Новая стратегия нацполитики способна лишь разжечь конфликты на национальной почве

Русские националисты фото: Андрей Петров для ОК Русские националисты
OK-inform проанализировал документ, который разрабатывали полгода

Новоиспеченный Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям на этой неделе утвердил «Стратегию государственной национальной политики России до 2025 года». Этот документ разрабатывался последние полгода. Стратегия, по идее, должна заменить «Концепцию государственной национальной политики России», которая была одобрена постановлением правительства в мае 1996 года и подписана Борисом Ельциным. OK-inform проанализировал, какова, на самом деле, российская национальная политика последних лет.

Между первой и второй перерывчик небольшой

Могут ли представители мусульманских народов судиться по шариату?

Сама заявка на новую стратегию вызвала интерес у неравнодушной общественности. Было решено распространить текст проекта по вузам, органам государственной власти и политическим партиям. Все сразу подметили: новая стратегия не только унаследовала родовые болезни старой, но и стала еще более путанной, противоречивой и не решающей ни одного актуального вопроса в своей области.

16 лет Россия жила по ельцинской концепции, которая определяла основные направления национальной политики России. Среди низ было развитие федеративных отношений, национальных культур и языков народов России, а также укрепление духовной общности россиян. Входило туда и обеспечение политической и правовой защищенности национальных меньшинств, и достижение мира и согласия на Северном Кавказе, и поддержка соотечественников из стран СНГ и Балтии.

В рамках концепции упускались действительно значимые элементы, но это объяснялось условиями времени Ельцина. Является ли мультикультурализм стратегией национальной политики России? Могут ли представители мусульманских народов судиться по шариату? Кто считается коренным народом, и имеет ли он права на недра своей земли, когда Декларация ООН о правах коренных народов, настаивающая на этом, Россией не подписана? Как согласуется право человека определять национальную принадлежность, прописанное в 26 статье Конституции, и разрешительная практика признания народов? Как понимать явное привилегированное положение РПЦ по отношению к другим религиозным объединениям и конфессиям? Как соотносятся уникальность нашей цивилизации с международным и трансграничным сотрудничеством?

Такой узкий подход в национальной политике, явно заимствованный из позднесоветского опыта, обходил «болевые точки» и стал причиной той ситуации, которая сложилась сейчас: с Мирзаевым, Кондопогой, беспорядками на Манежной площади, свадебными стрельбами и т.п.

Проблемы, озвученные в стратегии, это все те же, что звучали в 1996 году: соотечественники, Кавказ, развитие культуры и прочая необязывающая и вопиющая политкорректность.

Многие ожидали, что новая стратегия разрешит эти ключевые противоречия, а прокремлевские СМИ даже осмелились назвать ее «прогрессивной» и «смелой». В действительности эта Стратегия не только не расставила приоритеты в национальном вопросе, но и внесла еще больше путаницы, начиная с терминологии и заканчивая приоритетами. Основные же проблемы, озвученные в стратегии, это все те же, что звучали в 1996 году: соотечественники, Кавказ, развитие культуры и прочая необязывающая и вопиющая политкорректность.

Что есть нация?

Согласно классической теории, разработанной французскими мыслителями сразу же после Великой французской революции, нация есть сообщество граждан страны, являющихся коллективным сувереном и формирующее государство на определенной территории. В европейских нациях нет никаких этнических различий, все обладают единой национальностью, а вместо гражданства в визовых документах пишут «nationality». Нация не может быть в составе другой нации – отсюда справедливые требования татар, тувинцев и чеченцев того времени на суверенитет от России.

Большевики, не отягощенные глубокими академическими познаниями, называли нациями этносы, любые лингвистические и культурные группы, что сводило само понятие «нации» до уровня политтехнологического жульничества в борьбе с империализмом капиталистического мира через «право наций на самоопределение». В территориальном плане СССР это не угрожало: союз был государством, базирующимся на общей для всех народов-«наций» классовой идентичности.

Многонародная нация России, образовавшейся в 1991 году, вошла в конституцию как «многонациональный народ». После утраты классовой идеологии вопрос о нации и суверенитете встал остро, и сейчас как никогда нуждается в разрешении. И вместо того, чтобы возвращать к научно корректному пониманию нации в российском политическом сообществе, Стратегия 2012 года добавляет поверх новые определения, окончательно превращающие терминологическое поле в непроходимое болото, в котором можно ловить разве что случайные электоральные голоса.

Электоральную жадность вместо решения настоящих проблем видит Дмитрий Дубровский, директор программы «Права человека» факультета свободных искусств и наук СПбГУ и один из авторов программы «Толерантность».

Составителей не смущает, что нация многонациональной не бывает по определению, также как стратегия - многостратегичной.

- На мой взгляд, в ней есть серьезное противоречие, - прокомментировал он OK-inform. - С одной стороны есть последовательная политика на «гражданизацию»: мы убрали графу «национальность», убрали Министерство по национальной политике. При этом остаются другие инструменты. Я категорически не понимаю, зачем тогда государство спрашивает при проведении переписи о тех или иных национальных группах. В этом, на мой взгляд, есть серьезное противоречие». Он считает, что государство либо должно иметь дело с гражданами вообще, либо с национальными группами, а совмещая и то и другое в одном документе получается только сиюминутное удовлетворение непоследовательных требований «и наших, и ваших».

По запросам либеральной общественности появляется понятие «российская нация» - это многонациональный народ Российской Федерации. Составителей не смущает, что нация многонациональной не бывает по определению, также как стратегия - многостратегичной.

Появляются «коренные народы Российской Федерации» поверх «коренных малочисленных народов», но отличаются они почему-то не численностью, а «традиционным образом жизни», которые вторые ведут, а первые нет. И далее межнациональные и межэтнические постоянно смешиваются, переплетаются, окончательно превращая Стратегию в нерабочий документ.

Самые подозрительные положения Стратегии

Есть в документе сомнительные пункты, которые может и умаслят националистов, но, скорее всего, станут в перспективе конфликтными.

- Формулировка «русский и другие народы», которая постоянно употребляется авторами документами несовместима с «укреплением гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, - прокомментировал OK-inform культуролог Роман Багдасаров. - Фраза «объединяющая роль русского народа» также некорректна, потому что, если воля к объединению была только у русского народа, то такое «объединение» называется завоеванием, культурной экспансией и т.п. и к ныне существующей Федерации никакого отношения не имеет. Так, можно было ещё с грехом пополам рассуждать в Российской Империи, где «русский народ» понимался как название всех подданных. Однако, в отличие от Империи, Федерация это доброльное объединение народов, где нет и никогда больше не будет «первых среди равных».

Имеет смысл говорить о консолидирующей роли русского языка, который является родным далеко не только для русских. И сам факт русскости – очень сомнительный аргумент в пользу особых прав, претензия на которые закладывается в данной Стратегии подобными формулировками.

В отношение же мигрантов так и вовсе предлагается отказаться от этого термина, заменив его «мобильными гражданами». В концепции не раскрываются четкие шаги по достижению такого состояния общества, в котором мигранты и немигранты нашли бы взаимный мир (для чего еще нужна стратегия, если не для описания четких и конкретных шагов?). От того, что мигрантов переименовать в «мобильных граждан», «инофонов», «инотерриториалов» или каких-нибудь «трудовых номадов», социальная и криминальная обстановка, связанная с этой категорией лиц вряд ли измениться как по волшебству. Будет просто другое «ругательное» слово – «мобилы» вместо «мигрантов» - и на этом все реформы закончатся.

В той части, где озвучиваются практические шаги по нормализации обстановки, мы видим только «принять закон», «подготовить концептуальные документы», «усилить профилактику», «обеспечить замещение должностей».

В той части, где озвучиваются практические шаги по нормализации обстановки, мы видим только «принять закон», «подготовить концептуальные документы», «усилить профилактику», «обеспечить замещение должностей». То есть продолжать выполнять те действия, что и привели к написанию данной Стратегии – в условиях минимальной конкретики и определенности.

Первый заместитель председателя Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин все же фокусируется на положительных сторонах Стратегии и считает ее шагом вперед.

- Если мы вспомним 1991-93 годы, если мы вспомним самый страшный межнациональный конфликт, войну в Чечне, то станет понятно, что, когда наступил развал Советского Союза, национальному вопросу перестали уделять должного внимания, и это сразу отразилось на гражданских отношениях, - считает он. - Далее в 1996 году руководство страны, видимо, осознав бесперспективность силовых методов решения, удосужилось хотя бы поднять эту тему! Затем до 2011 года к национальной теме пришлось вернуться вновь уже на более серьезной основе. Была разработана основа национальной политики в российском государстве, которая внесена в Государственную Думу, и по ней идет сейчас обсуждение. Эти двадцать лет привели к тому, что национальному вопросу на таком очень высоком уровне придали такое значение.

Этот факт - хороший знак и неплохое начало для совершенствования законодательства в национальном вопросе.

Материалы по теме

Коренные малочисленные народы мешают корпорациям добывать нефть и алмазы.

Материалы по теме
Два Крещения Фоторепортаж 
Комментарии
Опрос
Повышение каких цен опустошит ваш кошелек?
Реклама