«Последовательность действий, которая может привести к смерти человека»
Напомним, уже около года в России действует спорный «Закон о создании реестра запрещенных сайтов». Его введение активно обсуждалось и интернет-пользователями, и теми, кто работает в сети. В последствии, когда закон начали применять, проблем стало только больше. В «черный список» попадали и соцсетки (случайно!), и юмористический портал «Луркморье», и даже некоторые статьи в «Википедии». Новый всплеск возмущения вызвала информация, которая просочилась в СМИ из неизвестных источников. Если верить этим данным, то в скором времени Роскомнадзор, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Роспотребнадзор обнародуют совместный приказ, который расширяет основания для включения сайтов в черный список.
Поясним: в целом правоотношения в области информации и информационных технологий регулирует федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Так же имеет отношение к этой области и закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ, в котором речь идет о госполитике в сфере защиты детей от вредной информации. И, наконец, упомянутый выше «Закон о создании реестра запрещенных сайтов» позволяет чиновникам вносить ресурсы или отдельные страницы на них в черный список.
Роскомнадзор, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Роспотребнадзор до сих пор искали материалы о педофилии, насилии, наркотиках, детской порнографии, способах и призывах к суициду. Теперь в список могу вносить и материалы, которые вообще каким-либо образом касаются самоубийств, причем сформулирован этот момент крайне интересным образом: «материалы, изображающие любую последовательность действий, которые могут привести к смерти человека».
Специалист Центра безопасного интернета Александр Шалин отмечает, что под такую формулировку можно подвести и потребление пищи, и саму жизнь как таковую. Действительно, подобные формулировки дают госведомствам полномочия вмешиваться в деятельность практически любых интернет-ресурсов. А ведь именно в этом очень многие подозревали законодателей еще на этапе самых первых разработок законопроекта о реестре запрещенных сайтов.
Между тем, в странах Евросоюза тоже есть практика создания черных списков. Правда, занимаются этим, как правило, общественный организации. Это важный момент, поскольку иначе можно говорить о «диктатуре чиновников», что и происходит в России. Даже у OK-inform уже был опыт внезапного известия о том, что на каком-то стороннем форуме пользователь написал экстремистское сообщение со ссылкой на наш ресурс. В то же время, непосредственно на нашем сайте никакой экстремистской информации, разумеется, не располагалось. Однако претензии были предъявлены и к нам. Хорошо, что дальше претензий не зашло, и ни в какой «черный список» OK-inform не попал, иначе это была бы мало приятная для редакции ситуация. Но с учетом активной доработки ограничивающих законов, видимо, и она не за горами.