Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

ЦБ раскрыл террористическую сеть, или Преступление без наказания?

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Действия Центрального Банка РФ вот уже на протяжении двух лет будоражат нервы вкладчиков, акционеров, клиентов кредитных организаций с расчетными счетами, политиков, чиновников, аудиторов и зарубежных экономических наблюдателей. Невозмутимый и неотвратимый Центробанк раз в неделю появляется в свете софитов и объявляет об очередном отзыве лицензии у очередных российских кредитных организаций

Еженедельно два-три банковских топ-менеджера отправляются во внеочередной бессрочный отпуск, а, заодно, и в «черный список ЦБ», освободив кресло управляющего для временной администрации. В некотором смысле к этому уже привыкли. Более того, предприниматели активно учатся жить в новых условиях. Прогнозировать, предсказывать и предугадывать по косвенным признакам, кто будет следующий, абсолютно бесполезно. Никто еще ни разу не угадал, но, может быть, так и задумано?..

Отметим, что сами банкиры, в общем, не против оздоровления банковской системы. Если нужно сократить количество игроков, то при нынешних условиях и степени управляемости рынка сделать это совсем не сложно. Вопрос в другом. Действия регулятора, конечно, могут иногда носить несколько несистемный характер, но и такие действия в любом случае должны быть соразмерны объему его собственных полномочий.

Одинокий борец с мировым терроризмом

В результате публичного мониторинга, проведенного изданием «Общественный контроль», выяснилось, что российский финансовый мегарегулятор, судя по всему, решил возглавить борьбу с мировым терроризмом.

Посудите сами. С 1 июля 2013 года по 15 июля 2015 года лицензии были отозваны у 178 банков, из них 72 кредитных организации были лишены права заниматься банковской деятельностью из-за нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, сотрудники ЦБ на глазах российских и зарубежных наблюдателей выявили и закрыли на территории Российской Федерации целую сеть из 72 кредитных организаций, связанных с преступной деятельностью и финансированием терроризма. Усилиями ЦБ из оборота были выведены и «заморожены» 262 млрд рублей*, которые, по мнению регулятора, работали в интересах террористов и преступных группировок. Эта «борьба» активно продолжается, и количество банков, лишенных лицензии за нарушения по 115-ФЗ, растет с каждой неделей.

Можете представить себе шок законопослушного европейского инвестора, который вдруг узнает, что 40% российской банковской системы связано с финансированием терроризма?! Но и это еще не все. Согласно отчетности ЦБ РФ, государственные банки тоже не стоят в стороне - за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП) неоднократно привлекались к административной ответственности ОАО «Сбербанк России» и ЗАО «Банк ВТБ 24». За 2013-2014 годы в Сбербанке такие нарушения были выявлены 26 (!) раз и дважды - в ВТБ-24.

О чем молчат силовики

Согласно ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ, «при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связанны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией». Т. е. после завершения финансового расследования «при наличии достаточных оснований» ЦБ обязан направить информацию о выявленных нарушениях в правоохранительные органы. Далее следует ожидать соответствующего процессуального решения и предварительного расследования уголовного дела.

Очевидно, что по результатам выявленных ЦБ РФ нарушений 115-ФЗ следовало бы ожидать не менее 72 уголовных дел и соответствующих судов - если не над менеджерами и акционерами банков, то хотя бы над клиентами кредитных организаций, участвующих в отмывании денег и финансировании террористов. Но вот незадача: по данным самого ЦБ, по ст. 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств, приобретенных преступным путем») за последнее десятилетие было возбуждено всего два уголовных дела, причем одно из них - в далеком 2006 году.

В чем же дело? Почему бездействуют правоохранительные органы, ФСБ и Прокуратура РФ, на которую возложен надзор за исполнением 115-ФЗ? Где десятки уголовных дел и многочисленные «посадки» отмывальщиков преступных средств и пособников терроризма?

Источник издания, работающий в силовых структурах, пояснил «Общественному контролю» на условиях анонимности, что активное применение Центробанком 115-ФЗ при отзыве лицензий поначалу вызывало у силовиков массу вопросов.

«Сначала реагировали очень жестко: как же так? Мы ничего не знаем, а ЦБ нашел террористов прямо у нас под носом?! Но потом привыкли и стали относиться к сообщениям в прессе с юмором - мол, посмотрите, ЦБ очередных террористов поймал», - рассказал собеседник издания.

Правда, со временем действия регулятора, который имеет право ни с кем их не согласовывать, начали существенно мешать оперативной работе. «Заморозка счетов одного участника группы рвет все связи. Банки не работают сами по себе, в каждом регионе это довольно сложная система взаимных обязательств и расчетов. Отзыв лицензии ударяет по целому ряду игроков, связи рвутся, и их дальнейшее отслеживание становится невозможным… нужно начинать все сначала», - посетовал оперативник.

Юридический аспект

Неумолимость юридической логики ставит под вопрос либо компетентность правоохранительных органов, либо обоснованность действий ЦБ.

Давайте разберемся. Допустим, ЦБ выявил операции, имеющие признаки отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Допустим, он сообщил об этом в правоохранительные органы. Допустим, правоохранительные органы провели доследственную проверку. Результатов такой проверки может быть всего два.

Если в результате следственных действий признаки отмывания средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма подтвердились, то должно быть возбуждено уголовное дело, и лица, участвующие в данной деятельности, должны быть привлечены к ответственности.

Если в результате проверки отмывание средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма не подтвердилось, то лицензия у банка не может быть отозвана по данному основанию. Третьего не дано.

На фоне публичной правительственной кампании по борьбе с коррупцией ситуация, при которой 72 кредитных организации, по мнению ЦБ РФ, участвовали в финансировании терроризма и преступной деятельности, но ни одного физического лица к ответственности не было привлечено, может быть истолкована двояко: либо у правоохранительных органов отсутствуют достаточные основания для возбуждения уголовных дел, либо автоматически напрашивается подозрение в наличии «некой мотивации» к тому, чтобы ими не заниматься - что очень и очень маловероятно в такой ситуации и таком масштабе. Но тогда напрашивается вывод о наличии этой самой «некой мотивации» у кого-то в недрах мегарегулятора - по аналогии с дьяволом, который всегда в деталях.

После сказанного

Конечно, страшные выводы о масштабах финансирования террористов и коррупции в правоохранительных органах, которые можно сделать на основании статистики ЦБ, действительности не соответствуют. Но попробуйте это объяснить зарубежным наблюдателям или нашим гражданам, которые не разбираются в административных нюансах деятельности российского мегарегулятора.

Причисляя каждого третьего банкира к террористам и преступникам, мы сами зачищаем свою собственную территорию для чужих игроков и даем дополнительные козыри для всех этих инициаторов санкций в отношении российской экономики.

Эксперты с телевизионных экранов уже несколько лет пытаются нам объяснить, что финансовые рынки - дело тонкое и требующее особой квалификации. Так неужели среди 60 тысяч сотрудников ЦБ не найдется нескольких специалистов, которые предложат менее разрушительный инструментарий для выполнения плана по сокращению российских кредитных организаций?

Пока готовилась публикация, лицензии были отозваны еще у 7 банков. Суммарный объем их активов на момент отзыва лицензии составляет 68 млрд 510 млн рублей.

*суммарный объем активов на момент отзыва лицензии у 72 кредитных организаций, которые лишились лицензии с формулировкой по 115-ФЗ, составил 262 млрд 236 млн рублей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, логист, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии