Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +3 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

Долгая дорога из города в область

 Фото: Евгений Степанов/OK-inform Фото: Евгений Степанов/OK-inform Создание агломерации Санкт-Петербурга и Ленобласти, на которую взяли курс нынешние городские чиновники - крайне актуальная задача, однако ее будет чрезвычайно трудно выполнить, считают эксперты в области градостроительства

Во вторник, 10 ноября, в рамках «Недели урбанистики» прошел круглый стол на тему «Петербургская агломерация: совместное видение общего будущего. Что и как важно спланировать вместе на сопредельных землях Петербурга и Ленинградской области?» Тема оказалась весьма злободневной - всего несколькими днями ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин утвердил график подготовки Генерального плана города, который впервые будет включать в себя концепцию совместного с соседним регионом градостроительного развития территорий.

О создании агломерации говорят давно, как и о возможном объединении Петербурга и Ленобласти в один субъект Федерации

Отметим, что сама идея не нова - о создании агломерации говорят давно, как и о возможном объединении Петербурга и Ленобласти в один субъект Федерации. Но последнее требует политического решения на самом верху, в то время как инструменты сотрудничества, казалось бы, можно создавать уже прямо сейчас. И некоторые из них создаются.

Так, в 2011 году был создан Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который снова начал разрабатывать проекты транспортных узлов на границе двух регионов. В 2012 году появился Координационный совет в сфере социально-экономического развития. Впрочем, судьбоносных решений за этими органами замечено пока не было.

Теперь чиновники намерены издать новый документ, который теоретически может положить очередной этап сотрудничеству. Принять его планируют в 2017 году. Что будет в этом документе, пока неизвестно, однако у экспертов в области градостроения есть, что предложить властям города и области уже сейчас.

Глобальный город

«Единственный путь сохранения страны - развивать агломерации», - считает руководитель «Архитектурной студии Андрея Чернихова». За последние 10 лет в России прекратили свое существование 20 тысяч населенных пунктов, объясняет он. Создание связей между городами, разделение функций может остановить этот процесс. Об этом же свидетельствует и мировой опыт. «Во всем мире нет локальных городов-мегаполисов, а есть глобальные города», - отмечает Андрей Чернихов.

За последние 10 лет в России прекратили свое существование 20 тысяч населенных пунктов. Создание связей между городами, разделение функций может остановить этот процесс

На границах Петербурга и Ленобласти существуют конкретные проблемы, которые требуют своего решения уже давно. Так, в последние годы массовое жилищное строительство в основном переместилось из города в область. Новые кварталы получаются типичными спальными районами.

«Вскоре мы получим ровное поле, застроенное бесконечными 25-этажками», - сетует заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил Кондиайн. Работать жители этих каменных джунглей ездят в Санкт-Петербург, при этом никто не мешает создавать им рабочие места по месту жительства. «Необходимо разделение на “ядра”, в которых люди смогли бы удовлетворять свои потребности и не мотаться туда-сюда», - говорит Михаил Кондиайн.

С этим связана и другая проблема - транспортная. «Сегодня город фактически отрезан от области, - считает руководитель архитектурной мастерской “Студия 38” Константин Щербин. - У нас есть считанное количество выездов из города. Мы построили несколько новых районов, которые имеют одну узкую трассу. Попробуйте, например, выехать из Шушар».

Строители в ответ кивают на власть: «Когда мы смотрим генплан города, там одни дороги предусмотрены, когда берем генплан области, там другие дороги, и они не совпадают», - рассказал Семен Смушкин, заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании «Старт девелопмент», строящей город-спутник Южный.

Пример для подражания

В России уже создается несколько агломераций в качестве пилотных проектов. Один из наиболее продвинутых - агломерация в Челябинской области. Помимо самого областного центра, в нее входят шесть небольших городов. Часть из них являются промышленными центрами, часть - сельскохозяйственными. Логично, что они могут дополнять друг друга. В регионе создан орган управления агломерацией, он существует в форме НКО. В рамках агломерации реализуется ряд проектов: строительство ветки скоростного трамвая, который свяжет Челябинск с городом-спутником Копейском; создание логистического центра по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; постройка центра международного сотрудничества.

Однако там локомотивом процесса выступает власть региона. Как и во всех остальных проектах создания агломераций, где речь идет об объединении муниципальных образований внутри одного субъекта. На базе двух регионов такого рода образований пока никто не создавал.

Все плохо

«В Санкт-Петербурге все очень сложно», - признает директор Агентства экономического развития агломераций Юрий Кузнецов. - Местное самоуправление внутри города, который является субъектом Федерации, - слабенькое и не может выступать субъектом в межмуниципальном взаимодействии». В Ленобласти оно посильнее, но и там весьма ограничено в полномочиях.

Между тем «агломерация - это взаимодействие органов местного самоуправления», - говорит генеральный директор Союза российских городов Александра Игнатьева. «Необходимо, чтобы муниципальные образования могли решать вопросы друг с другом, а не ходить к своему губернатору, чтобы он пошел к другому губернатору», - соглашается руководитель департамента экономического анализа и исследований института «Урбаника» Евгения Колесова.

Только объединение?

Совсем скептический взгляд на перспективы взаимодействия Петербурга и Ленобласти в рамках будущей агломерации высказал депутат Законодательного собрания Северной столицы Игорь Коровин. «Субъекты очень разные, - говорит он. - Эти противоречия, которые существуют между Питером и областью, неустранимы. Это два губернатора. Они оба отчитываются по показателям уровня жизни, по экономическим показателям. У них у каждого свои выборы, у каждого свой электорат, который, кстати, очень разный».

Единственным выходом депутат видит объединение двух регионов. «Ну не нужно нам два губернатора и два правительства - это абсурд, - сетует он. - Это создает массу проблем для бизнеса. А если бизнес не будет развиваться, то и экономика не будет развиваться теми темпами, какими могла бы».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Мария, финансист, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика