Пригородные поезда исчезнут или станут элитным транспортом

 пригородные электрички Юлия Чулкова для ОК пригородные электрички
Государство не может договориться с РЖД о компенсации убытков, и из-за этого цены на проезд в пригородных электричках поднимаются

Проезд в пригородных электричках – это удобно и сравнительно недорого. Многие предпочитают добираться из Петербурга в населённые пункты Ленинградской области и обратно именно на этом виде транспорта. Однако ввиду того что государство не желает покрывать убытки железнодорожников, возникающие из-за социальных цен на билеты, вскоре этот вид транспорта может подорожать, а то и совсем исчезнуть. Другие регионы столкнулись с такой же проблемой. Так, проезд пенсионеров в пригородных электричках может и вовсе уйти в прошлое уже в следующем году. Ведь без льгот поездки будут не по карману большинству пожилых людей. Да и остальные пассажиры, вероятно, предпочтут маршрутки и автобусы. Пока ещё удаётся водить людей за нос – например, июньское повышение цен назвали уменьшением скидки  – но всему ведь есть предел. Дать за дорогой билет кассиру по лицу – вот так выражается народное недовольство.

Проезд в пригородных электричках как роскошь

Социальные тарифы на проезд в пригородных электричках назначены были государством давно. Но конфликт с РЖД возник именно сейчас, так как в конце следующего года организация перестанет получать федеральные субсидии. Это значит, что доход от перевозки пассажиров никак не покроет затраты железнодорожников. 

У Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК), дочки РЖД, которая в том числе занимается перевозками в Петербурге и Ленобласти, расходы составляют несколько сотен миллионов рублей. Не исключено, что если власти не достигнут компромисса с компанией, её ждёт банкротство. Хуже всего, что перестанет действовать льготный проезд пенсионеров в пригородных электричках. Ведь для многих из них дача или участок в садоводстве – главная отдушина в жизни.

Пока этого не случилось, в СЗППК пригрозили сократить количество поездов. Это касается только Новгородской и Псковской областей, а также Карелии. Но на очереди стоят и Петербург, и Ленобласть.

РЖД хотят денег, а чиновники – посмотреть на документы о растратах

Глава РЖД направил письмо в правительство Ленобласти. Пока что о решениях сторон ничего не известно.

Ситуация в Ленобласти с пригородными перевозками отличается тем, что в прошлом году цены на проезд в пригородных электричках здесь повысили, после чего власти перестали компенсировать убытки. Получилось, что приехать из Ленобласти в Петербург стало дороже, чем в обратном направлении. 

Ситуацию пытались выровнять, введя скидку, но долго эта мера не продержалась. Как объяснили в ОЖД, отрегулировать стоимость проезда из Ленобласти можно лишь в том случае, если власти компенсируют выпадающие доходы.

Но власти, похоже, не торопятся идти навстречу железнодорожникам и заняли твёрдую позицию. На это у них есть своя причина: ОЖД и её дочерние компании не хотят предоставлять отчётность о своей деятельности. А значит, нельзя с уверенностью сказать, на что и в каком объёме идут затраты и каковы реальные убытки. Вообще ОЖД – одна из самых непрозрачных для государства российских структур.

Война «зайцам» и комфорт – источник доходов

Одна статья расходов и сумма затрат на неё, по крайней мере, известна достоверно. Это плата за пользование инфраструктурой, проще говоря, рельсами и шпалами. Это не совсем справедливо, учитывая, что за использование общих дорог автоперевозчики не платят ни копейки. Чтобы создать равные условия, государство компенсировало эти затраты. На прошлый и нынешний год оно выделило ОЖД по этой статье 25 млрд рублей.

Когда эту субсидию отменят, несложно представить, что пригородные поезда не смогут функционировать в прежнем режиме. Либо электричек станет меньше, либо поездки в пригород Петербурга подорожают

– Повышение цены за проезд, конечно, не понравится ни одному губернатору, – считает аналитик ИК «ЛенМонтажСтрой» Дмитрий Кумановский. – Но железнодорожники могут пойти на это, чтобы надавить на власти. В самых крайних случаях дело может закончиться исками в суд от железнодорожных компаний к регионам. Но в урегулировании конфликта заинтересованы обе стороны. Здесь можно найти компромисс. Например, Петербург и Ленобласть могли бы совместно субсидировать СЗППК, при этом заменив часть наименее востребованных пригородных направлений другим общественным транспортом. Вместе с тем железнодорожникам не мешало бы не только ждать субсидий от государства, но и постараться сделать пригородные электрички более конкурентоспособными за счёт улучшения качества сервиса. Лишние деньги также можно найти, объявив войну «зайцам».

 
Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Что вас больше всего беспокоит в современном школьном образовании?
Реклама