Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Репутация компании должна работать на развитие бизнеса

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Еще двадцать лет назад стандартизация в сфере услуг была экзотикой, а сегодня каждый руководитель знает, что такое ИСО-9001 и зачем он нужен. Специалисты заявляют о появлении целой линейки стандартов нового поколения. Бурное развитие информационных технологий превращает оценку нематериальных активов компании в эффективный инструмент повышения ее конкурентоспособности

Национальный стандарт «Оценка опыта и деловой репутации строительных компаний», утвержденный Росстандартом 17 апреля 2014 года, не имеет мировых аналогов и является одним из первых «стандартов нового поколения» в России. О создании и продвижении нового национального стандарта рассказывает генеральный директор Национального центра «Специальный ресурс», председатель Технического комитета (в составе Росстандарта) № 066 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» Владимир Шахов.

- С момента официального утверждения национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации строительных компаний» прошло полгода. Какие ощущения у разработчиков и инициаторов от первых шагов «стандарта нового поколения» в публичном поле? Может быть, есть первые результаты?

- Разумеется, о результатах пока говорить рано, а вот ощущения от первых шагов уже действительно есть. Мы видим реакцию экспертного сообщества, получены первые отзывы, и часть из них опубликована в СМИ.

Люди просто не верят в возможность честного, открытого ведения бизнеса в России

Должен признаться, мы очень внимательно прислушиваемся к реакции рынка. Поступающие мнения условно можно разделить на две группы: от признания необходимости до полного отрицания перспектив. Одни говорят: «Да, это нужно рынку», другие - «Нет, это не пройдет». При этом отрицание никак не связано с разработанной методикой оценки деловой репутации и самим стандартом, люди просто не верят в возможность честного, открытого ведения бизнеса в России. Очевидно, здесь сказывается исторический опыт, затянувшейся переходный период в экономике, плюс наша специфическая российская ментальность… С другой стороны, предприниматели, экономисты, чиновники внутренне понимают, что было бы хорошо, если бы это было так. Потребность в открытой работе, честной конкуренции назрела и многими осознана. Здесь вопрос готовности: готовы ли государство и рынок сделать первый шаг в этом направлении.

- Владимир Михайлович, у инициаторов разработки национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации» были какие-то конкретные цели или эта работа носит скорее методический и научный характер?

- Чтобы говорить о будущем, вернемся к началу. Несколько десятков лет назад один крупный чиновник в разговоре сказал: «Двадцать лет я работал на свою репутацию, и теперь репутация будет работать на меня, пока я не споткнусь».

В результате командной работы появились национальный стандарт и система сертификации

Именно тогда у меня возникла идея создать инструмент, способный выявлять репутационные показатели субъекта деятельности. А несколько лет назад я встретил единомышленников в саморегулируемой организации «Строительный ресурс», которым удалось сформулировать необходимость учета репутационных показателей для нужд строительной отрасли. В сфере услуг - а строительство относится к услугам - оценка качества конечного продукта носит прогнозный характер, и оценка опыта и деловой репутации компании как раз позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать, что ты получишь «на выходе» от данного конкретного субъекта. В результате большой командной работы появились национальный стандарт и система сертификации. Я считаю, что их создание имеет вполне прагматический характер, так как получение исчислимых показателей опыта и деловой репутации может быть использовано и заказчиком, и потребителем строительных услуг при принятии конкретных решений.

- Инструмент создан. Что дальше?

- Следующий шаг - за внедрением. Понимаете, мы не изобрели ничего нового. Всегда была репутация поставщика - «плохая», «хорошая», «никакая». Чтобы навести справки о компании, узнать, как ее оценивают коллеги и потребители, мы обычно консультируемся с людьми, которым доверяем, с другими источниками информации. Продолжая бытовую аналогию, мы прекрасно понимаем, что при внедрении нового стандарта ключевое значение будет иметь репутация, как самого стандарта, так и держателя системы сертификации. Сегодня участникам рынка требуются дополнительные гарантии объективности оценки, то есть людям недостаточно наличия самого сертификата качества, необходимо подтвердить качество самого сертификата. В нашем случае, в случае оценки опыта и деловой репутации, должны быть какие-то дополнительные возможности эту оценку проверить и подтвердить.

Репутация должна стать частью капитализации

Сейчас мы работаем над созданием межведомственной репутационной комиссии, в которой хотим объединить участников рынка, представителей министерств и ведомств, заинтересованных в развитии репутационно-ориентированного бизнеса, добросовестной конкуренции и формировании благоприятных условий для компаний, настроенных на качественную и долгосрочную работу на российском рынке. Такая репутационная комиссия могла бы заниматься не только разработкой механизмов поддержки добросовестной конкуренции и унификацией законодательных требований к участникам госзаказа, но и продвигать необходимость учета нематериальных активов при оценке субъектов предпринимательской деятельности. Если мы хотим повышения качества услуг, нам нужно мотивировать бизнес на внедрение и исполнение соответствующих стандартов. Репутация должна стать частью капитализации. Если на национальном уровне будет создана репутационная комиссия, она сможет выступать гарантом «чистоты» применения стандарта оценки деловой репутации, рассматривать спорные ситуации, и жалобы в том числе.

К сожалению, «лихие 90-е» существенно подорвали общественное доверие к сертификации как таковой, и здесь требуются дополнительные усилия. Возглавить репутационную комиссию мы предложили Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии. Если данное предложение будет поддержано, встанет вопрос о наполнении этой комиссии деятельными и авторитетными членами, готовыми оказывать реальную поддержку участникам рынка, для которых деловая репутация - это не пустой звук.

- Желаем успеха в Ваших начинаниях и инициативах. Будем ожидать появления стандартов оценки опыта и деловой репутации для других отраслей.

- Спасибо.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии