Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Митрополит Рижский и всея Латвии: кризис настает, когда люди забывают Бога

 Фото: Светлана Белоусова Фото: Светлана Белоусова Историки утверждают, что на территории современной Латвии православные проживали издревле. В 1250-х годах, как указывал в «Хрониках Ливонии» летописец Генрих Латыш, верующие уже построили и оборудовали несколько храмов, щедро украсив их богатыми иконами, драгоценной утварью и пышными фресками. Но век катился за веком, и, оттеснив православных священнослужителей, паству начали наставлять католические, а потом и лютеранские священники

Дальше - больше. Настала пора советского безверия, превратившегося для церкви в безвременье, после которого надо было фактически, все начинать сначала… О том, как это происходило и происходит по сей день, рассказал  OK-inform Правящий Архипастырь, Митрополит Рижский и всея Латвии Владыка Александр.

- Вы, владыка, начали свое служение церкви еще в 1980-х годах, и на ваших глазах произошло множество перемен. Скажите, пожалуйста, интерес к православию в Латвии растет или все-таки падает?

- Вы знаете, на протяжении последних 25 лет в жизни церкви имели место три периода. Первый - время так называемой перестройки, когда людям реально, не на бумаге, не в Конституции, а именно реально была дана свобода вероисповедания. То есть каждый получил возможность решить, веровать ему или нет, ходить в храм или не ходить, принадлежать какой-то конфессии или не принадлежать. Тогда в церковь хлынул огромный поток людей. И молодежь, и люди старшего поколения -  всех возрастов   десятками, сотнями каждый день приходили креститься…

- Простите, что перебиваю, но ведь это должно было - скажу по-мирски - значительно прибавить вам работы!

- Собственно, церковь оказалась к такому повороту не готова. У нас даже было недостаточно кадров… И все-таки меня радовало, что молодежь начала приходить к Богу. Потому что, когда имеешь веру, она помогает выжить, перенести любые невзгоды, ибо ты знаешь: есть тот, кто тебя любит и никогда не оставит.

Однако прошло какое-то время, и число людей, желающих окреститься, достаточно быстро и резко сократилось.

- Почему?

- Причин несколько. Перестроечная эйфория прошла, на людей навалились насущные заботы, надо было каждый день решать материальные, социальные, политические вопросы. В некоторых случаях очерствение сердец можно понять. Многие получают совсем небольшие зарплаты, их беспокоит озабоченность о своей семье. Но ведь точно такая же бесчувственность появляется и у людей состоятельных, которые говорят: «Моя хата с краю, так что ты меня не тронь»! И как хочется, чтобы они поняли: из неприязни друг к другу, из зависти и равнодушия слишком многое в результате вытекает. Человеку позволено все, но не все ему полезно.

Словом, начался застойный период, он оказался длительным и закончился только лет десять назад. Люди вновь потянулись в церковь. Этому, кстати, в немалой степени поспособствовал и разразившийся в мире кризис. Вы, кстати, знаете, как переводится слово «кризис» с греческого?

- Нет…

- «Кризис» означает «суд». Суд над человечеством, который настает, когда люди забывают Бога. И, когда он пришел, интерес к церкви - я имею в виду Церковь православную - стал постепенно увеличиваться. К нам начали приходить даже те, кто ранее принадлежал лютеранской и католической конфессиям. Однажды я спросил у какой-то женщины: «Почему вы решили перейти к нам? У вас же есть свои церкви!» Она мне ответила: «Я ходила в разные храмы и почувствовала, что в вашем монастыре и в соборе Бог ко мне ближе. Я чувствую тут необыкновенную ауру, иконы, служба - все так торжественно, красиво. Духовно…»

- А вообще, владыка, вы сотрудничаете с лютеранской и католической церковью?

- Православная церковь, всегда оставаясь сама собой, безусловно, понимает, что мы живем в обществе, где православие - третья по численности конфессия. Вместе с тем оно в Латвии традиционно, а значит, вполне органично и естественно. Все это определяет наше положение: мы не можем быть изолированными от общества, и все вопросы, которые его волнуют: нравственные, моральные, социальные, этнические, - должны решать сообща с другими христианскими конфессиями.

Роль церкви, к сожалению, многие недооценивают, но имеющий очи - да видит, имеющий уши - да слышит. Церковь устремлена к небу, ее главная задача - заниматься душами людей. А уже дух творит формы…

- Но разве можно заниматься душой человека, который не желает верить в Бога и считает, что сам способен творить мир?

- Помните, когда ученые начали работать в Швейцарии с адронным коллайдером, они сразу же начали говорить, что, мол, докажут: мир не сотворен, а появился сам собой. И что оказалось в результате? Коллайдер показал совсем другое: мир начался с одной точки и только после начал расширяться. А ведь в Священном Писании, уже в Ветхом Завете говорится, что в конце мира он свернется обратно, как свиток. То есть мир появился не сам собой, а из некоей точки, на которую кто-то нажал! И возникает закономерный вопрос: кто был тот первый, нажавший на эту точку? Ответ очевиден: тот, кто творит этот мир!

- Получается, сама наука подтвердила наличие Творца?

- Да. И пускай каждый называет Его по-своему, но то, что есть Сотворивший Все, неоспоримо. Как и то, что мир безграничен. Существует множество галактик, мы даже дали им имена, однако есть еще мир непознанный. Если мы построим и запустим сверхмощную ракету, способную пролететь миллионы и миллионы километров, неужели вы не понимаете, что она в конце концов никуда не долетит? Наша ракета полетит бесконечно, потому что Вселенная безгранична!  

Меня очень печалит, что люди не осознают таких простых вещей, ведь они свидетельствуют: вечная жизнь существует. Человек не исчезает, он переходит. 

Вечная жизнь существует реально, так же как и бесконечность. И если бы мы это осознавали, то не было бы тех, кто не приходят к Богу, а ставят перед собой единственную цель - наслаждения в этой жизни.

- Таких, владыка, увы, большинство…

- Расскажу вам притчу. Один старец жил в древние времена в пустыне, и все знали, что он великий молитвенник, постник. Прослышав о нем, старца пригласил к себе к себе во дворец правитель богатого города. Инок пришел, и царь увидел: у него только две одежды, хлеб вода да финики - и пригласил пожить у себя во дворце. Старец согласился, а вскоре царь так его полюбил, что предложил остаться во дворце навсегда. Но тот сразу отказался. «Нет, - говорит, - не могу я тут жить». Государь удивился: «Да почему же? У тебя ведь тут есть все, о чем можно только мечтать!» Отшельник лишь покачал головой: «Дворец, в котором ты, государь, живешь, - не твой дом. Это всего лишь гостиница, где ты находишься временно, тут тебе ничего не принадлежит. В ней жить хорошо, и, когда настанет твой час, тебе будет жаль с ней расставаться. Ведь так?» - «Так…» - согласился правитель. «Вот видишь, - продолжил схимник. - К тому же этот дворец полон искушений, и, оставшись в нем, я стану другим. Поэтому лучше уж буду жить, как и раньше, в пещере. Она скромная, в ней ничего нет, и мне не будет жалко с ней расставаться».

- Поучительно. Однако это - лишь притча…

- Вы так думаете? Тогда расскажу вам один случай. Умирала американская миллиардерша, которой за несколько дней до смерти сшили платье, стоившее 14 млн. И, уходя, она так сжала это платье, что вытащить его из ее рук оказалось невозможно. Пришлось его вырезать… 

О чем это говорит? О том, что это была единственная цель в жизни у той женщины. Понимаете? Иногда мне кажется, что грядет поколение, которое будет жить не сердцем и не умом, а не знаю чем! И что это за люди будут? Не знаю, почему люди об этом не задумываются. Я, например, всю свою жизнь об этом думаю…

Фото Светланы Белоусовой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии