Проскочить под разведёнными мостами – особый смак
За плечами у Александра Редько несколько лет работы в госинспекции по маломерным судам (ГИМС). Его верный напарник и друг – небольшой патрульный катер – за годы службы уже стал по-настоящему родным. Каждый день по несколько раз им вместе приходится бороздить водные просторы Невы и Финского залива и строго следить за порядком на этих самых просторах. Александр рассказывает, что порой обычный рейд превращается в настоящую погоню с мигалками и сиренами – боевик снимать можно! Причём догнать нарушителей, особенно тех, что «рассекают» на дорогих яхтах, иногда истинный подвиг. Ведь людям состоятельным законы нынче не писаны. «Общественный контроль» узнал, с какими ещё трудностями в этом сезоне сталкиваются сотрудники петербургской государственной инспекции по маломерным судам.
Адреналин и алкоголь приводят к трагедиям
– Попадаются суда вообще без спасательных средств, – рассказывает Александр Редько. – Бывает, на кораблях нет регистрационных номеров. Порой судовладельцы и вовсе встают за штурвалы скоростных катеров, будучи «в стельку» пьяными. Такие капитаны сродни камикадзе! При этом особый смак для них – проскочить под разведённым мостом, когда под пролётом идёт грузовое судно. Они не понимают, что такие «подвиги» зачастую заканчиваются трагически.
В крупных судоходных компаниях рассказывают: хулиганство на воде и отсутствие у капитанов документов на управление судами – лишь верхушка айсберга. Каждое лето в Северной Пальмире цветут как пионы весной нелегальные экскурсии. Зачастую частники, устраивая водные моционы для туристов, пренебрегают всеми мерами безопасности на воде. Ни спасательных жилетов, ни кругов они не закупают.
Из-за нарушителей погибло два ребёнка
В государственной инспекции по маломерным судам объясняют: современные реалии таковы, что нарушения и связанные с ними трагедии на воде стали делом обычным. Причём не только для Петербурга, но и вообще для всего Северо-Запада России.
Только в этом году на водных объектах региона произошло 86 происшествий, в результате которых погибло полсотни человек, в том числе два ребёнка. И это несмотря на то, что количество рейдов этим летом увеличили на 6,8%.
В частности, только в прошлом месяце спасатели и инспекторы ГИМСа выходили на патрулирование 1319 раз. Результат работы – 1807 протоколов об административных нарушениях.
Владельцам маломерных судов облегчили жизнь
Несмотря на сложившуюся печальную ситуацию и к радости судовладельцев, в этом году в России упростили законодательство в области маломерного судоходства. В апреле вступил в силу 36-й Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». По нему теперь обязательно нужно регистрировать лишь те плавсредства, вес которых превышает 200 кг, а мощность двигателя – свыше 8 кВт (это порядка 10,8 л.с.).
– То есть все гребные резиновые лодки, моторки теперь можно не регистрировать, – объяснил «Общественному контролю» заместитель территориального органа Северо-Западного Центра МЧС России Владимир Кудрявцев. – Рыбаки давно об этом мечтали. Чтобы выйти в плавание, им нужно было регистрировать свою лодку и получать номера.
Кроме этого, в ряде случаев отменяется процедура освидетельствования маломерных судов. Соответственно, отменяется и госпошлина за освидетельствование.
– На Северо-Западе на учёте состоят почти 337 тыс. маломерных судов, – отметил начальник отдела ГИМС Северо-Западного Центра МЧС России Владимир Чечулин. – С начала года зарегистрировано ещё более 13,5 тыс. Ясно, что их освидетельствование отнимало массу сил и энергии.
Упрощения законодательства коснулись лишь частных судов. Катера, занимающиеся коммерческой деятельностью, нужно регистрировать в Речном реестре.
Погоду и пострадавших транслируют в онлайн
В МЧС к нововведениям в законодательстве уже готовы. Говорят, что упрощения облегчат работу ведомства, но не жизнь нарушителей. Надзор на водных просторах был строгим и таковым останется. В помощь – ещё одно «ноу-хау» этого лета. Запускается новая система информирования населения о состоянии на водных объектах.
– Еженедельно на интернет-сайтах главных управлений будет появляться информация о количестве происшествий и пострадавших, – уточнил начальник отдела ГИМС Северо-Западного Центра МЧС России Владимир Чечулин. – Там же можно будет посмотреть оперативные данные о погодных условиях.
Напомним, 1 июня в подразделениях ГИМС МЧС России по субъектам Северо-Запада стартовал месячник безопасности на водных объектах. Наш собеседник, инспектор Александр Редько, как и все его коллеги, надеется, что акция принесёт свои плоды. И речь не только о маломерном судоходстве. Этим летом на Северо-Западе России откроют 355 пляжей, в том числе в Петербурге – 27 и в Ленобласти – 28. Сотрудники ГИМСа уверены, что это тоже добавит им работы.