запуск которой предусматривает 44-ФЗ, до сих пор не заработала, а вовремя доставить заявку на бумажном носителе удается далеко не всегда.

- Также с определенными сложностями сталкиваются организации, пытающиеся получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, в связи со сжатыми сроками, - рассказывает Евгений Буравнев. - По закону между победой в закупке и подписанием контракта проходит 10 дней. Достаточно затруднительно за указанный срок собрать пакет необходимых документов и получить решение банка по одобрению выдачи банковской гарантии.

Другая проблема связана с невозможностью подачи заявок для участия в конкурсе или запросе котировок в электронном виде

Однако главной проблемой остается подготовка заказчиком требований к исполнителю контракта под «своего» подрядчика. Чаще всего это выражается в наличии избыточных требований в документации к товарам и материалам, используемым при проведении строительных работ. Дополнительно для достижения «результата» используются такие неправомерные способы, как сознательное уменьшение сроков выполнения работ, указанных в тендерной документации, расплывчатое указание периодичности оплаты за выполненные работы и неоправданно жесткие штрафные санкции.

Наличие «своих» подрядчиков порождает и неоправданное завышение стоимости контракта. Зачастую компания, победившая в тендере и заключившая контракт, не выполняет работу собственными силами, а «перепродает» данное право подрядчикам (оставляя себе до 10% от стоимости работ за генподряд). Закупки с «прогнозируемым» результатом в большинстве своем не приводят к существенному падению начальной цены контракта за счет искусственного ограничения конкуренции.

Если во главу угла будет поставлена не цена, а квалификационные требования к участникам конкурсных процедур, пространства для злоупотреблений станет значительно меньше

Для решения этих проблем строители уже давно просят разделить правила госзаказа для прямых покупок товаров (шопинг) и для заключения контрактов на оказание услуг (контрактинг). Кроме того, необходимо учитывать специфику оказания услуг по строительству объектов недвижимости с учетом их последующей эксплуатации.

- Оптимальное решение проблемы - полностью вывести строительную отрасль из-под действия 44-ФЗ и создать для нее отдельный закон о строительном подряде, - полагает кандидат технических наук, президент СРО НП «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок. - Сейчас «откаты» в регионах доходят до астрономических процентов от цены контракта. Если во главу угла будет поставлена не цена, а квалификационные требования к участникам конкурсных процедур, пространства для злоупотреблений станет значительно меньше. Кроме того, необходима независимая оценка, возможно, общественный контроль требований, предъявляемых как к будущему объекту, так и к исполнителям госзаказа.

Разработка отраслевого закона о государственных закупках с учетом мнения профессионального сообщества могло бы решить и главную проблему действующей системы госзаказа - отсутствие доверия строителей к процедурам выбора подрядчика как таковым и бытующее в строительной сфере мнение: «А зачем участвовать, когда уже и без нас все решено!»

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика