Конституционный суд «освободил» авиакомпании от пенсионных взносов

Конституционный суд России постановил, что Пенсионный фонд не должен взыскивать с авиакомпаний дополнительные взносы за 2010 год.

Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности положений статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» стали запросы Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края.

Они рассматривали иски авиакомпаний ОАО «Владивосток Авиа» и ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы», которые оспаривали, в частности, решения пенсионного фонда, оштрафовавшего авиаперевозчиков за нарушение  законодательства о страховых взносах.

В результате внесенных 23 декабря 2010 года изменений в Закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (вступили в силу 27 декабря 2010 года) был отменен лимит базы для начисления взносов, сверх которого платежи не взимались. База начисления возросла, и выплаты увеличились. При этом новая система расчетов вводилась с 1 января 2010 года. На момент принятия изменения авиакомпании уже совершили выплаты страховых взносов за 2010 год. Ввиду изменений законодательства авиаперевозчикам дополнительно начислили страховые взносы, также они привлечены к ответственности за недоплату страховых взносов на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей.

По мнению заявителей, введением нового порядка исчисления взносов с 1 января 2010 года придается обратная сила закону, ухудшающему положение плательщиков взносов, что противоречит статье 57 Конституции РФ.

Суд постановил, что Конституционное право на социальное обеспечение включает право граждан  на получение пенсии. Условия и порядок предоставления пенсий определяются законом. При этом не исключается  создание дополнительных форм соцобеспечения.

В связи с особыми условиями труда членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, им установлена ежемесячная доплата к пенсии. 

Лимит базы для начисления страховых вносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей был введен с 1 января 2010 года при реформировании единого социального налога.

В результате с июля 2010 года возникла угроза полного прекращения поступления взносов в пенсионный фонд, что могло привести к снижению размера самой доплаты. Восстанавливая прежнее правовое регулирование и отменяя лимит базы для начисления страховых вносов, федеральный законодатель расценил, что размер ежемесячной пенсии напрямую зависит от суммы взносов.

Дабы не допустить ущемления прав членов летных экипажей на дополнительное соцобеспечение, система расчетов была распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Правовое регулирование было направлено на защиту социальных прав указанной категории работников и не может рассматриваться как противоречащее Конституции РФ.

Одновременно увеличилась финансовая нагрузка на плательщиков взносов. Она потребовала от работодателей дополнительных расходов.

Таким образом, при повышении размера выплат была придана обратная сила закону, ухудшающему положение тех, кто должен совершать платежи.

Кроме того, федеральный законодатель создал ситуацию, при которой добросовестные плательщики взносов оказались должниками. Тем самым нарушены «не только принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, но и запрет на привлечение к ответственности за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением», установил суд.

«Таким образом, оспариваемая норма не соответствует Конституции в той мере, в какой она придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков правилам определения базы для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей», - говорится в тексте решения.

Постановление КС РФ должны учесть при рассмотрении дел заявителей.

Материалы по теме
Комментарии