«Бронзовые ночи»: правда скрывается в деталях
Россияне узнавали последние новости с площади Тынисмяги практически в режиме онлайн. Они были в курсе того, что решение о переносе на окраинное военное кладбище «Бронзового солдата» и останков героев, захороненных рядом с памятником, эстонский кабинет министров принял в самом конце апреля. Немедленно после этого, 26-го числа, на площади Тынисмяги начались работы. По периметру монумента установили металлические ограждения, ждали приезда археологов. Но вместо них рано утром возле забора начали появляться люди с цветами. В течение часа собрались сотни протестантов, скандировавших: «Позор!» «Фашисты!».
Полицейский спецназ пустил в ход дубинки, слезоточивый газ, светошумовые гранаты, резиновые пули. В ответ летели камни, пластиковые бутылки, яйца.
Тем временем памятник был демонтирован. И вечером 27 апреля толпа собралась на уже опустевшей площади. Но люди не желали смириться. Разъяренная толпа начала крушить остановки общественного транспорта, переворачивать машины, бить витрины, громить магазины. Полицейские вновь применили «свои меры».
153 человека получили травмы различной степени тяжести. 600 были задержаны, по Таллину ползли слухи о том, что их держат в одном из портовых терминалов, бьют, пытают, издеваются…
Все это показывали в наших ТВ-новостях ровно 10 лет назад. А вот что рассказали «Общественному контролю» непосредственные участники тех памятных событий.
Ночная смена
Дмитрий Линтер, один из членов «бронзовой четверки» - лидеров «Ночного дозора», арестованных 27 апреля 2007 года за организацию массовых акций протеста:
- Вообще-то «Ночной дозор» никто специально не создавал. Он возник за год до «бронзовых ночей» - и, можно сказать, стихийно. Случилось это 9 мая 2006 года, когда на Тынисмяги собрались эстонские националисты, начали требовать снести памятник, попытались его осквернить.
Вообще-то это был уже далеко не первый и явно не последний такой случай, и мы обратились к властям с просьбой поставить охрану. Но нам ответили, что денег на это нет. Тогда мы решили дежурить на Тынисмяги по ночам, а потом начали выходить и днем.
- Появление «Ночного дозора» настолько испугало власти, что на нас начали оказывать сильное давление. За мной, за членами моей семьи, даже за детьми велось постоянное наблюдение.
Так начались наши вахты, тянувшиеся в общей сложности год. Первоначально приходили всего по несколько человек, однако нас заметили, в СМИ стали появляться фотографии наших дежурств, и в какой-то момент возле памятника собрались больше 1 200 человек, причем как минимум процентов десять из них были этническими эстонцами.
Официально «Ночной дозор» зарегистрирован не был. Мы имели единственную цель - препятствовать законными способами - подчеркиваю, законными! - демонтажу «Бронзового солдата». Чтобы координировать свои действия, мы периодически устраивали собрания, и, кстати, на них всегда присутствовали полицейские. Так полагалось по закону, и мы, естественно, не возражали, потому что не говорили ни о чем противозаконном. Но тем не менее появление «Ночного дозора» настолько испугало власти, что на нас начали оказывать сильное давление. За мной, за членами моей семьи, даже за детьми велось постоянное наблюдение.
Что же касается «бронзовых ночей», то мы их не планировали. Предпосылкой волнений стала подготовка к раскопкам на Тынисмяги. Что нам оставалось делать? Естественно, защищать «Бронзового солдата»! И мы распространили эту информацию через соцсети.
На следующее утро, когда я с женой и грудным ребенком приехал к монументу, там уже собралась огромная толпа.
- Известен полицейский документ, из которого следует, что план всей этой операции был заранее разработан. К тому же многие потом рассказывали, что полиция не мешала погромщикам.
К жене подошла одна из женщин-полицейских, сказала:
- Вы с коляской, так лучше б уезжали отсюда поскорей. Посмотрите наверх, на крышах сидят снайперы.
Пришлось срочно увозить жену и ребенка. И на площадь я больше не вернулся. Наверное, многие меня за это осуждают, но я не мог оставить семью…
Кстати, погромы магазинов и грабежи, о которых много говорили эстонцы, были спровоцированы правительственными агентами-провокаторами. Известен полицейский документ, из которого следует, что план всей этой операции был заранее разработан. К тому же многие потом рассказывали, что полиция не мешала погромщикам, пока представители спецслужб снимали их действия на пленку.
Меня взяли на следующий день. Схватили, когда я выходил из квартиры, чтобы дать интервью. Скрутили руки, бросили на сиденье в машине, повезли в участок, начали допрашивать…
Потом была тюрьма. Но об этом надо рассказывать отдельно и с подробностями.
Вся сила в органах
Генрих Марчук, инженер, свидетель событий на площади Тынисмяги:
- То, что я сейчас скажу, многим не понравится. Но я уверен в своей правоте, поэтому буду говорить все, что думаю.
Начну с самого начала. Во времена СССР дорожка к памятнику была проложена напрямую, справа и слева от нее находились могилы. Когда потушили Вечный огонь, решили сделать переформировку площадки. Вокруг «Бронзового солдата» посадили липы, чтобы их зелень закрывала памятник, а дорожку провели наискосок. И получилось вот что.
- Ветераны приезжали в День Победы ненадолго - возлагали цветы и отправлялись в Центр русской культуры, где для них всегда устраивали концерт. Ну, а остальные оставались, а ведь люди же все разные.
Люди традиционно приходили к памятнику 9 мая и 22 сентября - в день освобождения Таллина. Поскольку новая дорожка была пущена наискосок, определить места захоронений оказалось практически невозможно. И люди начали ходить по могилам…
Но и это еще не все.
Ветераны приезжали в День Победы ненадолго - возлагали цветы и отправлялись в Центр русской культуры, где для них всегда устраивали концерт. Ну, а остальные оставались, а ведь люди же все разные. Стали появляться дяди и тети с гармошками, кто-то приносил бутылочку с бутербродиком, собирались компании, пели песни, читали стихи… Выпив, принимались искать туалеты, но, поскольку их не было, делали свое дело в ближайших кустах.
Все это отснимали эстонские журналисты, и потом собранные за несколько лет материалы были очень грамотно использованы. Русским сказали: ребята, вы же бухаете и гадите на могилах! И крыть оказалось фактически нечем…
- До 2006 года в Таллине на Певческом поле проходил фестиваль «Виват, Россия!». Так почему же было не проводить там же, на закрытой территории, празднование Дня Победы?
Тут мы переходим к одному из главных вопросов. До 2006 года в Таллине на Певческом поле проходил фестиваль «Виват, Россия!». Так почему же было не проводить там же, на закрытой территории, празднование Дня Победы? Что мешало, скажем, организации соотечественников или Антифашистскому комитету увести народ с площади 9 мая? Неужели никто не понимал, чем это закончится? Никогда в это не поверю! И в результате случилось то, что случилось.
В те дни я был в центре города, видел огромное количество 14-16 летних ребят, которые, почувствовав некую свободу, пили посреди улицы водку из горлышка. Их снимали эстонские журналисты.
Говорю:
- Что вы делаете?! Это же будет использовано против вас!
В ответ:
- Да пошел ты!
Я понял: работает инстинкт толпы. Но не ушел.
Все по новой, и со временем все это будет использовано против точно так же, как в 2007-м? Я не думаю, конечно, что история повторится в точности. Однако в том, что могут появиться определенные запреты и меры, можно не сомневаться…
В тот момент, когда полиция погнала толпу, из Русского драмтеатра начали после спектакля выходить люди. Полиция прижимала их к стене, лупили всех подряд, мне тоже досталось по шее дубинкой…
Теперь о месте, где «Бронзовый солдат» стоит сейчас. Это воинское кладбище, которое находится в юрисдикции Минобороны Эстонской республики. И посмотрите, что там происходит 9 мая.
Народу собирается много. Погода хорошая. Мощные колонки, музыка. Вокруг травка, на которую так и хочется прилечь. Была даже попытка получить разрешение на установку палатки с шашлыками…
Все по новой, и со временем все это будет использовано против точно так же, как в 2007-м? Я не думаю, конечно, что история повторится в точности. Однако в том, что могут появиться определенные запреты и меры, можно не сомневаться…
Площадь мужества
Владимир Илляшевич, писатель, публицист, издатель газеты «Мир Православия» (официального органа Эстонской православной церкви Московского Патриархата):
- Если говорить об отношении Эстонской православной церкви к тому, что происходило в апреле 2007-го, то она, как и все традиционные конфессии, насилия не приемлет категорически. Потому, по определению, она не могла поддержать снос и перемещение памятника освободителям Таллина вместе с 13 захоронениями.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий предупреждал власти о том, что «такая акция несвоевременна, поскольку вызывает накал страстей, озлобления и вражды и может привести к непредсказуемым последствиям».
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий предупреждал власти о том, что «такая акция несвоевременна, поскольку вызывает накал страстей, озлобления и вражды и может привести к непредсказуемым последствиям».
По словам митрополита, правительство просто проигнорировало и мнение Церкви, и позицию городских властей Таллина, и высказывания многих местных и зарубежных политических и общественных деятелей и организаций.
Это - точка зрения Церкви. Если же говорить о том, что думаю я, могу сказать: демонстративная жестокая расправа должна была унизить и запугать русских людей, а также давала повод для судебных преследований перспективных лидеров русского движения. Все разговоры по поводу того, что «в центре города неуместны такого рода памятники и могилы», просто смешны. И, кстати, даже опасны с мистической точки зрения.
Устранение памятника и места захоронения погибших солдат было кощунственным, так как было осквернено погребальное место, которому не менее 800 лет. Именно 800, так как мемориал находился на месте древнего Свято-Антониевского кладбища, начало которого приходится на XIII-XIV века.
Здесь же с 1341 года находился Свято-Варваринский некрополь, последние захоронения которого датируются 1710-1712 годами.
А в 1670-м на Тынисмяги была построена первая лютеранская церковь, названная в честь шведского короля Карла XI…
То есть могилы и поминальный солдатский памятник находились на сакральном месте, ибо храмы и кладбища возникают на той или иной территории не случайно. Верующие считают, что совершившие подобные святотатства люди, рано или поздно, понесут наказание за свои дела.
И напоследок скажу вот что. Те сотрудники силовых структур Эстонии, кто был награжден за избиение русской молодежи, упросили начальство не предавать гласности списки. Ну, что тут скажешь? «Герои»…
Фото: wikipedia.org.
- Стала известна дата прощания с Леонидом Броневым
- Мир прощается с Хворостовским, он будет похоронен рядом с Федором Шаляпиным
- Актер Николай Годовиков будет похоронен на Южном кладбище в Петербурге
- Названо место похорон выдающегося оперного певца Дмитрия Хворостовского
- Милонов хочет перезахоронить останки революционеров с Марсова поля