Путин и Обама повстречались не на ногах
Под конец форума президенты России и Соединенных Штатов все-таки поговорили о ситуации на Ближнем Востоке с глазу на глаз, но каждый остался при своих. При этом Вашингтон смог перетянуть на свою сторону больше половины членов «двадцатки», которые одобрили «крестовый поход» против Башара Асада.
Второй день саммита начался с важного заявления для россиян. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец сообщила журналистам, что будет «последовательно отстаивать» материнский капитал и после 2016 года (накануне министр финансов Антон Силуанов заявил, что через три года гражданам России, скорее всего, придется распрощаться с этой мерой поддержки).
Официальная программа встречи «двадцатки» продолжилась беседой лидеров стран G20 с представителями деловых кругов и профсоюзов, на которую опоздали канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. Президенту РФ Владимиру Путину пришлось оправдываться за коллег:
- Мы вчера очень поздно закончили, где-то уже в полтретьего ночи.
Профсоюзы предложили лидерам «двадцатки» разработать общий план создания рабочих мест и ввести глобальный налог на финансовые операции. Президенты и премьеры благосклонно восприняли советы представителей трудящихся. Путин напомнил, что эффективная политика на рынке труда всегда является результатом договоренностей между работодателями и профсоюзами при посредничестве государства.
- Если баланс достигнут, то почти наверняка можно сказать, что эффективность управления будет высокой, - подчеркнул он.
После встречи с профсоюзами первые лица пообщались неофициально. При этом Барак Обама привлек внимание журналистов демократичным бумажным стаканчиком с чаем в руках.
Неформальное общение настолько понравилось лидерам G20, что второе рабочее заседание началось с более чем часовым опозданием.
На заседании был принят «Санкт-Петербургский план действий» по поддержке мировой экономики.
- Для каждой страны в нем установлены среднесрочные цели по достижению дефицита бюджета, а также проведение всеобъемлющих структурных реформ, - пояснил Владимир Путин.
По собственному признанию Путина и Обамы, их беседа продлилась около 20 минут. Имеются в виду меры по регулированию рынка и налогообложения, развитию «человеческого капитала», модернизации инфраструктуры. Предполагается, что все это побудит инвесторов вкладывать средства в реальный сектор экономики.
Кроме того, главы государств G20 обязались к январю 2014 года достичь соглашения со всеми членами Международного валютного фонда по формуле расчета квот. Об этом говорится в итоговой декларации саммита. Дело в том, что осенью 2009 года на встрече «двадцатки» было решено передать 6% квот и голосов в МВФ развивающимся экономикам, что существенно увеличило бы долю стран БРИКС. Но это решение до сих пор не выполнено, так как не прошло ратификацию в парламентах ряда стран, включая США.
Лидеры «двадцатки» также выразили обеспокоенность в связи с замедлением экономического роста в ряде стран с формирующимся рынком. По их мнению, это «отражает изменчивость потоков капитала, более жесткие финансовые условия и волатильность цен на сырьевые товары, а также внутренние структурные проблемы».
Но главной темой встречи, безусловно, стала ситуация в Сирии, хоть изначально она и не значилась в повестке. Владимир Путин и Барак Обама все-таки встретились в кулуарах саммита и побеседовали на эту тему (двусторонняя встреча планировалась давно, но была отменена американцами после того, как Москва предоставила убежище беглому сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену). По собственному признанию Путина и Обамы, беседа продлилась около 20 минут.
- Мы повстречались сегодня, правда, не на ногах, а на другом месте мы с ним находились - сидя разговаривали, - сострил российский лидер.
Однако к общему знаменателю президенты не пришли.
- Мы оба согласились, что этот конфликт может быть решен только благодаря политическому переходу власти, как это было зафиксировано в женевском коммюнике. И мы должны двигаться вперед вместе, даже несмотря на то, что РФ, США и другие страны расходятся по вопросу применения химического оружия, - рассказал Обама на итоговой пресс-конференции.
Обама подчеркнул, что Вашингтон не планирует отказываться от военной операции против режима Башара Асада. Однако наземного вторжения не планируется.
Ангела Меркель призвала «обратиться к Международному уголовному суду и с его помощью разъяснить Асаду, что он совершает преступление». При этом американцы смогли привлечь на свою сторону больше половины членов G20. Одиннадцать стран (Австралия, Великобритания, Италия, Испания, Канада, Турция, Саудовская Аравия, США, Франция, Южная Корея и Япония) подписали отдельную резолюцию, в которой выразили уверенность, что войска Асада применяли химическое оружие и поддержали возможную военную операцию Соединенных Штатов.
В ответ Путин заявил, что категорически против силового решения проблемы выступили Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Италия, Китай, Россия и ЮАР.
- Высказался против боевых действий также генеральный секретарь ООН. И давайте не будем забывать о послании Папы Римского, который прямо заявил о недопустимости начала новой волны боевых действий, - подчеркнул президент РФ.
Особое мнение высказала Ангела Меркель. Она призвала «обратиться к Международному уголовному суду и с его помощью разъяснить Асаду, что он совершает преступление».
Тем не менее, Обама намерен 10 сентября обратиться к американцам из Белого дома по поводу Сирии. Не исключено, что он объявит о начале военных действий.
Напомним, что саммит G20 в Петербурге продолжался два дня - 5 и 6 сентября. На него были аккредитованы более 1800 журналистов. России председательство в «двадцатке» обошлось в 6 млрд рублей. Следующий саммит пройдет в Австралии.