Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 76.44
Евро 90.45
Юань 1.14

Связанные одним рейсом

 Фото: pexels.com Фото: pexels.com Ужесточения наказания за авиадебоши ожидают уже этой осенью - Госдума не будет тянуть с принятием рекомендованного лично Путиным закона. Однако ЧП на борту с неадекватными пассажирами случаются как минимум ежемесячно. Значит, до принятия долгожданного закона у тысяч пассажиров есть шанс испытать в полете неприятные ощущения

Хулиганы, дебоширы, хамы, истерички всех мастей газет не читают и телевизор, похоже, не смотрят. Иначе гражданин, умудрившийся устроить пьяный дебош на борту лайнера Пекин - Москва аккурат после встречи президента России с главой «Аэрофлота» по поводу ужесточения наказания для таких, как он, прославился бы меньше. Хотя и ему повезло: мужчина оштрафован всего на тысячу рублей. За то, что из-за его буйного нрава самолет совершил вынужденную посадку, полторы сотни людей испытали стресс, их планы были нарушены, а экипажу пришлось не только вступать в схватку с пьяным отморозком, но и чинить порванную им форму.

Если депутаты подсуетятся, штраф за подобное поведение может достигнуть полумиллиона, а наказание перерастет из административное в уголовное.

Полет до зиндана

Зиндан (мрачная «камера предварительного заключения» на Востоке) - это не фигура речи. В ряде стран Африки и Ближнего Востока (до недавних пор даже в Египте) авиадебоширов действительно отправляли в эту яму. Чтобы посидел и подумал, как он сломал планы, испортил нервы и устроил неприятные приключения сотням людей.

ОК-информ подсчитал статистику авиапроисшествий за последние месяцы, связанных с неадекватными пассажирами-россиянами. Получается, что такие ЧП происходят с регулярностью раз-два в месяц.

А в нашей гуманной стране можно покусать стюардессу (как было на рейсе из Израиля несколько лет назад), избить бортпроводника («классика жанра» - история пьяного хулигана Кабалова), порвать форму экипажу (последнее ЧП на рейсе из Китая в Москву) - и за это копеечный штраф. Самое суровое наказание за последние годы было у того же Сергея Кабалова - за драку и скандал на рейсе в Хургаду авиакомпании «Когалымавиа» он был приговорен к заключению на три с половиной года и 400 000 рублей штрафа. И то только потому, что его преступление удалось приравнять к «террористической» статье за угрозу угона самолета. Впрочем, менее чем через год саратовского дебошира благополучно отпустили на все четыре стороны.

Между тем ОК-информ подсчитал статистику авиапроисшествий за последние месяцы, связанных с неадекватными пассажирами-россиянами. Получается, что такие ЧП происходят с регулярностью раз-два в месяц.

30 сентября 2016 года. Рейс Пекин-Москва. 37-летний мужчина «выражал явное неуважение к обществу, использовал ненормативную лексику, не реагировал на замечания и предупреждения работников авиакомпании». Самолет был вынужден совершить экстренную посадку в Красноярске, где нарушителя передали полицейским. На пассажира был составлен административный протокол за мелкое хулиганство.

А в нашей гуманной стране можно покусать стюардессу, избить бортпроводника, порвать форму экипажу (последнее ЧП на рейсе из Китая в Москву) - и за это копеечный штраф.

29 сентября 2016 года в московском аэропорту Внуково был задержан прибывший из чукотского города Певека пассажир. Пьяный мужчина курил во время полета, вел себя агрессивно и не реагировал на замечания бортпроводников. В пресс-службе авиакомпания UTair подтвердили факт дебоша на борту. После прибытия во Внуково пассажир был передан представителям органов внутренних дел на транспорте.

27 июня 2016 года мужчину и женщину сняли с рейса, следовавшего из Москвы в Анапу. Едва сев на борт, они достали спиртное. Стюардесса сделала им замечание, но они не отреагировали. Когда самолет приземлился, был вызван наряд, который доставил нарушителей в дежурную часть, где на них составили административные протоколы. В итоге женщину оштрафовали за распитие спиртного и курение, а мужчину - только за распитие спиртных напитков. После оформления протоколов пассажиров отпустили.

15 июня 2016 года, рейс Москва - Тунис. Сотрудники транспортной полиции задержали мужчину, который устроил пьяный дебош на борту самолета, вылетавшего рейсом в Тунис.  Москвич 1979 года рождения вел себя неадекватно, оскорблял членов экипажа. Мужчина задержан и доставлен в линейный отдел внутренних дел в аэропорту Шереметьево.

10 июня 2016 года. Житель Нижневартовска Эдуард Елсуков устроил дебош на борту, ударил бортпроводника и авиатехника. В результате  самолет авиакомпании «Аэрофлот» сообщением Южно-Сахалинск - Москва совершил вынужденную посадку в Екатеринбурге.  Елсукову был назначен административный арест на четверо суток.

9 июня 2016 года. В столичном аэропорту Внуково 43-летний мужчина, пройдя все необходимые процедуры досмотра, в состоянии алкогольного опьянения разбил стекло аэровокзального комплекса и выбежал на летное поле. После оперативного задержания выяснилось, что хулиган был неоднократно судим.

И таких случаев - уже не десятки, а сотни. Почему же раньше нельзя было адекватно наказывать тех, кто угрожает безопасности полетов?

В черных списках авиакомпаний - тысячи имен «беспокойных пассажиров»

Пока законодатели раскачивались, в течение нескольких лет создавая давно ожидаемый закон об ужесточении наказания для таких пассажиров, авиакомпаниям ничего не оставалось как бороться с ними собственными силами. Например, создавали свои «черные списки», куда заносили всех проштрафившихся пассажиров. Так,  авиакомпания «Аэрофлот» только в течение одного 2014 года внесла в списки более 7 тысяч пассажиров - нарушителей порядка. «Всего во внутренней базе данных ОАО “Аэрофлот” зарегистрировано 2,5 тысячи пассажиров, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна, и более 4,6 тысячи пассажиров, нарушивших правила поведения до взлета», - сказали в пресс-службе авиаперевозчика.

Попадание в черные списки авиакомпаний чревато не только проблемами с приобретением билета, но и лишением, например, приятного бонуса.

Аналогичные списки есть и в других авиакомпаниях. Попадание туда чревато не только проблемами с приобретением билета, но и лишением, например, приятного бонуса. ОК-информ известен трагикомический случай, когда одна известная авиакомпания выбирала сколько-то миллионного пассажира. И так случилось, что этим пассажиром оказался гражданин, ранее внесенный в «черные списки» за многочисленные нарушения правил поведения на борту. Было созвано экстренное совещание и принято решение наградить приятными бонусами (бесплатными билетами на двоих в любую точку земного шара и милыми сувенирами) не авиационного хулигана, а следующего за ним пассажира. Таким образом, авиакомпании пришлось слегка слукавить, лишь бы не поощрять своего «черного клиента».

Однако «черные списки» - не панацея. Перевозчик не имеет права отказать даже такому гражданину в предоставлении своих услуг. На вопрос, чем чревато попадание в списки, авиаперевозчики, смущаясь, отвечают: за таким пассажиром будет усиленный контроль, а при малейших подозрениях на очередную выходку его могут снять с рейса. В некоторых авиакомпаниях, если заранее известно, что на борту будет «буйный пассажир», стараются «усилить» экипаж, поменяв стюардесс на крепких стюардов.

Все авиакомпании делают это

Устроить дебош на борту - не только российское ноу-хау. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в период с 2010 по 2013 год произошло 20 000 инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах.  За последние 3 года эти цифры выросли в несколько раз. По статистике нашего «Аэрофлота», ЧП с участием буйных пассажиров происходят достаточно часто, в среднем на их рейсах набирается до 400 случаев в год.

Существует специальное международное понятие The anrule passenger («беспокойный пассажир»), применяющееся к людям, способным создать угрозу безопасности полета, а также жизни или здоровью экипажа и остальных пассажиров. В США такие «беспокойные» могут быть оштрафованы на сумму от  10 000 до  25 000 долларов, а за попытку вмешаться в работу экипажа грозит тюремный срок до 20 лет. В Японии штраф еще больше и эквивалентен 48 000. Еще веселее в Австралии. Там бортпроводникам не возбраняется приветить неадекватного пассажира электрошокером. И практически во всех авиакомпаниях разрешено пользоваться смирительными средствами - например, мягкими наручниками. У нас запрещено и это.

Что теперь будет буйным пассажирам

Предлагается разрешить всем членам экипажа, а не только командиру, применять силу к нарушителю. Пока, в соответствии с Токийской конвенцией, командир воздушного судна в экстренной ситуации может попросить пассажиров о помощи. Кроме того, он имеет право применять любые действия к пассажирам, совершающим преступления против безопасности полета или нарушающим дисциплину и порядок на борту. Командир вправе совершить посадку в любой стране мира для передачи нарушителей в правоохранительные органы, причем все расходы, которые авиакомпания понесет в этом случае, лягут на пассажира-нарушителя. Кстати, члены экипажа и пассажиры не несут ответственности за действия, предпринятые в рамках Конвенции. Если пострадавший в результате их дебошир обратится в суд, ему будет отказано в удовлетворении иска.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в период с 2010 по 2013 год произошло 20 000 инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах.

Теперь, после ключевых слов Владимира Путина о том, что «давно пора было это сделать», законодатели, очевидно, примутся за многострадальный законопроект. Он предусматривает перевод ответственности за дебош на борту из административной в уголовную. Среди предложенных мер - кратное увеличение штрафов за правонарушения на борту воздушного судна в полете, а также разрешение на применение к дебоширам, на которых не действуют словесные внушения, специальных средств сдерживания, Предложено также законодательно разрешить авиакомпаниям вести так называемые «черные списки» деструктивных пассажиров с правом отказа в заключении договора воздушной перевозки, если поведение этих лиц создавало особо опасную обстановку на борту.  Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев считает необходимым запретить перевозку буйных граждан на срок до пяти лет. Это, по мнению Савельева, «позволит привести в чувство пассажиров».

Кроме того, предполагается ввести практику применения пластиковых наручников и ремней в качестве средства сдерживания.

Зампредседателя комитета Госдумы шестого созыва по транспорту Виталий Ефимов убежден, что его коллеги оперативно возьмут под козырек: «Пока правительство готовит законопроект. Если президент поддержал такую идею, то его быстро сделают. Думаю, что в этой сессии и примем его», - сказал Ефимов.

По мнению депутата, «России в этом вопросе можно обратить внимание на опыт других стран». Что мешало это сделать раньше, остается только догадываться. Уже как минимум с 2008 года авиаперевозчики пытаются призвать правительства стран и представителей авиаотрасли разработать единые меры по эффективному предотвращению и контролю правонарушений на борту. Речь идет о создании неких всемирных черных списков, навсегда закрывающих для хулиганов воздушные перевозки.

Наши авиакомпании тоже неоднократно поднимали вопросы о необходимости совершенствования законодательства в отношении дебоширов, направляли свои предложения в Минтранс, в Госдуму. Однако депутаты за 5 лет так и не нашли времени рассмотреть законопроекты даже в первом чтении. Не потому ли, что и сами грешны этим? Всем памятно громкое дело депутата Исаева, который вместе со своим помощником устроили дебош за отказ бесплатно посадить их в салон бизнес-класса. Видимо, решить такой «неразрешимый» вопрос тоже могут только в Кремле.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Владимир, инженер, 30 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика