Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург +7 погода в Петербурге
Доллар 58
Евро 55.93
Юань 8.09

Новые ПДД лишат детей культпоходов и дальних поездок

 Фото: Виталий Безруких/РИА Новости Фото: Виталий Безруких/РИА Новости Минтранс ужесточил требования к коллективной перевозке детей. Нововведения многие специалисты называют невыполнимыми и считают, что групповой детский отдых будет под вопросом

С 1 июля 2015 года вступили в силу новые правила перевозки детей в автобусах, еще более ужесточающие уже существующие с января 2014 года Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177.

Новые Правила обязывают перевозчиков и сопровождающих лиц жестко следовать обязательной схеме маршрута перевозки, иметь набор пищевых продуктов в случае нахождения детей в пути более 3 часов, а при перевозке детей организованной транспортной колонной при маршруте следования более тех же 3 часов необходимо присутствие медработника. Кроме того, автобус должен быть оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Правила предусматривали еще один жесткий пункт - о том, что автобусы должны быть не старше 10 лет, однако под давлением ряда профильных министерств и Ростуризма это требование было пока отложено на полтора года.

Эксперты в области организации детского образования и отдыха критикуют новые правила и считают, что непродуманные нововведения вынудят взрослых вообще отказаться от оформления коллективных поездок либо будут делать это нелегально через «левых» автоперевозчиков, что еще более усугубит крайне тревожную ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Как рассказали «Общественному контролю» педагоги и члены родительского комитета из нескольких школ Петербурга, уже с начала действия правил - то есть с января 2014 года - классные руководители начали отказываются от коллективных поездок в музеи, театры, в бассейн, в ближайшие пригороды.

«Раньше мы арендовали автобус, который доставлял детей до пункта назначения - например, в определенное время забирал детей от школы и довозил до бассейна, где проходили уроки физкультуры, а потом они так же возвращались. Было удобно и безопасно. Затем пришлось отказаться от автобуса, поскольку получасовая поездка требовала оформления такой горы документов, включая страховку, что легче было везти детей на общественном транспорте. Потом учителя сами стали возить своих подопечных на выставки и в музеи - оказалось, что заказать “правильный” автобус требует не только волокиты, но и денег. Те автопредприятия, которые выполняли все требования, начали заламывать цены, восполняя издержки на тахометры и прочие ГЛОНАСС, поскольку многие перевозчики вообще решили не связываться с детскими перевозками при таких условиях. Но неужели культпоход класса из 20-30 человек в переполненной маршрутке с пересадками в метро и пешком по улицам безопаснее, чем поездка на автобусе? - возмущаются педагоги и родители. - Мы вынужденно отказались от ежемесячных поездок в музеи, на пикники, в ближайшие пригороды Петербурга. Школе и родителям дорогие автобусы и бюрократию не потянуть. А теперь еще добавились расходы на питание и медработника».

В другой школе детей теперь перевозят нелегально, арендуя полуразвалившиеся, но дешевые автобусы, потому что одновременно закупить 20 мест в рейсовый автобус, отправляющийся в музей в Ленобласти, затруднительно.

«Мы ехали до Выры в Гатчинском районе, где находится музей, в маршрутном автобусе около трех часов - на трассе было ДТП. Дети буквально висели на поручнях, было душно и неудобно, на них огрызались пассажиры. В итоге я едва не потеряла двух учеников - не успела всех собрать при выходе. Такой способ перевозки больше устраивает Минтранс? - ругается учительница Лариса Новожилова. - Мы хотели арендовать “правильный” автобус, но нам заломили такую цену, что большинство родителей предпочли отказать от поездки вообще».

Еще в одной школе рассказали, что просят родителей-автомобилистов развозить детей после мероприятий, «распихивая» их по машинам едва ли не методом бутерброда.

Недовольны и организаторы детского отдыха. Ведущие эксперты в области детского туризма рассказали, насколько новая версия Правил соответствует нынешней действительности в сфере детского туризма.

Как считает руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич, «Минтранс подготовил плохой проект Правил, не согласовав его ни с одним ведомством, занимающимся туризмом - ни с Минкультуры, ни с Минобрнауки, ни с Ростуризмом. Через полтора года все равно придется как-то решать этот вопрос. Ведь хороший туристский автобус стоит 15-20 млн рублей, а в регионах таких денег нет. Чиновники думают, что коммерсанты жалеют деньги, но ведь очень много «дальних» автобусов принадлежат бюджетным организациям (детдомам, школам и др.), откуда им взять такие средства в период кризиса? Если государство очень хочет иметь относительно молодой автобусный парк в стране, оно должно такую программу финансировать».

По мнению представителей туротрасли, школьники в регионах и вовсе останутся без дополнительного образования, посещения театров, поездок в детские лагеря. «Есть старенький Икарус или какой-то Лиаз - ему и рады», - говорят в Ростуризме.

Множество нареканий вызывают и новые требования к организации поездок. Например, запрещено менять схему маршрута. А если это поездка по городу с учетом пробок? Или вынужденный объезд каких-то неудачных преград на маршруте? Ограничение по времени тоже выглядит весьма странно: с 23 до 6 часов утра. Получается, что если автобус застрял в пути и опоздал до 23 часов, то надо стоять вдоль обочины и ждать рассвета? А если событие происходит на Севере, зимой?..

Между тем Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова сообщила ОК-inform, что не сталкивалась с жалобами родителей или педагогов на трудности, связанные с организацией коллективных детских поездок. Она убеждена, что безопасность детей должна быть приоритетом, и если нет возможности ее обеспечить, то лучше вообще не рисковать и отложить поездку. Правда, правозащитник не уточняет, как быть с безопасностью в вынужденных нелегальных турах или в самостоятельных путешествиях на перекладных.

«Любые правила должны быть разумными, а ограничения - обоснованными. Безусловно, безопасность - это главное, но должен быть и здравый смысл», - считают эксперты.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», 26 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии