Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Сергей Цыпляев: «Мы движемся к «точке бифуркации»

 Фото: http://polit.pro Фото: http://polit.pro На днях в Петербурге состоялась конференция политологов, которые попытались определить основные политические и экономические тренды начавшегося года. ОК-информ постарался составить единую картину предстоящего года из мнений аналитиков, одним из которых сегодня выступает Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика» и экс-полпред президента РФ в Петербурге

- Как вы оцениваете сложившуюся на сегодня политическую ситуацию в стране?

- Есть ощущение, что наша страна долго шла по острому горному хребту, а потом бесстрашно оттолкнулась палками… и полетела вниз по склону. Как это все будет развиваться дальше, сказать сложно. Экономическая ситуация в стране медленно, но неумолимо ухудшается, граждане постепенно начинают ощущать последствия этого ухудшения, в их настроениях чувствуется смесь тревоги и мучительного непонимания - мол, как же так, вроде же, только что все у нас было так хорошо, даже замечательно?

Во всем этом есть только один позитивный момент - нация «возвращается с войны». Раньше за любым «круглым столом» минут через пять-семь обязательно начиналось обсуждение проблем Украины. Любая попытка поставить в центр внимания внутрироссийскую повестку - «как мы будем жить? Как будем развиваться дальше?» - никого не интересовала. Своими мыслями мы были далеко от собственной экономики, мы были на войне за Украину. Сейчас нация ментально «возвращается с войны», и главное внимание вновь привлечено к вопросам «Как у нас будет обстоять дело с работой, с деньгами? Как нам улучшить собственную жизнь?»

- Вы принимали участие в недавно прошедшем в Москве Гайдаровском форуме. Какие главные тренды вы уловили в ходе дискуссий?

- На недавнем Гайдаровском форуме было две самых мощных панельных дискуссии - политологическая и социологическая. Попробую очень компактно высказать общее мнение. 50-60% российских домохозяйств сегодня чувствуют, что стало трудно: да, на продукты денег хватает, а на какие-то долговременные покупки - нет. Еще процентов 18 домохозяйств говорят о том, что «еле-еле сводят концы с концами». При этом все задаются вопросом: как же так получилось, что страна, которую мы все считали богатой, обеднела так быстро?

Ответ очень простой: дело в том, что большинство россиян (80%) не имело никаких накоплений. По сути, эти люди жили и живут сегодняшним днем - и, как только пошли задержки зарплат, у них тут же закончились деньги. Все эти люди в течение «тучных» лет не создали для себя никакой «подушки безопасности». Плюс, очень большой процент закредитованности - около 40% россиян имеют банковские кредиты, которые нужно отдавать. Все вместе это создает довольно сложный фон для предстоящих выборов.

- Видны ли какие-то сдвиги в общественных настроениях, связанные с текущим ухудшением экономической ситуации в стране?

- Конечно, сегодня проправительственные социологи не устают повторять, что «рейтинги власти прочны, как никогда». Но нужно сказать в связи с этим, что уже началась «эрозия первого слоя» - довольно быстро падают рейтинги губернаторов регионов, именно на них граждане в первую очередь перекладывают ответственность за ухудшение своей жизни. Вместе с тем уже зафиксированы случаи, когда обращения по каким-то частным проблемам - вроде несвоевременного запуска котельной - идут напрямую к президенту РФ. Это - часть российской ментальности: «Раз котельная не работает - значит, за это отвечает президент».

У экономистов на Гайдаровском форуме была более алармистская позиция. Тем не менее большинство из них в ближайший год также не ожидают какого-то катастрофического развития событий. Конечно, после недавнего падения рубля до 86 единиц за доллар возникла определенная паника. Хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «это - еще не падение». Интересно, правда, было бы узнать у него, что же тогда является падением?

- В каком настроении Россия входит сегодня в новый выборный цикл?

- Мнение политологов на Гайдаровском форуме было достаточно оригинальным: да, выборы в Госдуму-2016 - важнейшее событие года, но его результаты никак не отразятся на нашей повседневной жизни. Я не сторонник ни одной из этих точек зрения. Да, думские выборы в любом случае «поднимают политическую температуру по стране». Их фон будет очень сложным, да и сама выборная кампания будет непростой - прежде всего для властей и партии «Единая Россия».

При этом сама система выборов будет другой - смешанной, пропорционально-мажоритарной. Здесь уместно вспомнить шутку о том, что «русские всегда найдут правильное решение, предварительно перепробовав все неправильные». Политикам и избирателям вновь придется к ней привыкать, но лично я приветствую любое движение в сторону мажоритарной системы выборов. Ведь только мажоритарная система в наших условиях будет стимулировать создание реальных политических партий.

Пропорциональная система выборов к этому не располагает. При ней вам достаточно иметь небольшую группу политиков, мешок денег, неограниченный доступ к центральному телевидению - и дело в шляпе. А когда вы имеете дело с округами, то вам в любом случае придется создавать партийные ячейки на местах, систему кандидатов от партии, то есть создавать реальную партийную сеть. А партийные преференции при выдвижении в округах - это то, что и вынуждает людей, в конечном счете, собираться в партии.

- Многие говорят о том, что сегодня главная проблема, которая остается неразрешенной, - как нынешнее российское общество воспримет эти думские выборы?

- В конечном счете, как бы ни шла жизнь, у людей все равно копится какое-то недовольство, раздражение. И вообще вся жизнь человеческая - это, по сути, баланс разочарований и надежд. И выборы в этом плане - отличный способ мирного разрешения этих конфликтов. Все помнят, какие колоссальные надежды были, когда ушли коммунисты и Борис Ельцин был избран президентом. Все помнят, какие огромные надежды даль россиянам избрание Владимира Путина главой государства. Смена власти - это всегда новый старт и новая энергетика для общества, мощный прилив энергии.

Пока что предстоящие выборы так не воспринимаются обществом. Мне кажется, сам факт того, что мы не можем организовать честных, прозрачных, понятных выборов - это своего рода национальное унижение. И здесь дело не в заявлениях оппозиционеров или каких-то судебных делах в ходе кампании или по итогам выборов. Я смотрю на статистику - мое первое образование - это теоретическая физика. И когда я вижу вместо Гаусса черт-те что, когда я вижу, что все результаты голосования зависят исключительно от явки, я понимаю, что все социологические результаты можно просто выбросить на помойку. Это значит, что результат будет «плыть» в зависимости от количества проголосовавших.

- О чем это говорит, на ваш взгляд?

- Это говорит о том, что мы как страна до сих пор не можем организовать нормальных выборов. И это - серьезный вопрос ко всем нам, потому что на выборах работают тысячи людей, а результат их работы таков, что назвать его железобетонно справедливым я бы не взялся. Это значит, что в какой-то момент граждане просто перестанут доверять институту выборов и начнут искать какие-то другие способы назначить устраивающую их власть. А это - прямой путь к перевороту.

Сегодня выборы - это не просто «голы, очки, секунды», это важнейший инструмент консолидации общества, строительства общественного здания

Еще один риск - в том, что у федерального центра сегодня стало намного меньше «пряников» как для регионов, так и для рядовых граждан. Всем известно, что ситуация во многих регионах сегодня напряжена до крайности. Есть регионы, где объем задолженности доходит до 100% доходов бюджета. По сути, местная власть там не в состоянии обеспечить населению пристойный уровень жизни. По действующему законодательству, 65-70% налогов из регионов сегодня поступает в федеральный центр, около 20% сборов остается на местах, а местному самоуправлению достаются копейки в виде оставшихся 10-15%.

Это очень опасная тенденция, при которой региональные элиты начинают так называемый «бунт на коленях». Когда на выборах в регионах так называемый «административный ресурс» либо вообще не работает, либо «работает в другую сторону». Когда местные политики начинают говорить о том, что «я-то, мол, все для вас делаю, а все проблемы - они идут из центра, это там все делают не так».

Это и есть те основные проблемные точки, которые будут рассматриваться на предстоящих выборах. Потому что сегодня выборы - это не просто «голы, очки, секунды», это важнейший инструмент консолидации общества, строительства общественного здания. И очень многое будет зависеть от того, насколько надежно мы его укрепим в ближайший год - особенно на фоне того, что страна входит в полосу бурь и штормов. Мы видим и то, что ситуацию усложнили поправки в Конституцию, которые продлили сроки полномочий верховной власти, Госдумы и местных властей. Реальная избирательная кампания вместо одного года растянулась на два, и это очень сильно блокирует возможность руководства страны принимать те непопулярные решения, от которых скоро будет не открутиться.

- Тем не менее многие ваши коллеги-политологи считают, что общество сегодня консолидировано вокруг президента Владимира Путина, чей рейтинг беспрецедентно высок...

- Сегодняшний рейтинг президента в 80 с лишним - это рейтинг надежды. И сегодня все те, кто хает правительство и при этом говорит, что «президент ни при чем», выглядят глупо. Потому что всякому понятно, что именно Владимир Путин сформировал и направляет правительство, рекомендует ему принять очень многие решения. Сегодня многие говорят о том, что «вокруг президента вообще не видно хоть сколько-нибудь сильных политиков второго плана» - тех, кто мог бы прийти и сменить нынешнюю власть. Но вспомните: в 1986-м многие знали кого-либо из управляющих страной, кроме Горбачева? Тем не менее уже 4-5 лет спустя, когда коммунистическая власть потеряла популярность, нашлось немало никому ранее не известных региональных политиков во главе с Ельциным, которые взяли управление страной в свои руки.

Но парадигма нашего политического развития состоит в том, что мы, как правило, доводим ситуацию до того момента, когда центр просто рассыпается, тогда и начинается «игра в рулетку» - либо тот, либо другой, либо третий - и все примерно в равной степени неизвестны. Сейчас, на мой взгляд, мы приближаемся к этой бифуркационной точке, и 2016-й - это она. А после нее вариантов развития не так уж много - либо мы войдем в режим «смены генсеков», либо в какой-то момент «гиря дойдет до полу» - когда в магазинах будет не сыскать жизненно важных продуктов, водки, курева и т. д.

- Однако сегодняшняя «вертикаль власти» выглядит довольно крепкой, а желающих выступить против нее почти не находится…

- Да, сегодня политический механизм «замоноличен». Выборы полностью контролируемы властью, их результаты весьма предсказуемы, и в этом - весь ужас нынешней политической системы. Потому что в такой ситуации лидеров будет рождать улица. А улица всегда рождает только лидеров разрушения и никогда - лидеров созидания. Так что с каждым годом риски постоянно нарастают, и мне кажется, что именно «властная вертикаль» - та самая «иголка от смерти Кощеевой». Потому что в рамках властной вертикали неизбежно усиливаются региональные бароны, им отдается под контроль местное самоуправление. А когда у федерального центра заканчиваются «пряники» в виде миллиардного финансирования, то региональные элиты показывают зубы - и часто раздирают центральную власть на части. То же самое может произойти и в ближайшем будущем.

- Какова, на ваш взгляд, главная проблема для действующей власти?

- Самая большая проблема состоит в том, что нынешней власти некуда канализировать ответственность. Когда вы долгие годы показываете, что в стране все решает одно конкретное лицо, и продолжаете это тиражировать, то в момент кризиса все решают, что это же самое лицо и виновато во всех бедах. Ему, по сути, просто не с кем разделить ответственность за возникшие проблемы. Да, 2016-й мы еще сможем пройти на имеющемся «неприкосновенном запасе». А вот в 2017-м, с исчерпанием Резервного фонда, правительству придется при сокращении бюджетных расходов «резать по живому», и это будет очень болезненный процесс. Кстати, если кто не знает, то в России уже второй год идет сокращение штатов и зарплат в силовых структурах, включая «самые неприкасаемые». И этот процесс тоже потенциально грозит нынешней власти усилением нестабильности в государстве.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Лида, менеджер по персоналу в ресторане, 25 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии