Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

«Криминальная компания» в ЗС пополнилась единороссом

 Фото: http://www.assembly.spb.ru Фото: http://www.assembly.spb.ru Депутаты петербургского парламента продолжают попадать в зону пристального внимания местных силовиков. Вслед за беспартийным депутатом Вячеславом Нотягом, подозреваемым в вымогательстве взятки у строительной компании, вчера в следственный изолятор отправилась депутат-единоросс Светлана Нестерова. Следователи подозревают народную избранницу в нецелевом использовании средств так называемой «поправки БФК» и просят для нее два месяца ареста - для начала

После ареста Нестеровой эксперты отметили: пока спикер ЗС Вячеслав Макаров на каждом углу твердит о «замечательной депутатской команде в ЗС, которую надо сохранить после выборов», проблемы с законом поимели уже как минимум трое народных избранников. К Нотягу и Нестеровой стоит добавить депутата-коммуниста Игоря Коровина: в прошлом году под объективами камер видеонаблюдения он умудрился жестоко избить пожилого охранника на парковке.

К этому стоит приплюсовать и информацию о так называемом «списке Резника». Вскоре после ареста депутата Нотяга лидер независимых депутатов Максим Резник сообщил СМИ: мол, у него есть некий список из 13 фамилий парламентариев, которых правоохранительные органы «держат на особом контроле» (кстати, фамилии Нестеровой в нем не было). На этом фоне уместно говорить уже не о «сохранении чудесной команды», а о скорейшей радикальной смене состава Законодательного собрания. В конце концов, три откровенно криминальные истории на полсотни депутатов, чья репутация вообще-то должна быть безупречной, - это многовато даже для Петербурга.

Само же задержание Светланы Нестеровой прошло достаточно буднично. Оперативники службы экономической безопасности ФСБ пришли к депутату домой на Октябрьскую набережную, провели тщательный обыск в ее квартире, после чего пригласили ее на допрос на Литейный, 4. Оттуда Нестерова домой уже не попала - ее отправили в следственный изолятор, расположенный на Захарьевской улице. Сам факт внимания силовиков к Нестеровой не стал общегородской сенсацией: в прошлом году под суд попали две ее помощницы (о них чуть ниже), и по ходу следствия имя депутата накрепко прилипло к понятию «махинация».

Чем отметилась Нестерова

В политических кругах Светлана Нестерова крутилась с самого начала «нулевых», для начала став помощником единоросса Александра Морозова. Будучи главным морозовским приближенным, целеустремленная Нестерова получила в 2003-м второе высшее образование - в Государственном инженерно-экономическом университете. При этом она вела всю политическую работу с избирателями в округе, и население Красногвардейского района за несколько лет успело хорошо узнать помощницу депутата. Поэтому в 2005-м Нестеровой не составило особого труда набрать необходимый проходной балл в округе, когда уже она сама баллотировалась в депутаты ЗС. Александр Морозов же прошел уровнем выше - в Госдуму, выдвинув на свое место верную помощницу.

На выборах в 2005-м у Нестеровой все сложилось один к одному. Она была популярна среди избирателей, а старший патрон Морозов активно помогал ей с финансированием из бездонной казны «Единой России».

Кстати, «крестный отец» Нестеровой и сам был далеко не безупречным парламентарием. В его округах почему-то постоянно возникали скандалы: то выяснялось, что у него липовые дипломы, то вскрывались масштабные фальсификации на выборах. Однажды суд даже отменил выборы по его 207-му округу, но кассация в Верховном суде оставила депутатский мандат в кармане Морозова.

На выборах в 2005-м у Нестеровой все сложилось один к одному. Она была популярна среди избирателей, а старший патрон Морозов активно помогал ей с финансированием из бездонной казны «Единой России». Светлане Николаевне не помешали даже козни конкурентов: те пытались сорвать явку избирателей, сообщив им о мнимом «переносе выборов». В итоге Нестерова набрала 65% голосов, и в ЗС Петербурга появилась третья по счету женщина-депутат.

По отзывам коллег, Нестрова была неплохим парламентарием. Она усердно трудилась в комиссии по социальным вопросам и комитете по законодательству, а двери ее приемной на улице Малыгина были всегда открыты для граждан. В 2005-м и 2007-м «за доброе сердце» она даже получала награды из рук митрополита Петербургского и Ладожского.

На выборах 2007-го Нестерова действовала уже более уверенно - пусть и не всегда вполне законно. Например, люди из ее штаба вели активную агитацию в школах Красногвардейского района. Преподаватели призывали родителей учеников голосовать за Нестерову - «добродетельницу, обустроившую компьютерные классы за свой счет» и никогда не забывающую о поздравлениях и подарках школьникам и учителям.

Суд выдал помощницам Нестеровой по четыре года условно и, слегка оштрафовав для острастки, отпустил на все четыре стороны. А о самой депутатше силовики, казалось, позабыли.

Несмотря на то что работа с избирателями в школах прямо запрещена законом о выборах, Нестерову не наказали. В своем округе она набрала 45% голосов и сохранила депутатский мандат. В последующие два созыва депутат не изменила своему стилю работы: минимум публичности и общения со СМИ, максимум лояльности местному руководству партии. Если Смольному требовалось принять какой-либо спорный закон - голос Нестеровой всегда был к его услугам в числе послушного парламентского большинства.

2015-й стал для Нестеровой особенным и, увы, не самым удачным годом. Активной работой Светланы Николаевны в социальной сфере заинтересовалась ФСБ. Предметом интереса спецслужб стала «поправка БФК», внесенная в бюджет Петербурга по ее инициативе. 28 млн рублей должны были пойти на поддержку ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поступив в общественные организации «Эдельвейс» и «Солнечный ветер». Деньги из бюджета были перечислены, но инвалиды и ветераны как-то не заметили улучшений в своей жизни. Зато две вернейшие помощницы Светланы Нестеровой, работающие под ее руководством, а также живущие с ней на одной лестничной клетке, заметно улучшили свое материальное положение.

После недолгих проверок Татьяну Китову и Веру Шишкину задержали по подозрению в мошенничестве, а сама Нестерова срочно слегла в больницу на время следствия. После недолгих мытарств на допросах Китова и Шишкина, будучи дамами слабохарактерными и в годах, все же сдали свою патронессу. Они внятно рассказали силовикам, куда, каким образом и сколько средств «инвестировала» депутат, искренне боровшаяся за социальную справедливость.

В итоге суд выдал помощницам Нестеровой по четыре года условно и, слегка оштрафовав для острастки, отпустил на все четыре стороны. А о самой депутатше силовики, казалось, позабыли. Но, как выяснилось 21 июня, данные по ней просто обобщали и систематизировали - чтобы после задержания отрицать свои бюджетные «подвиги» Нестеровой было бы крайне затруднительно.

О пользе и вреде «депутатской поправки»

В истории с Нестеровой примечательно, что она была задержана из-за мошенничества с так называемой «депутатской поправкой». Эта поправка была придумана еще во времена мэра Анатолия Собчака. В ходе переговоров с депутатами, от которых мэр добивался назначения своих выборов в 1996-м на более ранний срок (вместо осени - на весну), он отдал в их распоряжение 2% от размера бюджета города. Деньги распределялись поровну между парламентариями и назывались «депутатскими резервными фондами». Все это делалось совершенно официально, а сами средства тратились депутатами довольно свободно.

9 млрд рублей - именно такие деньги 50 петербургских парламентариев имеют право распределять по собственному усмотрению. Чуть меньше 200 млн рублей в год на каждого избранника народа.

Правда, после прихода к власти в Петербурге Владимира Яковлева к парламентариям возник ряд юридических претензий. Тогда «депутатская поправка» была переименована в «коллективную» - ее готовили депутаты, но вносила в ЗС уже администрация города. Впрочем, деньги все равно распределялись между депутатами поровну, и даже самый заштатный народный избранник обладал немалым финансовым могуществом. При Валентине Матвиенко эта статья расходов превратилась в «поправку БФК», и деньги между депутатами перестали распределять поровну.

Их выделяли руководителям фракций, а те уже сами распределяли средства между «своими» парламентариями. Примерно то же самое происходит и сейчас - и хотя официально никаких «2% бюджета» уже нет, но выделяют на усмотрение депутатов примерно ту же часть казны. Если взять объем бюджета города-2016 (он составляет примерно 448 млрд рублей) и вычислить 2% от него, то получится сумма в 9 млрд. Именно такие деньги 50 петербургских парламентариев имеют право распределять по собственному усмотрению. Чуть меньше 200 млн рублей в год на каждого избранника народа.

Кстати, львиную долю этой суммы сегодня распределяют единороссы и члены фракции ЛДПР - ведь именно они исправно голосуют за бюджет Петербурга. По негласному правилу ЗС, фракции, которые почему-либо отказываются голосовать за проект бюджета, сверстанного в Смольном, автоматически лишаются права распределять деньги из «поправки БФК». Среди таких «бедных, но честных» - фракция «Яблоко» и группа независимых депутатов во главе с Резником.

В правительстве города уверены: «поправку БФК» нужно отменить и сделать расходование средств абсолютно прозрачным. Примерно того же добивается и петербургское «Яблоко».

При этом деньги, выделяемые депутатам, идут не напрямую в их карманы, а в округа. Можно предположить, что дальше они распределяются в соответствии со средним уровнем коррупции в стране. Кто-то использует подставные фирмы, кто-то берет откаты от получателей средств (например, от муниципалитета, администрации района, общественных организаций и т.д.), а кто-то - такие в ЗС тоже есть - все спускает на нужды округа, закладывая фундамент своей популярности на долгие годы. Ведь именно те депутаты, которые тратят деньги на нужды избирателей, как правило, имеют на выборах гарантированную электоральную поддержку.

Происходящее сегодня - далеко не случайность. По мнению экспертов, нечто подобное рано или поздно должно было случиться. Ведь принцип, когда депутат фактически по своему усмотрению может распоряжаться огромными бюджетными деньгами, порочен сам по себе. По сути, это своеобразный способ подкупа депутатов со стороны Смольного. И хотя у народных избранников за последние двадцать лет никогда не хватало духу отказаться от такого соблазна, в последние годы подкоп под депутатскую поправку идет с двух противоположных сторон.

Во-первых, с момента прихода на губернаторский пост Георгия Полтавченко Смольный всячески пытается лишить парламентариев возможности бесконтрольно расходовать бюджетные деньги. В правительстве города уверены: «поправку БФК» нужно отменить и сделать расходование средств абсолютно прозрачным. Примерно того же добивается и петербургское «Яблоко»: его члены во главе с Григорием Явлинским принципиально выступают за полную отмену «депутатской поправки». Однако все, чего на данный момент удалось добиться противникам «поправки БФК» - это публичное обещание спикера Заксобрания Вячеслава Макарова выдать СМИ поименные данные по распределению средств при верстке бюджета-2016.

Прощание с политикой

По мнению экспертов, теперь на политической карьере Светланы Нестеровой можно смело поставить крест. А ведь она до последнего надеялась вновь продлить свой мандат в ЗС Петербурга - и, более того, имела на это неплохие шансы. 22 мая по итогам праймериз «Единой России» она заняла второе место в списке по своему округу - вслед за коллегой по ЗС и партии Еленой Раховой, которая также идет и по одномандатному округу. По мнению политологов, если бы на выборах 18 сентября Рахова победила и по спискам «ЕР», и в округе, то Нестерова с высокой вероятностью продолжила бы работу в петербургском парламенте.

Теперь, после громкого задержания ФСБ и отсидки в СИЗО, она, скорее всего, не сможет участвовать в выборах. Во-первых, потому, что следствие намерено арестовать ее как минимум на два месяца (впоследствии срок ареста может быть продлен). Это в любом случае исключает Нестерову из предвыборной гонки. Во-вторых, региональное отделение «ЕР» вряд ли решится выставить депутата с такой репутацией на выборы в округе - любой крепкий оппонент тут же сделает из нее котлету. А вот главе петербургских единороссов ЗС Вячеславу Макарову теперь стоит уповать на то, что больше ни одна «бомба» из «списка Резника» не взорвется до выборов. Ведь рейтинг единороссов после праймериз 22 мая, по данным «Левада-центра», и так упал с 42 до 35%. А после очередного скандала он может рухнуть еще ниже - и тогда не видать партии власти большинства в новом парламенте как своих ушей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии