Пригородные поезда исчезнут или станут элитным транспортом

 пригородные электрички Юлия Чулкова для ОК пригородные электрички
Государство не может договориться с РЖД о компенсации убытков, и из-за этого цены на проезд в пригородных электричках поднимаются

Проезд в пригородных электричках – это удобно и сравнительно недорого. Многие предпочитают добираться из Петербурга в населённые пункты Ленинградской области и обратно именно на этом виде транспорта. Однако ввиду того что государство не желает покрывать убытки железнодорожников, возникающие из-за социальных цен на билеты, вскоре этот вид транспорта может подорожать, а то и совсем исчезнуть. Другие регионы столкнулись с такой же проблемой. Так, проезд пенсионеров в пригородных электричках может и вовсе уйти в прошлое уже в следующем году. Ведь без льгот поездки будут не по карману большинству пожилых людей. Да и остальные пассажиры, вероятно, предпочтут маршрутки и автобусы. Пока ещё удаётся водить людей за нос – например, июньское повышение цен назвали уменьшением скидки  – но всему ведь есть предел. Дать за дорогой билет кассиру по лицу – вот так выражается народное недовольство.

Проезд в пригородных электричках как роскошь

Социальные тарифы на проезд в пригородных электричках назначены были государством давно. Но конфликт с РЖД возник именно сейчас, так как в конце следующего года организация перестанет получать федеральные субсидии. Это значит, что доход от перевозки пассажиров никак не покроет затраты железнодорожников. 

У Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК), дочки РЖД, которая в том числе занимается перевозками в Петербурге и Ленобласти, расходы составляют несколько сотен миллионов рублей. Не исключено, что если власти не достигнут компромисса с компанией, её ждёт банкротство. Хуже всего, что перестанет действовать льготный проезд пенсионеров в пригородных электричках. Ведь для многих из них дача или участок в садоводстве – главная отдушина в жизни.

Пока этого не случилось, в СЗППК пригрозили сократить количество поездов. Это касается только Новгородской и Псковской областей, а также Карелии. Но на очереди стоят и Петербург, и Ленобласть.

РЖД хотят денег, а чиновники – посмотреть на документы о растратах

Глава РЖД направил письмо в правительство Ленобласти. Пока что о решениях сторон ничего не известно.

Ситуация в Ленобласти с пригородными перевозками отличается тем, что в прошлом году цены на проезд в пригородных электричках здесь повысили, после чего власти перестали компенсировать убытки. Получилось, что приехать из Ленобласти в Петербург стало дороже, чем в обратном направлении. 

Ситуацию пытались выровнять, введя скидку, но долго эта мера не продержалась. Как объяснили в ОЖД, отрегулировать стоимость проезда из Ленобласти можно лишь в том случае, если власти компенсируют выпадающие доходы.

Но власти, похоже, не торопятся идти навстречу железнодорожникам и заняли твёрдую позицию. На это у них есть своя причина: ОЖД и её дочерние компании не хотят предоставлять отчётность о своей деятельности. А значит, нельзя с уверенностью сказать, на что и в каком объёме идут затраты и каковы реальные убытки. Вообще ОЖД – одна из самых непрозрачных для государства российских структур.

Война «зайцам» и комфорт – источник доходов

Одна статья расходов и сумма затрат на неё, по крайней мере, известна достоверно. Это плата за пользование инфраструктурой, проще говоря, рельсами и шпалами. Это не совсем справедливо, учитывая, что за использование общих дорог автоперевозчики не платят ни копейки. Чтобы создать равные условия, государство компенсировало эти затраты. На прошлый и нынешний год оно выделило ОЖД по этой статье 25 млрд рублей.

Когда эту субсидию отменят, несложно представить, что пригородные поезда не смогут функционировать в прежнем режиме. Либо электричек станет меньше, либо поездки в пригород Петербурга подорожают

– Повышение цены за проезд, конечно, не понравится ни одному губернатору, – считает аналитик ИК «ЛенМонтажСтрой» Дмитрий Кумановский. – Но железнодорожники могут пойти на это, чтобы надавить на власти. В самых крайних случаях дело может закончиться исками в суд от железнодорожных компаний к регионам. Но в урегулировании конфликта заинтересованы обе стороны. Здесь можно найти компромисс. Например, Петербург и Ленобласть могли бы совместно субсидировать СЗППК, при этом заменив часть наименее востребованных пригородных направлений другим общественным транспортом. Вместе с тем железнодорожникам не мешало бы не только ждать субсидий от государства, но и постараться сделать пригородные электрички более конкурентоспособными за счёт улучшения качества сервиса. Лишние деньги также можно найти, объявив войну «зайцам».

 
Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама